Учебник по Основам здоровья. 9 клас. Таглина - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 13 Критерии и мотивы для выбора профессии. Профориентация

Обдумайте и обсудите ситуацию. Девятиклассники обсуждали вопросы выбора профессии. Богдан сказал, что ему безразлично, какая у него будет профессия, главное, чтобы за работу хорошо платили. Настя сказала, что она хочет выбрать профессию, связанную с рисованием или песочной анимацией, и неважно, сколько она будет получать за это денег. А Глеб сказал, что он станет фармацевтом, поскольку так решили его родители. Чем отличаются критерии выбора профессии у этих подростков? Осознанно ли они выбирают род деятельности?

Критерии и мотивы для выбора профессии

Профессиональная деятельность является важной частью жизни человека, а профессиональное самоопределение — это важный момент становления личности.

Мотив — это то, что заставляет вас действовать. Какими могут быть ваши мотивы при выборе профессии? Выделяют внешние и внутренние мотивы. Внешние мотивы обусловлены влиянием окружающей социальной среды, а внутренние мотивы связаны с вашим характером, способностями, склонностями, привычками. Основные мотивы, побуждающие подростков выбрать ту или иную профессию, — это престиж, высокий уровень зарплаты, карьерный рост, интерес к профессии, условия работы, возможности дальнейшего образования.

Критерии профессионального самоопределения, т. е. выбора профессии, могут быть разными.

По каким критериям вы определяете, что именно эта профессия должна стать вашей?

Нужно прислушиваться к советам взрослых и друзей, анализировать сказанное, учитывать эту информацию при принятии собственного решения. Но помните, что это только ВАШЕ решение.

На выбор профессии влияют также способности, склонности, желание получить общественное признание. Способности — это те ваши качества, которые свидетельствуют о готовности к освоению желаемой профессии. Ваш исключительный слух и музыкальные способности открывают вам дорогу к профессии пианиста, дирижера, композитора, певца, а математические способности, уникальная память, логическое мышление — к профессии математика или программиста. Ваши склонности проявляются в том, на что вы тратите свободное время. А его вы обычно тратите на то, к чему у вас есть способности. Обратите на это внимание, выбирая профессию.

Важным критерием профессионального самоопределения является информированность. Что вы знаете о разных профессиях? Какие из них нужны сегодня? А какие понадобятся завтра? Каковы перспективы данной профессии на рынке труда? Без такой информации сложно выбирать профессию. Важно, чтобы информация, которой вы пользуетесь, была объективной, актуальной и чтобы она соответствовала действительности.

Итак, выбирать профессию необходимо в соответствии с собственными желаниями, способностями и перспективами на рынке труда. Помните также, что профессиональное самоопределение будет продолжаться на протяжении всей вашей жизни. В связи с этим к выбору профессии следует относиться очень серьезно и основательно.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Каким вы видите свое профессиональное будущее через 10 лет? Кем вы себя представляете? Кем бы вам хотелось быть? Какой результат вашей профессиональной деятельности вас удовлетворит?

Профориентация

Профориентация, т. е. ориентация на профессию, — это процесс выявления склонностей человека к определенному виду деятельности.

Ваша профориентация будет происходить постепенно. Сначала вы определяете, к чему вы стремитесь в первую очередь, каковы ваши желания, склонности, предпочтения относительно будущей профессии. Полезно иметь перечень современных профессий, чтобы было из чего выбирать. Можно использовать списки профессий по направлениям: технические, экономические, медицинские, педагогические и т. п.

Далее необходимо выяснить, какая работа вас привлекает — с людьми или с документами, с животными или с техникой?

Если подросток часами сидит за компьютером в Интернете, то как это можно учитывать при его профориентации? Склонен он к работе с техникой или нет?

Затем нужно проанализировать свои возможности, интеллектуальные, коммуникативные и организаторские умения. Можно опираться на собственный опыт, а можно поинтересоваться мнением ваших близких: кем они вас видят? Выбирая профессию, учитывайте, что каждая из них требует определенных способностей, умений, личностных качеств. Спросите себя: «Имею ли я такие качества? Могу ли я что-то сделать, чтобы приобрести эти качества?».

Для получения необходимой информации найдите профессиограмму выбранной профессии. Профессиограмма — это перечень характеристик, описывающих ту или иную профессию, а также перечень норм и требований данной профессии к работнику.

Корректор — это профессия, требующая абсолютной грамотности. Какие еще профессиональные качества понадобятся человеку этой профессии? Есть ли у вас хоть какие-то из этих качеств?

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Наибольший спрос в мире в 2016 году имели специалисты по инжинирингу, IT-специалисты, врачи, специалисты в сфере туризма, логисты, экологи, химики, энергетики, нанотехнологи, сервис-специалисты, журналисты, имиджмейкеры. Что вы знаете об этих профессиях?

Изучая информацию о профессиях, сравнивайте требования со своими возможностями. Не сужайте круг профессий, которые вы рассматриваете. Если у вас есть возможность, то пообщайтесь со специалистами-практиками, поинтересуйтесь реальными условиями работы в выбранной профессии. Проанализируйте ситуацию на рынке труда, отметьте профессии, которые сегодня наиболее востребованы в стране.

Если вы все это сделали, то можно выбирать. Окончательное решение должно быть только вашим. Скажите себе: «Именно я выбрал/ выбрала эту профессию и могу объяснить почему».

В дополнительном материале к параграфу на сайте вы можете прочитать о типах профессий и ознакомиться с профессиограммой корректора.

Опорные точки. Главные мотивы выбора профессии — престиж, высокий уровень зарплаты, карьерный рост, условия труда, возможности дальнейшего образования.

На выбор профессии влияют ваши способности, склонности, желание получить общественное признание. Критерии профессионального самоопределения могут быть разными, но решение принимаете только вы. Профориентация — это процесс выявления у человека склонностей к определенной профессии.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что предусматривает процесс профориентации?

2. Какие типы профессий вы знаете?

3. Зачем нужна профессиограмма?

II уровень

4. Какие существуют критерии и мотивы для выбора профессии?

5. Как можно выявить свои профессиональные склонности?

6. Какова роль профессиональной деятельности в жизни человека?

III уровень

7. Кто отвечает за выбор профессии? Почему?

8. Какие особенности свидетельствуют о готовности к овладению желаемой профессией?

9. Какие мотивы побуждают подростков выбрать ту или иную профессию?

IV уровень

10. Докажите, что профессиональное самоопределение является важным моментом личностного самоопределения.

11. Докажите, что важным критерием профессионального самоопределения является информированность.

12. Докажите, что выбирать профессию нужно в соответствии с собственными желаниями, способностями и ее перспективами на рынке труда.