Учебник по Биологии. 7 класс. Запорожец - Новая программа

Лабораторные исследования и практические работы. Экскурсии

Лабораторные исследования

Лабораторное исследование № 1

Тема. Изучение внешнего строения и движения кольчатых червей (на примере дождевого червя или трубочника).

Цель: определить характерные особенности внешнего строения дождевого червя, его соответствие условиям жизни в почве; наблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение.

Оборудование и материалы: препаровальные иглы, стеклянные палочки, пинцет, лупа, линейка, лист бумаги; дождевые черви.

Ход работы

1. Рассмотрите дождевого червя. Сравните увиденное с рисунком и обозначьте части тела червя. Определите форму его тела, цвет и характер членения.

Презентация 1

2. Пользуясь лупой, определите передний и задний концы тела. Что на них расположено?

3. Определите и запишите, на каком конце тела находится утолщение — поясок. Сколько члеников его образуют?

4. Установите длину и толщину тела дождевого червя. Определите спинную и брюшную части тела. Чем они отличаются?

5. Рассмотрите и опишите покровы червя. Каково их значение для жизни червя?

6. Возьмите червя с помощью пинцета, положите его на бумагу и понаблюдайте за его передвижением. Свои наблюдения запишите. Какие особенности строения помогают ему передвигаться?

7. Дотроньтесь иглой до кожи червя в разных частях его тела. Как реагирует червь на эти раздражения? Как называется такая реакция?

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Какие черты внешнего строения дождевого червя связаны с его жизнью в почве?

Лабораторное исследование № 2

Тема. Изучение строения раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Цель: изучить особенности строения раковины моллюсков на примере двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

Оборудование и материалы: коллекция раковин моллюсков, живые объекты; лупы; таблицы «Класс Двустворчатые моллюски».

Ход работы

Для изучения особенностей строения моллюсков вам предлагается рассмотреть сначала представителей двустворчатых, а затем брюхоногих моллюсков.

1. Рассмотрите раковину беззубки или перловицы. Сравните увиденное с рисунком.

Презентация 2

2. Определите форму раковины, ее окраску и размеры.

3. Найдите передний (широкий, тупой) и задний (заостренный) концы, спинной (где створки смыкаются мышцами-замыкателями) и брюшной (противоположный) края. Найдите самую высокую часть раковины — вершину — и обратите внимание на окружающие ее слои годовых приростов.

4. Соскребите пинцетом внешний слой в любом месте раковины. Под ним находится фарфоровый слой. С внутренней стороны раковины рассмотрите перламутровый слой. Что для него характерно?

5. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска (прудовика или катушки) и определите ее окраску. Обратите внимание на то, что она спирально закручена. Посчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика или сколько оборотов в завитке раковины катушки. Все ли завитки одинаковы? Почему?

6. Найдите на раковине брюхоногого моллюска ее вершину и отверстие, которое ведет в полость раковины,— устье.

Сделайте выводы, ответив на вопрос.

Из каких частей состоит раковина брюхоногих и двустворчатых моллюсков?

Лабораторное исследование № 3

Тема. Изучение особенностей покровов тела животных.

Цель: изучить особенности покровов тела животных.

Оборудование и материалы: чешуя рыб, перья птиц, шерсть млекопитающих, рога; фотографии, таблицы с изображениями позвоночных животных.

Ход работы

1. Рассмотрите покровы позвоночных животных на изображениях. Заполните таблицу.

Презентация 3

Покровы тела позвоночных животных

Критерии для сравнения

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Кожа сухая или влажная?

Кожа голая или имеет покровы? Чем она покрыта?

Производные кожи

2. Каково назначение чешуи?

3. Какое значение имеет то, что кожа земноводных голая?

4. Какое значение имеют покровы пресмыкающихся?

5. Каково строение пера? Какие функции выполняют покровы птиц?

6. Какую функцию выполняет волосяной покров млекопитающих?

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Как связаны особенности покровов позвоночных животных с особенностями их жизнедеятельности?

Лабораторное исследование № 4

Тема. Определение возраста животных (на примере двустворчатых моллюсков и костных рыб).

Цель: научиться определять возраст костных рыб по чешуе и возраст двустворчатых моллюсков по раковине.

Оборудование и материалы: раковины двустворчатых моллюсков, чешуя костных рыб, жаберные крышки рыб, лупа.

Ход работы

1. Рассмотрите с помощью лупы чешую рыбы, найдите наслоения или темные линии. Каждому году соответствует одно кольцо. Иногда их видно без лупы.

Презентация 4

2. Сосчитайте годовые кольца и определите возраст рыб по чешуе.

3. Рассмотрите жаберные крышки рыб. Найдите на них наслоения и годовые кольца.

4. Рассмотрите раковины моллюсков и найдите годовые дуги. Раковина нарастает неравномерно на протяжении года, зимой рост замедляется, поэтому образуется дугообразный рисунок. Количество дуг соответствует возрасту.

5. Подсчитайте возраст исследуемых раковин.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Какое значение имеет рост для животных? Какие виды роста характерны для моллюсков и рыб?

Лабораторное исследование № 5

Тема. Наблюдение за поведением животных.

Цель: наблюдая за движениями и поведением животных на примере рыб, установить черты приспособленности рыбы к водному образу жизни.

Оборудование и материалы: живые рыбы в аквариуме, таблица «Строение рыб».

Ход работы

1. Рассмотрите и опишите тело рыбы:

— форма;

— окраска;

— отделы.

2. Рассмотрите и опишите покровы тела рыбы, их значение для водного образа жизни.

Видео «Рыба-хирург»

3. Понаблюдайте, может ли рыба повернуть голову вправо или влево. Как соединяется голова с телом и какое это имеет значение?

4. Найдите жаберные крышки, понаблюдайте за дыхательными движениями — поочередным открыванием и закрыванием рта и движением жаберных крышек. Запишите результаты наблюдения.

Видео «Как дышат рыбы»

5. Какие органы чувств есть у рыбы? Где они расположены?

6. Назовите парные и непарные плавники и их функции.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

Каким образом рыба двигается в воде? Как она реагирует на действия человека? В чем заключаются причины такого поведения?