Учебник по Биологии. 8 класс. Задорожный - Новая программа

Лабораторные работы и исследования, исследовательские практикумы

Лабораторное исследование № 1

Тема. Ознакомление с препаратами тканей человека

Цель: ознакомиться с препаратами тканей человека, рассмотреть взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты крови, нервной, мышечной и эпителиальной тканей человека (или их изображения на рисунках в случае отсутствия препаратов), учебник.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты нервной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

4. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты мышечной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

5. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты эпителиальной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике, какие функции выполняет эта ткань.

6. Зарисуйте в тетради увиденное под микроскопом, сделайте соответствующие обозначения.

7. Сформулируйте вывод, где укажите, как строение тканей связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Исследовательский практикум № 1

Тема. Самонаблюдение за соотношением массы и роста тела

Цель: научиться измерять рост и массу тела, устанавливать соотношение между ними.

Оборудование и материалы: ростомер, медицинские весы, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Определение роста.

Встаньте без обуви на площадку ростомера так, чтобы касаться измерительной планки тремя точками: на уровне пяток, ягодичных мышц и лопаток. По горизонтальной планке, которую прижимают к голове, определите рост и занесите результаты в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

2. Определение массы тела.

Встаньте без обуви и верхней одежды на медицинские весы. Определите массу своего тела, занесите результаты в таблицу.

3. Определение массо-ростового индекса.

Массу своего тела разделите на рост (в сантиметрах). На каждый сантиметр роста должно приходиться 350-400 г у мальчиков и 375-425 г у девочек. Результаты занесите в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

4. Определение массо-ростового показателя.

Если ваш рост в пределах 155-164 см, то отнимите от его показателя 100. Если же ваш рост в пределах 165-185 см, то отнимите от его показателя 110. Результаты занесите в таблицу «Соотношение массы и роста тела».

Соотношение массы и роста тела

Показатель

Значение

Рост

Масса тела

Массо-ростовой индекс

Массо-ростовой показатель

5. Сформулируйте выводы, в которых укажите, о чем свидетельствует соответствие массы тела и роста. Объясните, какое значение для человека имеют знания этих показателей. Запишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 2

Тема. Внешнее строение зубов (по муляжам, моделям)

Цель: ознакомиться с особенностями внешнего строения зубов.

Оборудование и материалы: муляжи или модели зубов, рисунки с изображением строения зубов, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Прочитайте в учебнике параграф, в котором описано строение зубов.

2. Рассмотрите муляжи или модели резцов и рисунки с изображением строения резца. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

3. Рассмотрите муляжи или модели клыков и рисунки с изображением строения клыка. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Занесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

4. Рассмотрите муляжи или модели малых коренных зубов и рисунки с изображением строения малого коренного зуба. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Залесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

5. Рассмотрите муляжи или модели больших коренных зубов и рисунки с изображением строения большого коренного зуба. Найдите коронку, шейку и корни зуба. Посчитайте количество корней зуба. Определите, какую часть зуба покрывает эмаль. С помощью учебника выясните, какие функции выполняет данный тип зубов. Залесите свои наблюдения в таблицу «Строение и функции зубов».

Строение и функции зубов

Признак для сравнения

Резцы

Клыки

Малые коренные зубы

Большие коренные зубы

Наличие коронки, шейки и корней

Количество корней

Покрытие эмалью

Функции

6. Сделайте вывод, в котором укажите, как строение зубов связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Исследовательский практикум № 2

Тема. Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: определить, как слюна действует на крахмал.

Оборудование и материалы: два хорошо накрахмаленных куска белой ткани, ватные палочки, спиртовой раствор йода, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Возьмите один кусок накрахмаленной белой ткани и опустите его в раствор йода.

2. Смочите слюной ватную палочку.

3. Напишите ватной палочкой, смоченной слюной, слово «фермент» на втором куске ткани.

4. Опустите кусок ткани с написанным словом в раствор йода.

5. Запишите в тетради свои наблюдения.

6. Сравните результаты опытов и сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

Лабораторное исследование № 3

Тема. Измерение частоты сердечных сокращений

Цель: научиться находить пульс и определять частоту сердечных сокращений.

Оборудование и материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Найдите у себя на теле участки, где артерии расположены близко к поверхности (лучше всего подойдут лучевая, височная и сонная артерии).

2. Нащупайте артерию одним или несколькими пальцами руки и почувствуйте пульс. Удерживайте пальцы на этом месте.

3. Засеките время и подсчитайте пульс в течение 30 с. Данные умножьте на 2 и таким образом определите частоту сокращений вашего сердца.

4. Запишите полученные результаты в тетрадь.

5. На основе полученных данных сделайте вывод о том, какова частота ваших сердечных сокращений на момент проведения работы.

Лабораторная работа

Тема. Микроскопическое строение крови человека

Цель: ознакомиться со строением форменных элементов крови человека, сравненить строение эритроцитов лягушки и человека.

Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки или их изображения, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите микропрепарат крови человека при малом увеличении микроскопа. Обратите внимание на количество и форму различных клеток крови.

3. Переведите микроскоп на большое увеличение. Рассмотрите и сравните структуру эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

4. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат крови лягушки при малом и при большом увеличении.

5. Сравните форму, размеры и наличие ядер в эритроцитах человека и лягушки. Результаты запишите в тетрадь.

6. Сделайте выводы, в которых укажите характерные особенности разных форменных элементов крови человека, а также основные отличия эритроцитов лягушки и человека.

Исследовательский практикум № 3

Тема. Самонаблюдение за частотой сердечных сокращений в течение суток, недели

Цель: научиться проводить самонаблюдения за частотой сердечных сокращений.

Оборудование и материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Найдите у себя на теле участки, где артерии расположены близко к поверхности.

2. Определите частоту ваших сердечных сокращений утром, днем и вечером, подсчитав пульс. Результат запишите в таблицу «Частота сердечных сокращений в разное время суток».

Частота сердечных сокращений в разное время суток

Время суток

Частота сердечных сокращений

Утро

День

Вечер

3. Измеряйте частоту сердечных сокращений ежедневно в одно и то же время в течение недели. Результаты запишите в таблицу «Частота сердечных сокращений в течение недели».

Частота сердечных сокращений в течение недели

День недели

Частота сердечных сокращений

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

4. На основе полученных данных сделайте вывод о том, как изменяется частота ваших сердечных сокращений в течение суток и недели.

Лабораторное исследование № 4

Тема. Микроскопическое строение костной, хрящевой и мышечной тканей

Цель: ознакомиться с костной, хрящевой и мышечной тканями человека, рассмотреть взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянные микропрепараты костной, хрящевой и мышечной тканей человека (или их изображения на рисунках в случае отсутствия препаратов), учебник.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты костной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты хрящевой ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

4. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты мышечной ткани. Обратите внимание на особенности ее строения: форму клеток, их расположение в ткани, наличие межклеточного вещества. Прочитайте в учебнике о том, какие функции выполняет эта ткань.

5. Зарисуйте в тетради рассмотренные типы тканей.

6. Сделайте вывод, в котором укажите, как строение тканей связано с выполняемыми ими функциями. Запишите его в тетрадь.

Лабораторное исследование № 5

Тема. Развитие усталости при статической и динамической нагрузке

Цель: исследовать развитие усталости при статической и динамической нагрузке.

Оборудование и материалы: гантели или гири массой 1 или 3 кг, секундомер.

Ход работы

I. Развитие усталости при динамической нагрузке (выполняют одновременно три ученика)

1. Возьмите в руки одну из гантелей.

2. Поднимайте и опускайте гантель, пока не почувствуете усталость.

3. Запишите время, за которое наступила усталость, в таблицу «Влияние динамической нагрузки на развитие усталости».

4. Вычислите среднее время усталости и запишите его в таблицу «Влияние динамической нагрузки на развитие усталости».

Влияние динамической нагрузки на развитие усталости

Ученики

Время наступления усталости, с

Среднее время наступления усталости, с

1

2

3

II. Развитие усталости при статической нагрузке (выполняют одновременно три ученика через 10 мин после предыдущего опыта — промежуток времени, необходимый, чтобы мышцы смогли восстановиться)

1. Возьмите в руки ту же гантель, которую вы брали до этого.

2. Удерживайте гантель в вытянутой руке без движений.

3. Запишите время, за которое наступила усталость, в таблицу «Влияние статической нагрузки на развитие усталости».

4. Вычислите среднее время наступления усталости и запишите его в таблицу «Влияние статической нагрузки на развитие усталости».

Влияние статической нагрузки на развитие усталости

Ученики

Время наступления усталости, с

Среднее время наступления усталости, с

1

2

3

5. Сравните полученные результаты. Сделайте вывод, в котором укажите, как статическая и динамическая нагрузки влияют на развитие усталости. Запишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 6

Тема. Влияние ритма и нагрузки на развитие усталости

Цель: исследовать, как влияют ритм и нагрузка на развитие усталости.

Оборудование и материалы: гантели или гири массой 1, 3 и 5 кг, метроном, секундомер.

Ход работы

I. Влияние ритма на развитие усталости (выполняется одновременно тремя учениками)

1. Возьмите в руки гантели одинаковой массы.

2. Поднимайте и опускайте гантели в разном ритме, пока не наступит усталость. Отслеживайте ритм движений с помощью метронома.

3. Запишите количество движений и время, за которое наступает усталость, в таблицу «Влияние ритма на развитие усталости».

Влияние ритма на развитие усталости

Ритм

Путь руки, м

Количество движений

Начало утомляемости, с

Медленный

0,5

Средний

0,5

Быстрый

0,5

II. Влияние нагрузки на развитие усталости (выполняется одновременно тремя учениками)

1. Возьмите в руки гантели разной массы.

2. Поднимайте и опускайте гантели, пока не наступит усталость.

3. Запишите количество движений и время, за которое наступает усталость, в таблицу «Влияние нагрузки на развитие усталости».

Влияние нагрузки на развитие усталости

Нагрузка, кг

Путь руки, м

Количество движений

Начало утомляемости, с

1

0,5

3

0,5

5

0,5

4. Сравните полученные результаты. Сделайте выводы, в которых укажите, как ритм и нагрузка влияют на развитие усталости. Запишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 7

Тема. Изучение строения спинного и головного мозга человека (по муляжам, моделям, пластинчатым препаратам)

Цель: по моделям, муляжами и пластинчатым препаратам изучить строение головного и спинного мозга человека.

Оборудование и материалы: разборные модели головного и спинного мозга человека, муляжи, пластинчатые препараты продольного и поперечного разрезов мозга человека, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите модель спинного мозга. Найдите места выхода нервов спинного мозга.

2. Рассмотрите на пластинчатых препаратах расположение серого и белого веществ в спинном мозге.

3. Разделите модель головного мозга на две половины. Найдите перегородку (мозолистое тело).

4. Найдите на одной из половинок модели продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

5. Рассмотрите на пластинчатых препаратах расположение серого и белого веществ в головном мозге.

6. Найдите на модели мозжечок, рассмотрите в нем расположение серого и белого веществ.

7. На модели и муляже конечного мозга найдите борозды, извилины, а также доли коры головного мозга.

8. Найдите на нижней поверхности модели головного мозга места отхождения черепно-мозговых нервов.

9. Запишите в тетрадь свои наблюдения по каждому пункту.

10. Сделайте выводы, в которых укажите, из каких отделов состоит мозг человека, как распределяются белое и серое вещества в головном и спинном мозге, каково биологическое значение извилистого строения коры больших полушарий. Запишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 8

Тема. Определение аккомодации глаза

Цель: определить возможности аккомодации глаза человека.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, лист бумаги с отверстием, вокруг которого нанесены буквы, доска с написанными на ней буквами, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Возьмите лист бумаги с отверстием и написанными вокруг него буквами. Поднесите его на расстояние 10-15 см от глаза.

2. Посмотрите сквозь отверстие в бумаге на буквы, написанные на доске, добиваясь их четкого видения. Обратите внимание на то, как в этой ситуации выглядят буквы вокруг отверстия.

3. Не меняя положения бумаги, сосредоточьте взгляд на буквах вокруг отверстия, добиваясь их четкого видения. Обратите внимание на то, как в этом случае выглядят буквы на доске.

4. Объясните результаты опыта. Запишите свои объяснения в тетрадь.

5. Сделайте вывод, в котором укажите значение аккомодации глаза для жизнедеятельности человека.

Лабораторное исследование № 9

Тема. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

Цель: научиться определять наличие слепого пятна на сетчатке глаза человека.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, лист бумаги с крестиком и несколькими кругами для демонстрации слепого пятна, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Прикройте левый глаз рукой или листом плотной бумаги.

2. Поместите карточку для демонстрации слепого пятна на расстоянии 15 см от глаза.

3. Глядя правым глазом на крестик, медленно приближайте и удаляйте карточку до тех пор, пока один из кругов не исчезнет.

4. Повторите опыт, закрыв правый глаз.

5. Объясните результаты опыта. Запишите свои наблюдения в тетрадь.

6. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Лабораторное исследование № 10

Тема. Измерение порога слуховой чувствительности

Цель: научиться определять порог слуховой чувствительности человека.

Оборудование и материалы: механические часы, сантиметровая линейка, тетрадь, учебник.

Ход работы

Инструкция: работа проводится в тройках. Ученики по очереди исполняют все три роли.

1. Испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами.

2. Экспериментатор медленно приближает часы к уху испытуемого, пока тот не услышит звук работы его механизма.

3. Ассистент экспериментатора с помощью линейки измеряет расстояние, на котором испытуемый услышал тиканье часов.

4. Опыт для правого и левого ушей повторяют трижды. Данные заносят в тетрадь и вычисляют среднее значение порога чувствительности.

5. В выводах укажите значение слуховой чувствительности для жизнедеятельности человека. Запишите в тетрадь.

Исследовательский практикум № 4

Тема. Исследование температурной адаптации рецепторов кожи

Цель: исследовать тепловую адаптацию рецепторов кожи.

Оборудование и материалы: два широких сосуда с теплой и холодной водой, тетрадь, учебник.

Ход работы

1. Прочитайте материал учебника о температурных рецепторах кожи. Определите, какие типы температурных рецепторов есть у человека.

2. Поместите ладонь в сосуд с теплой водой. Отметьте, чувствуете ли вы тепло.

3. Повторите опыт через 40-60 с. Отметьте, изменилось ли ваше ощущение тепла.

4. Поместите ладонь в сосуд с холодной водой. Отметьте, чувствуете ли вы холод.

5. Повторите опыт через 40-60 с. Отметьте, изменилось ли ваше ощущение холода.

6. Объясните результаты опытов. Запишите свои наблюдения в тетрадь.

7. Сделайте вывод о значении температурной адаптации рецепторов кожи для человека. Залишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 11

Тема. Определение реакции зрачков на свет

Цель: определить реакцию зрачков человека на свет.

Оборудование и материалы: схема строения глаза, тетрадь, учебник.

Ход работы

Работа выполняется в парах.

1. Рассмотрите зрачки партнера в положении, когда тот стоит спиной к окну. Определите видимый размер зрачков.

2. Рассмотрите зрачки партнера в положении, когда тот стоит лицом к окну. Определите видимый размер зрачков.

3. Сравните видимый размер зрачков. Запишите в тетради, в каком случае размер зрачков больше.

4. Сделайте вывод о влиянии освещения на размер зрачка. Запишите в тетрадь.

Лабораторное исследование № 12

Тема. Исследование различных видов памяти

Цель: исследовать механическую и логическую память.

Оборудование и материалы: карточки для исследования различных видов памяти, часы, учебник, тетрадь.

Ход работы

I. Исследование механической памяти

1. Изучите карточку с записанной на ней строкой цифр в течение 30 с.

2. Закройте строку листом.

3. Запишите цифры в тетрадь.

4. Повторите действия со строкой букв и слов.

5. Рассчитайте объем и точность вашей механической памяти. Он равен количеству правильно воспроизведенных единиц запоминания, а точность — количеству единиц запоминания, которые были воссозданы в правильном порядке.

Карточка для исследования механической памяти

Цифры: 2, 5, 1, 7, 3, 2, 4, 9, 6, 1.

Буквы: а, в, г, т, д, ф, а, к, ж, х.

Слово: шар, река, свитер, шоколад, синяк, порох, рожь, гончар, автобус, крыло.

II. Исследование логической памяти

1. Изучите карточку с записанными на ней словами в течение 30 с.

2. Закройте слова листом.

3. Запишите слова, которые вы запомнили, в тетрадь.

4. Рассчитайте объем и точность вашей логической памяти. Он равен количеству правильно воспроизведенных единиц запоминания, а точность — количеству единиц запоминания, которые были воссозданы в правильном порядке.

Карточка для исследования логической памяти

Железо, металл, авто, двигатель, бензин, химия, удобрения, урожай, комбайн, пшеница.

III. Занесите в тетрадь полученные результаты в виде таблицы.

IV. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.

Исследовательский практикум № 5

Тема. Определение типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

Цель: определить тип своего темперамента.

Оборудование и материалы: тест для определения типа темперамента, учебник, тетрадь.

Ход работы

1. Прочитайте внимательно инструкцию.

Инструкция: вам предлагается ряд вопросов. На каждый из них отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов: здесь не может быть правильных или неправильных ответов — это не испытание умственных способностей.

Вопросы теста Г. Айзенка для определения типа темперамента

1. Часто ли вы испытываете жажду новых впечатлений, к тому, чтобы встряхнуться, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут понять вас, подбодрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы выполняете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы действуете и говорите быстро?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете безрассудно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-то делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с другими людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вялые?

20. Пытаетесь ли вы ограничивать круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли вас терзает чувство вины?

25. Способны ли вы иногда дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто натянуты до предела?

27. Считают ли вас живым и веселым человеком?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Ощущаете ли вы беспокойство, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите о чем-то узнать, вы находите это в книге или спрашиваете у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Вы когда-нибудь опаздывали в школу, на встречу с кем-то?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете случая поболтать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Огорчитесь ли вы, если долго не сможете видеться с друзьями?

47. Вы нервный человек?

48. Есть ли среди ваших знакомых те, кто вам явно не нравится?

49. Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых принимает участие много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вы смогли бы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Заботитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

2. Запишите свои ответы на отдельном листе.

3. Проработайте результаты.

А. Для определения степени экстраверсии вычислите сумму ответов «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Если сумма баллов равна 0-10, то вы интроверт, погружены в себя.

Если 15-24, то вы экстраверт, общительный человек, открытый внешнему миру.

Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Б. Для определения степени нейротизма вычислите сумму ответов «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если количество ответов «да» равно 0-10, то это свидетельствует об эмоциональной устойчивости.

Если 11-16, то это эмоциональная уязвимость.

Если 17-22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

Если 23-24, то это признак нейротизма, граничащего с патологией, возможен срыв, невроз.

4. Определите свой тип темперамента, обратившись к графику: найдите свои показатели по шкалам экстраверсии и нейротизма.

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность; социальный, направленный к внешнему миру, общительный, порой болтливый, беззаботный, веселый человек, любит лидерство, у него много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт: нестабильная личность; возбудимый, несдержанный, агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный человек; работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса — склонность к истерико-психопатическим реакциям. Флегматик-интроверт: стабильная личность; медленный, спокойный, пассивный, невозмутимый, осторожный, задумчивый, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях человек; способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность; тревожный, пессимистический, внешне сдержанный, но в душе очень эмоциональный, чувствительный человек; неравнодушный и переживающий, подвержен тревоге, депрессии, грусти; в напряженных ситуациях возможны срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

5. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.