Учебник по Биологии. 8 класс. Задорожный - Новая программа

46. Речь. Обучение и память

Прежде чем приступить к изучению речи, обучения и памяти человека, вспомните, как животные общаются между собой. Какие преимущества дает животным возможность общаться? Способны ли животные обучаться? Могут ли животные что-либо запоминать?

Сигнальные системы человека. Речь

Высшая нервная деятельность, в частности, основана на двух сигнальных системах, обеспечивающих взаимодействие человека с действительностью. Обе эти системы являются особыми формами деятельности коры головного мозга, которая проявляется в рефлекторных реакциях.

Первая сигнальная система характеризуется реакциями, возникающими как результат влияния внешних факторов на сенсорные системы организма. А вот вторая сигнальная система определяется рефлекторными реакциями на слова. Скажем, когда на запах свежеиспеченных булочек у вас выделяется слюна — это пример того, как сработала первая сигнальная система. Результатом работы второй сигнальной системы является выделение слюны, когда при вас произносят слово «булочка».

Речь — это система особых знаков и средств общения между людьми. Она формировалась на основе звуков, которые научился произносить человек. Однако только звуками речь не ограничивается: в современном обществе огромное значение имеет письменность — графическая составляющая речи.

Виды обучения

Обучение во все времена было одним из главных факторов выживания. Тот, кто учился лучше, в борьбе с силами природы выживал чаще, поэтому человечество изобрело различные способы обучения.

Самым простым видом обучения является догматическое, когда знания приобретаются путем механического запоминания, без каких-либо попыток понимания того, что изучается. Вследствие такого подхода данный вид обучения является наименее эффективным, и он никак не способствует умственному развитию человека (рис. 46.1).

Рис. 46.1. Догматическое обучение было распространено во времена Средневековья

Рис. 46.2. Биологический турнир — пример проблемного обучения

При объяснительно-иллюстративном обучении восприятие новой информации происходит с одновременным ее обобщением. Обычно в таком случае вам предлагаются практические упражнения или учебный материал с иллюстрациями, благодаря чему вы можете быстро и прочно усвоить информацию. Однако этот вид обучения не способствует формированию творческого мышления.

А вот проблемное обучение осуществляется посредством решения учебных или реальных проблем. Для того чтобы их решить, вам приходится вспоминать то, что вы уже знаете, и учиться самостоятельно искать информацию. Этот вид обучения требует активного применения всех других форм обучения (рис. 46.2).

Память

Любое обучение имеет смысл только тогда, когда информация, которую вы получили, запоминается. Такое запоминание возможно только с привлечением механизмов памяти человека.

Память — это психический феномен, который заключается в сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что дает возможность его повторного применения в процессе жизнедеятельности человека. Существует несколько способов классификации памяти по разным принципам.

Какие бывают виды памяти по содержанию запоминаемого материала, смотрите в таблице (с. 160).

Рис. 46.3. Декламация — пример словесно-логической памяти

Виды памяти по содержанию запоминаемого материала

Вид памяти

Особенности

Двигательная

Память на позу и движения тела. Она является основой формирования ходьбы, танца, игры на музыкальном инструменте и других навыков

Эмоциональная

Память эмоций, чувств. Она позволяет сохранять эмоции и чувства, которые возникали ранее, и восстанавливать данное эмоциональное состояние в случае повторной ситуации. Следами в эмоциональной памяти являются не сами по себе эмоции, а события, вызвавшие их

Образная

Память на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные образы. В ней хранятся картины окружающего мира, звуки, запахи, которые когда-то воспринимались человеком. Образы, содержащиеся в памяти, со временем упрощаются, становятся более обобщенными

Словесно-логическая

Память на мысли, суждения, закономерности и связи между предметами и явлениями действительности. Этот вид памяти тесно связан с речью и мышлением и формируется вместе в ними. С ее помощью осуществляется сохранение и воссоздание словесной информации. Возможно как дословное запоминание текстов, так и запоминание только их содержания (рис. 46.3, с. 159)

О видах памяти по времени хранения запоминаемого материала можно узнать из таблицы.

Виды памяти по времени хранения запоминаемого материала

Вид памяти

Особенности

Мгновенная (сенсорная)

Хранит информацию очень недолгое время (от 0,3 до 2 с) и зависит от того, как отображается действительность на уровне рецепторов.

При помощи этого вида памяти человек на очень короткое время удерживает картину внешнего мира

Кратковременная

Удерживает информацию, которая поступает в нее из мгновенной и долговременной памяти. Время хранения информации в ней — от 15 до 30 с. Эта память сохраняет лишь то, на что направлено внимание человека

Долговременная

Практически не ограничена по объему и длительности хранения информации. Это основное «хранилище» опыта человека. В него поступает материал из кратковременной памяти, но он не находится там в неизменном виде. Этот материал постоянно преобразуется: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы

Виды памяти по цели дальнейшей деятельности с использованием запоминаемого материала описаны в таблице.

Виды памяти по цели деятельности, в которую включено запоминание

Вид памяти

Особенности

Непроизвольная

Является продуктом деятельности, не направленной непосредственно на запоминание материала. Если при просмотре новостей в Интернете вы заодно случайно запомните, что кактусы родом из Америки, то это будет примером непроизвольной памяти

Произвольная

Является продуктом особой — мнемической — деятельности, направленной на запоминание. Когда вы запоминаете стихотворение, чтобы рассказать его завтра на уроке, это пример произвольной памяти

• Объем кратковременной памяти ограничен. Исследования показали, что в ней могут одновременно содержаться только 7 ±2 структурных единицы (отдельные буквы, слова, предметы).У шимпанзе, например, кратковременная память намного меньше: в ней одновременно могут содержаться лишь 2-3 структурные единицы.

• Языки делятся на естественные и искусственные. Естественные языки возникают естественным путем, создаются определенным народом в течение длительного времени. Естественными языками являются украинский, английский, китайский и многие другие. Искусственные языки создаются специально для облегчения международного общения. К ним относятся эсперанто, интерлингва, ложбан и т. п.

• В мире существует более шести тысяч языков. Точное их количество трудно установить, т. к. не во всех случаях можно четко сказать, является ли данный говор отдельным языком или просто диалектом.

• Эсперанто — это искусственный язык, который был создан польским врачом Л. Заменгофом в 1887 г. Сейчас эсперанто используется в 121 стране мира.

Речь представляет собой систему особых знаков и является средством общения между людьми. Она активно используется в процессе обучения. Существуют различные виды обучения — догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное. Любое обучение происходит с участием механизмов памяти. Существует много видов памяти, которые выделяют по разным принципам.

Проверьте свои знания

1. Какие сигнальные системы есть у человека?

2. Что такое речь?

3. Какие существуют виды обучения?

4. Какие существуют виды памяти?

5. Каковы особенности кратковременной памяти?

6*. В чем разница между непроизвольной и произвольной памятью?