Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Ліхтей - Новая программа

§ 7. Северное Возрождение

Вспомните. Назовите темы творчества художников итальянского Возрождения.

1. Альбрехт Дюрер — представитель искусства немецкого Возрождения

Северное Возрождение — уникальное явление в искусстве XV XVI вв. в европейских странах, расположенных к северу от Италии, — Нидерландах, Германии, Франции и Испании. Это понятие, применённое по аналогии с итальянским Возрождением, достаточно условно. Если в Италии искусство действительно переживало процесс возрождения традиций античности, то в странах Европы, не имевших античного прошлого, оно развивалось под влиянием готической традиции.

Развитие искусства Возрождения в Германии формировалось в жестокой религиозной борьбе, наполнившей его драматизмом и эмоциональным напряжением. Яркое воплощение в немецком искусстве приобрели темы смерти, Страшного суда, конца света.

Выдающимся представителем искусства немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер (1471-1528) — живописец, гравёр и учёный. В его живописных полотнах проявляется настоящее величие эпохи Возрождения. В этот период созданы известные автопортреты - «Автопортрет с пейзажем» (1498), «Автопортрет в образе Христа» (1500) и др. Однако настоящий успех художнику принесли гравюры. Наиболее известна серия гравюр на темы апокалипсиса (1498).

В последние годы жизни А. Дюрер создал несколько замечательных портретов. Среди них — «Портрет императора Максимилиана» (1519). Он также продолжал писать картины на религиозную тематику. Одним из последних полотен художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), на котором изображены Иоанн, Пётр, Павел и евангелист Марк.

А. Дюрер. Автопортрет в образе Христа. 1500 г.

Северное Возрождение — эпоха развития культуры в североевропейских странах в последнее десятилетие XV в. и первой четверти XVI в. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеет ряд характерных отличий.

2. Искусство Нидерландов. Питер Брейгель Старший

Одним из самых ярких центров искусства Северного Возрождения стали Нидерланды. Здесь сформировалась уникальная живописная школа, которую характеризовал глубокий интерес художников к многогранности мира, ко всему, что окружает человека.

Выдающимся представителем Северного Возрождения был Питер Брейгель Старший (1523/1530-1569). Он родился в крестьянской семье. Художественному ремеслу обучался в Антверпене. В течение 1552-1553 гг. молодой художник путешествовал по Италии, где усовершенствовал искусство живописи. Возвратившись на родину, П. Брейгель какое-то время жил в Антверпене. Тут он создал свою первую известную картину — «Падение Икара» (1558). Миф о древнегреческом герое предстаёт на картине как незначительное событие, а основное внимание обращено на работу крестьян.

В 1563 г. П. Брейгель переехал в Брюссель, где достиг вершин своего творчества. Темы его картин весьма приземлённые — сельские праздники, каждодневный труд, а его персонажи — люди простые и неотёсанные. При этом их лица лишены индивидуальности и похожи на маски. Таковы его полотна «Жатва» (1565), «Охотники на снегу» (1565), «Крестьянская свадьба» (1568), «Крестьянский танец» (1566-1567) и др. За любовь к сельской тематике П. Брейгель получил от современников прозвища «Мужицкий», «Сельский».

Ярким завершением творческого пути П. Брейгеля стала его картина «Слепые» (1568). Шесть слепцов, держась друг за друга, неуверенно идут вперёд. Последний из них даже не догадывается, что первый падает в яму. Эта картина свидетельствует о глубоком разочаровании художника в жизни.

П. Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г.

• Вспомните древнегреческий миф о Дедале и Икаре.

П. Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г.

• Глядя на иллюстрацию, расскажите, как происходила сельская свадьба.

Северное Возрождение; Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший.

1. Какие идеи повлияли на творчество художников Северного Возрождения?

2. Подумайте, что А. Дюрер хотел сказать себе и обществу, создавая художественный шедевр «Автопортрет в образе Христа».

3. Подумайте, что А. Дюрер хотел донести до современников и будущих поколений в серии гравюр на тему апокалипсиса.

4. Подумайте, какие человеческие пороки хотел продемонстрировать П. Брейгель Старший в картине «Падение Икара». Почему персонажи картины — пахарь, рыбак и пастух — не прониклись трагедией Икара?

5. Почему П. Брейгеля Старшего привлекала сельская тематика?