Учебник по Истории Украины. 8 класс. Власов - Новая программа

§ 6. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ И БРАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

1556-1561 гг. - создание Пересопницкого Евангелия.

1586 г. - утверждение устава Львовского братства антиохийским патриархом Иоакимом.

1586 г. - основание во Львове Успенского братства и братской школы.

1591 г. - издание типографией Львовского братства «Адельфотеса» - учебника церковнославянского и греческого языков.

Какие возможности для учебы имели украинцы в 15 - первой половине 16 в.? Как в документе объяснена цель создания Львовской братской школы? Зачем братствам была нужна собственная типография? С чем было связано создание сети частных школ?

В грамоте патриарха Иоакима от 15 января 1585 г. говорилось: «Хотят... господа мещане львовские школу учредить для учебы детям христианским всех сословий, чтобы учиться Письму Святому греческому и славянскому чтобы не был их христианский род вроде бы бессловесным из-за своей необразованности. И также купить типографию, необходимую для этой школы».

1. Каким было положение православной церкви в конце 16 в.?

Положение православной церкви с переходом украинских земель под власть католической Польши было непростым. Чтобы противостоять польскому католицизму, через разветвленную сеть коллегий и типографий неудержимо распространявшему влияние на новые восточные земли, Украинская православная церковь должна была выработать собственную систему образования. Но ни достаточного количества книг, ни соответствующих учебных заведений для духовенства не было.

Положение православной церкви на украинских землях осложнялось и внешними обстоятельствами. Захваченный турками в 1453 г. Константинополь утратил возможность существенно влиять на православную церковь Украины. В то же время с каждым годом все могущественнее становилась Московская митрополия, стремившаяся утвердиться как преемница угасшего Константинополя. Признание в 1589 г. Московского патриархата, предоставление его главе титула патриарха Московского и всея Руси обеспокоило украинских церковных деятелей, поскольку красноречиво свидетельствовало о намерениях Московии относительно украинских земель.

Понимая всю сложность ситуации, в которую попала родная церковь, часть представителей высшего духовенства и шляхты все больше склонялась к идее объединения с Римско-католической церковью.

Непосредственным поводом для обострения церковного противостояния в Украине стала календарная реформа, проведенная по инициативе папы Григория XIII. 21 февраля 1582 г. он объявил о введении нового календаря - григорианского, или календаря нового стиля, в отличие от старого, юлианского. Целью реформы было преодоление отставания календарного времени от астрономического, которое в 16 в. составляло 10 дней (в 17 в. также 10 дней, в 18 - 11, в 19 - 12, а в 20 в. - 13 дней). Однако новый календарь не восприняли в восточном христианском мире, приводя прежде всего богословские аргументы. Православная церковь в Украине до сих пор придерживается юлианского календаря. 2

2. Каковы особенности реформационного движения в Украине?

Многие европейские страны были охвачены реформационными идеями. Не обошли они стороной и Речь Посполитую, в составе которой находились украинские земли. Реформация - общественно-политическое движение 16-17 вв., направленное против католической церкви. Это движение положило начало новому направлению христианского учения - протестантизму, провозгласившему свою независимость от папы римского.

Количество сторонников нового вероучения увеличивалось и в Речи Посполитой - преимущественно это были протестантские роды Литвы и Польши. На украинских же землях немногочисленные очаги протестантизма появились в 30-40-х годах 16 в. Новое вероучение привлекало внимание прежде всего шляхты и магнатов. Они усматривали в протестантских, особенно кальвинистских, требованиях (ослабление власти высших церковных иерархов, ликвидация церковного землевладения, контроль мирян над духовенством, веротерпимость и ограничение королевского всевластия) близость идеалам шляхетской вольницы. Переход украинской шляхты в протестантизм не носил массового характера. Украинские шляхтичи, стремясь к расширению своей власти, в большинстве случаев выбирали католицизм.

Не получила существенной поддержки протестантская церковь и в среде мещан. В отдельных городах, преимущественно магнатских, очаги протестантизма все же появились, но в тех случаях, когда горожан принуждал к этому владелец города. Для крестьян протестантизм оставался чужим и непонятным. В лучшем случае украинские крестьяне относились к нему как к «барской церкви», сохраняя приверженность вере православной.

Таким образом, протестантизм на украинских землях не нашел поддержки ни в среде правителей, ни среди простого народа, а влияние Реформации проявилось в использовании реформационных идей для обновления православной церкви.

Пересопницкое Евангелие (1556-1561)

• Книга написана на пергаменте черными чернилами с применением красной краски, украшена изысканными рисунками-миниатюрами. 482 листа рукописи оправлены в дубовые дощечки, обтянутые зеленым бархатом. Работа над ее переводом продолжалась с 1556 до 1561 г. Начат он был в с. Дворце, а завершен в г. Пересопница - это волынское местечко и дало название книге. Переводчиком Евангелия был архимандрит Пересопницкого Пречистенского монастыря Григорий.

Переписал перевод сын протопопа из Сянока Михайло Василевич. В послесловии он сообщил, что Григорий трудился над переводом с великой любовью и постоянно молился, прося Бога помочь ему завершить труд.

Главным достижением Реформации в Украине стал перевод Священного Писания на живой язык народа, а также его использование в богослужении. Переводы Священного Писания на украинский язык начали появляться с середины 16 в. Наиболее известным является Пересопницкое Евангелие.

3. Что такое братства? Как они отстаивали православие?

О влиянии реформационных идей на украинское общество свидетельствует и деятельность православных братств.

Братствами называют национально-религиозные общественные объединения мещан при православных церквах. Наиболее авторитетным было Львовское Успенское братство, начавшее формироваться в 80-х годах 16 в. В 1586 г. антиохийский патриарх Иоаким утвердил устав Львовского братства. Устав предоставлял ему право верховенства над другими братствами и контроля за духовенством, в том числе епископами. Вскоре Львовское братство добилось ставропигии - права подчиняться непосредственно патриарху. С тех пор братство стало называться ставропигийским.

1. Издательский знак Львовского братства.

2. Фрагмент привилегии Львовскому братству антиохийского патриарха Иоакима.

Братства вели благотворительную деятельность - помогали своим, попавшим в тяжелое положение, заботились об обеспечении храмов книгами, иконами, свечами, устраивали храмовые праздники и т. п. Но постепенно братства превращались в национально-религиозные организации.

Они развернули широкую культурно-просветительскую деятельность: создавали библиотеки, типографии и школы. В конце 16 - первой половине 17 в. в Украине действовало около 30 братских школ.

Деятели братского движения стремились улучшить положение церкви. Они выступали против злоупотреблений высшего духовенства, искали пути разрешения проблемы неисполнения священниками своих обязанностей и т. п.

Львовское братство. Любительский рисунок того времени.

1. Часовня Трех Святителей.

2. Успенская церковь во Львове с колокольней (башней Корнякта).

• При содействии Львовского Успенского братства во Львове появился ансамбль Успенской церкви, относящийся к наилучшим в Украине памятникам ренессансной архитектуры. Он состоит из Успенской церкви, часовни Трех Святителей и колокольни (башни Корнякта).

4. В чем проявилось влияние Контрреформации на украинские земли?

Не обошла стороной украинские земли и волна Контрреформации - католической реформы церковной жизни. Идеи реформирования церкви были разными. Одни предусматривали осуществление реформы католической церкви путем ее приближения к реформационным церквам. Другие основывались на полном отрицании вероучений, вплоть до объявления им войны. Победила вторая позиция. Методы борьбы с Реформацией во многом были реформационными: введение собственного школьного образования, развитие книгопечатания, проповеди.

Делу реформирования католической церкви служил орден иезуитов, основанный в 1534 г. и официально утвержденный папой римским в 1540 г. Иезуиты объединили вокруг идеи обновления католической церкви значительные интеллектуальные силы.

К середине 17 в. в Речи Посполитой действовали 32 иезуитские коллегии - из них 13 на украинских землях. В 1575 г. была открыта иезуитская коллегия в Ярославле (сейчас - Польша), а вскоре во Львове, Каменце, Луцке, Перемышле, Остроге.

Претворяя в жизнь мощную образовательную программу, иезуиты стремились увеличить количество сторонников католицизма. Высокий уровень образования иезуитских учебных заведений привлекал украинских шляхтичей; к тому же их выпускники имели возможность продолжать обучение в европейских университетах.

• Чем обусловлена такая оценка деятельности ордена иезуитов? • О чем она свидетельствует? Волынский шляхтич в 20-х годах 17 в. так рассказывал об иезуитской школе: «Ведь ты же отдал сынка своего в ту школу. Ведь они там твоего сынка русинка... окрутили... Вот уже и на веру свою святую правдивую яко пес щекает, и на тебя, отца своего, и на мать свою, и на весь род свой, и от веры, и от языка своего многославного святого отрекается...».

• Перефразируйте предложение в проблемный вопрос и дайте на него аргументированный ответ. • Культурный подъем в Украине существенно усиливается в последней четверти 16 - начале 17 в. с появлением братств.

Проверьте себя

1. Установите хронологическую последовательность событий: • основание во Львове братской школы; • Люблинская уния. Объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского в Речь Посполитую; • создание Пересопницкого Евангелия.

2. С какими государствами в конце 16 в. граничили украинские земли Речи Посполитой на востоке и юге?

3. Дайте определение понятиям: • церковные братства; • Реформация; • протестантизм; • Контрреформация; • Евангелие; • орден иезуитов.

4. Дайте ответы на вопросы: • Почему реформационное движение не получило заметного распространения на украинских землях? Каковы были его особенности? • Что такое братства? Какие направления их деятельности основывались на идеях Реформации? • Каким было обучение во Львовской братской школе? • Что вы знаете о правах и обязанностях учеников этой школы?

5. Какую роль в национально-культурной жизни того времени на украинских землях сыграла деятельность ордена иезуитов? Выскажите свое отношение к этой деятельности.