Учебник по Истории Украины. 8 класс. Власов - Новая программа

§ 37. КАЗАЦКИЕ ЛЕТОПИСИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Титульный лист летописи Самуила Величко

Наиболее выдающимся явлением исторической литературы первой половины 18 в. стали казацкие летописи, создававшиеся в казацкой среде и повествующие о событиях казацкой истории.

Одной из древнейших среди казацких летописей является «Летопись Самовидца». В ней изложены события от 1648 до 1702 г. Те, кто переписывал летопись, довели рассказ до 1734 г. Изучение этого документа позволило ученым установить имя автора: им считают Романа Ракушку-Романовского, военного и политического деятеля времен Руины.

Вторым важным произведением была летопись Григория Грабянки (с 1730 г. гадячский полковник), созданная в 1710 г. Летопись рассказывает о событиях от самых древних времен до 1709 г. - поражения И. Мазепы и избрания гетманом И. Скоропадского.

Выдающимся явлением казацкого летописания стала летопись канцеляриста Самуила Величко. Написана она в 1720 г. Произведение состояло из двух частей: описания событий с 1648 по 1660 г. и с 1660 по 1700 г. Летопись дошла до нас поврежденной, без окончания и с пробелами, особенно в первой части. Рукопись сопровождается десятью портретами гетманов, в ней использовано огромное количество документов, поэтических текстов.

1. Как повлияли казацкие летописи на развитие литературных традиций?

Из «Летописи Самовидца»: «Кактолько ударили в бубны на раду Брюховецкий... пешее войско привел к палатке своей стороны на раде, и Сомко не остался в долгу: и сам он, и все казаки, которые при нем были, как люди зажиточные, на хороших лошадях, хорошо одетые и при оружии, как на войну, имея в виду, что если бы не по ихней воле пошла бы рада, то была бы между участниками рады битва, потому что в лагере у Сомко и пушек было немало. Но это ничем не помогло, поскольку запорожцы милостью царского величества укреплены были, и как только началась рада и боярин вышел из палатки и стал зачитывать грамоту и указ его царского величества, не дали ему окончить, не слушая письма царского величества. Сразу же крик с обеих сторон поднялся по поводу гетманства: одни кричат: “Брюховецкого гетманом”, а другие кричат: “Сомка гетманом” и на стол обоих сажают, а дальше и между собой биться начали и бунчук Сомко поломали, сам Сомко еле выбрался из палатки царской и вскочил на коня, а из других убили несколько человек. И так сторона Сомко вынуждена была отступить в свой лагерь, а сторона Брюховецкого на стол посадили Брюховецкого, столкнув князя, и гетманом объявили, дав ему булаву и бунчук в руки; хотя нескоро этот шум успокоился».

Пантелеймон Кулиш в своем романе «Черная Рада» так воссоздал те же события: «Вдруг раздался гром бубнов и труб. Из шатра вышел царский боярин, князь Гагин, с думными дьяками. В обеих руках нес он с торжеством царскую грамоту, а его спутники - царскую хоругвь для казацкого войска, бархат, камку парчу и соболи в подарок гетману и старшинам. Все они были с окладистыми бородами, в богатых турских шубах, в сапогах, шитых золотом и усеянных жемчугом. Подошедши к столу, они поклонились сперва направо, где стоял Сомко, потом налево, где стоял Брюховецкий, потом поклонились в третью и четвертую стороны. Все мало по малу умолкли.

Князь Гэгин перекрестился большим русским крестом от самой лысины до низко повязанного пояса, тряхнул в обе стороны седыми кудрями, поднял высоко перед собою грамоту, - два дьяка поддерживали ему руки, - и начал читать длинный царский титул.

Сельская чернь, стоявшая за запорожцами, не слыша чтения, боялась опоздать с провозглашением и начала кричать: «Ивана Мартыновича волим! Брюховецкого волим!» А задние ряды ополчения Сомкова, услышав этот крик, начали себе кричать: «Сомка, Сомка волим гетманом»! И по всему полю понесся крик, подобный буре, бушующей в бору. Тогда и ближние ряды, видя, что чтение совсем заглушено, начали провозглашать гетманов, и в одну минуту крик обхватил всех казаков...

- Брюховецкого! - кричали одни.

- Сомка! - кричали другие.

- Не удастся свиноезду гетмановать над нами!

- Не удастся торгашу пановать над казаками!..

И началась драка...

Между тем запорожцы схватили Брюховецкого на руки и бросились толпою к столу так неистово, что чуть не сбили с ног и самого князя с дьяками. Князь Гагин, теснимый и толкаемый со всех сторон, едва мог выбраться из бурной их толпы и уйти в царский шатер.

- Гетман, гетман Иван Мартынович! - орали во все горло запорожцы.

- Дети! - вскрикнул к своим Шрам, - неужели мы потерпим такое поругание? Долой Иванца! Сомко гетман! Больше никто!

И густая толпа, окружив Сомка, начала пролагать себе дорогу к столу саблями. Уже потеснили противников, уже посадили Сомка на стол. Но запорожцы напали на гетманских приверженцев, как злые осы; одни падали под ударами сабель, а другие наступали по трупам падших и бросались с ножами и дубинами на Сомковых сторонников; сломали его бунчук, вырвали из руку него золотую булаву. Посмотрел Сомко с высоты стола - вокруг него только горсть старшины и казаков; далее все запорожцы.

- Эй, братцы, - закричал он, - полно! Нет здесь наших! Мы посреди врагов!

Смотрят старшины - в самом деле, они со всех сторон окружены запорожцами».

Бой между противниками на Черной раде в Нежине в 1663 г. Художественная реконструкция.

• О каком историческом событии говорится в обоих фрагментах? • На какие детали исторических событий обращает внимание летописец, почему именно на них? • Как эти детали обыгрывает писатель?

• Случайно ли первый исторический роман в украинской литературе был посвящен событиям казацкой эпохи? • Почему язык казацких летописей отличается от современного?

Сравните тексты. Чем фрагмент из «Летописи Самовидца» отличается от отрывка из исторического романа П. Кулиша? С чем это связано?

Работаем самостоятельно. Задание 1. Выберите 3-4 факта из отрывка «Летописи Самовидца», которые подтверждают, что Пантелеймон Кулиш именно ее использовал в качестве источника для написания своего романа.

2. Как в рассказах летописцев отображены сословные интересы и мировоззрение авторов?

Из «Летописи Самовидца»: «Начало и причины войны Хмельницкого есть исключительно в преследовании поляками православия и обременении казаков, так как тогда те, кто не желал барщины делать, к чему не привыкли были, на службу в замках возвращены, и их с письменами посылали... и присмотр за ними старосты держали, во дворах печки, то есть печи, жечь, псов чистить и присматривать, двор подметать и к другим нестерпимым работам приставляли».

• Сравните определение причин Национально-освободительной войны автора источника и автора учебника. • В чем существенное отличие между источниками информации?

Из летописи Г. Грабянки: «Когда к Хмельницкому подошли татарские отряды, он послал к молдовскому воеводе гонца с требованием отдать дочь за сына Тимоша, как уже было договорено. А если же тот не захочет отдать, то он, Хмельницкий, со стотысячным войском пожалует к нему в гости.

И напал страх на воеводу и на валахов... И не зная, что делать, господарь отправил гонца к королю и просил его как-то помешать этой свадьбе. И приказал король гетману Калиновскому не пускать сына Хмельницкого на свадьбу к господарю. На выполнение этого приказа Калиновский пришел и стал с войском польским на Батоге...

Когда же к польскому лагерю подошли татары, шляхта вывела им навстречу свои полки, оставив за собой беззащитный лагерь, и начала бой. Но татары только выманили поляков подальше от лагеря. Этим воспользовались казаки, напали на него, легко ворвались внутрь. Когда татары увидели, что казаки в лагере, то повернули лошадей и ударили на польское войско. Поляки испугались. Одни кинулись убегать в сторону, и им... перекрыли дорогу казаки. Другие же кинулись к переправе, к Бугу.

Хмельницкий вернулся в Чигирин, отправив своего сына Тимофея на свадьбу к молдовскому господарю, а для сопровождения выделил двенадцатитысячный отряд казаков. Там начали гулять свадьбу. Невеста, выражая свою благосклонность к сыну Хмельницкого... приказала своим дружкам на свадьбе петь руские песни».

О каких событиях Национально-освободительной войны говорится в документе? • Как автор относится к ним? Чем можно объяснить такое отношение? • Какие отрывки документа свидетельствуют об отношении автора к Молдове, Крымскому ханству, Польше, Войску Запорожскому? Кому он сочувствует, кого осуждает?

• О каких исторических деятелях рассказывает летописец? • Как он относится к ним? • В каких словах это проявляется? • Почему Б. Хмельницкий стремился установить межгосударственные отношения с Молдавией и породниться с молдавским господарем? • Почему были отменены предыдущие договоренности Василе Лупу и Богдана Хмельницкого?

3. Как казацкие летописцы объясняли причины создания своих трудов, в чем видели свое призвание?

Летопись Самуила Величко начинается так: «Для любопытного характера человеческого нет ничего более подходящего, ласковый читатель, чем читать книги и узнавать про древние человеческие деяния и поступки... Глядя на летописные и исторические писания чужеземных писателей, читал я про всевозможные деяния и увидел, что слава тех чужеземцев объяснена и не затемнена. Этого не скажешь о наших сармато-казацких предках (которые) также, как и иностранцы, вели войны и славились рыцарской отвагой и богатырскими подвигами. Наши писатели о них ничего не написали и не объяснили: я увидел, что слава наша спрятана под плащом их ничтожной лени. Потому что когда кто из древних славяно-казачьих писателей и воспроизвел какое-то... современное для него событие, то записал это как весьма короткий и немногословный реестрик, не указав, по каким причинам это произошло, как протекало и как закончилось, не указав и побочных обстоятельств».

• Почему, по мнению Самуила Величко, надо беречь историческую память народа? • Как это нужно делать? • В чем летописец видит свою роль и какую цель перед собой ставит?

Работаем самостоятельно. Задания 2-3. Проанализируйте один из приведенных в параграфе отрывков (на выбор) в соответствии с правилами проработки фрагментов исторических документов.

1-й шаг - определите, кто был автором документа, обобщите, о чем идет речь во фрагменте, выясните, когда состоялись описанные события.

2-й шаг - определите, как автор рассказа относится к событиям или историческим деятелям, о которых идет речь; подумайте, для чего он описывает события, что хотел сообщить.

3-й шаг - объясните, в чем для себя видите ценность источника; сжато выскажите свое отношение к описанным событиям или деятелям.

Поставьте себе оценку за урок, засчитав за разные этапы работы соответствующие баллы: за каждое из заданий (задания 1-3) - от 1 до 3 баллов; так же от 1 до 3 баллов оцените свое участие в обсуждении в парах (максимальная оценка за урок - 12 баллов).