Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

§9. НА КРЫЛЬЯХ ПЕСНИ, или ИСТОРИЯ И ФОЛЬКЛОР

На уроке научитесь

1. Приводить примеры устных исторических источников. 2. Объяснять, как устные источники помогают историкам исследовать прошлое.

3. Рассказывать на основе источника об основании города Киева.

Рассмотрите фотографию. Кто изображен на ней? Кто сидит в центре? Когда, по вашему мнению, сделан снимок? Какую историческую информацию сообщает этот фотодокумент?

Украинские воины слушают кобзаря. Киев. 1917-1918 гг.

Что в истории называют устными источниками и как легендарное сказание об основании Киева получило научное подтверждение?

До возникновения письменности люди хранили опыт в устном слове: сказках, преданиях, легендах, песнях, загадках, пословицах и поговорках. Все это разнообразие произведений называют устным народным творчеством, или фольклором. Из фольклорных произведений историки узнают прежде всего о том, какой была жизнь в древние времена, во что верили люди, чем занимались, какими были обычаи. Отзывались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, замечательными памятниками устного народного творчества были былины (старины), посвященные богатырям - защитникам родной земли.

Богатыри. Картина В. Васнецова. 1881-1898 гг. Художник создал образы былинных героев - богатырей Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алёши Поповича.

Памятный знак в честь основателей города Киева. 1982 г. Скульптор В. Бородай.

Немало древних легенд и преданий попало на страницы летописей. Так, из «Повести временных лет» до нас дошло легендарное сказание о происхождении названия и времени основания города Киева: «Когда же поляне жили... отдельно и управлялись родами своими... были между них три брата: одному имя Кий, а второму - Щек, а третьему - Хорив, и сестра их - Лыбедь. И сидел Кий на горе, где ныне спуск Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавицей, а Хорив - на третьей горе, от чего и прозвалась она Хоревицей. Создали они городок и в честь брата самого старшего назвали его Киевом. И был вокруг города лес и бор большой, и ловили они здесь зверье. Были же они мужами мудрыми и смышлеными и назывались полянами. От них же есть поляне в Киеве и поныне...».

Долгое время историки не считали это летописное сказание правдивым. Однако, сопоставив свидетельство летописца с другими тогдашними источниками, все же пришли к выводу, что легенда имеет историческую основу, а Кий был реальным лицом, жившим в конце 6 - в начале 7 в. Подтверждают это и археологические находки на Старокиевской горе: археологам посчастливилось откопать остатки городища Кия, которое относят к 6 в. Имена других основателей Киева - его братьев и сестры - сохранились в названиях киевских речек, холмов, улиц: реки Лыбедь, горы Щекавица и Хоревица, улицы Хоревая.

1. С чьим именем связывает летописец основание города Киева?

2. О происхождении каких географических названий, кроме «Киев», идет речь в летописной легенде?

Как историкам становятся полезными думы казацкой эпохи?

Самым ценным достоянием устного народного творчества казацкой эпохи являются исторические песни и думы. Думами называют устнопоэтические произведения о важных событиях и выдающихся деятелях истории, которые полупропевались-полупроговаривались путешествующими певцами под музыкальное сопровождение на бандуре, кобзе или лире.

1. Кобзарь с поводырем. Художественная реконструкция С. Васильковского. Альбом «Из украинской древности». 1900 г.

2. Кобза.

3. Лира.

4. Бандура.

Казацкие лодки атакуют турецкую галеру-каторгу.

Героем одной из дум является Самийло Кишка. Дума рассказывает об отчаянной попытке украинских пленников освободиться с турецкой галеры-каторги. Много лет скитался на турецкой галере с казаками-побратимами Самойло. Наконец дождался подходящей минуты. В думе рассказывается, как Алкану-паше, «Трапезондскому князю», приснился сон, предвещавший, что его галера будет ограблена, надзиратели изрублены, а все невольники освобождены. Именно так все и случилось. Турки, по приказу Алкана-паши, осмотрели галеру, но ничего не заметили и уснули. Кишка раздобыл ключи, отпер кандалы, и невольники восстали. Вскоре сечевое общество приветствовало Кишку:

Здоров... здоров, Кишка Самийло,

Гетман запорожский!

Не погиб еси в неволе,

Не погибнешь и с нами, казаками, на воле!

На основании письменных источников историки пришли к выводу, что дума воссоздает настоящие исторические события. В 80-х годах 20 века в архивах были найдены документы, подтвердившие, что в одной из битв с турками (вероятно, в сентябре 1620 г.) Самийло Кишка попал в турецкую неволю. В течение семи лет скитался он на галере, однако не оставлял надежды освободиться. Когда представился случай, поднял восстание и вместе с товарищами вернулся домой.

Предложите 5-7 рисунков к комиксу о Самийле Кишке. Легко ли вам воплощать прочитанное в рисунках? Почему? Значение каких слов, использованных в тексте, вы хотели бы уточнить?

Подумайте, почему на кобзарей во время подготовки походов или восстаний возлагались обязанности привлечения воинов в казацкие отряды. Как именно они влияли на слушателей?

Каких исторических деятелей прославляют исторические песни?

Князь Дмитро-Байда Вишневецкий.

Ответ на этот вопрос поищем на примере. Так, героем исторической «Песни о Байде» стал украинский князь-гетман Дмитро Вишневецкий. Он прославил свое имя тем, что в 1556 г. на острове Малая Хортица, который лежит в нижней части течения Днепра (в настоящее время в г. Запорожье), построил замок-крепость, который считают первой Запорожской Сечью. В одном из походов во владения крымского хана и на турецкие крепости Дмитро Вишневецкий попал в плен и был передан туркам. Там «его... сбросили с башни на крюки, вмурованные в стены около морского залива по дороге из Константинополя в Галлату. Зацепившись ребром за крюк, жил в таком состоянии три дня, пока турки не убили его из лука за то, что ругал их веру», - рассказывают очевидцы событий.

По легенде, султан Сулейман I, пораженный исключительным мужеством и презрением к смерти, предложил украинскому князю свою милость, если тот перейдет на его сторону. Но Вишневецкий предпочел погибнуть, чем стать изменником.

Народная песня об этих событиях повествует так:

Ой как крикнет царь да своим гайдукам:

«Вы возьмите Байду крепко в руки,

Вы возьмите Байду и свяжите,

И за крюк ребром его зацепите!».

Ой висит Байда и не день, не два,

Да не ночь одну, не один часок;

И на служку своего поглядывает...

«Ой служка ты мой молодой,

Да подай мне лучок тугой,

Подай мне тугой лучок

И стрелочек целый пучок!».

Экспонаты историко-культурного заповедника «Запорожская Сечь» на о. Хортица (г. Запорожье).

Остатки казацкого укрепления были найдены на Малой Хортице во время археологических раскопок. Ныне Хортица с прилегающими островами и скалами является национальным заповедником. На его территории действует Музей истории запорожского казачества.

1. Подберите по 2 - 3 слова - существительных, прилагательных, глаголов, уместных в рассказе о Дмитре-Байде Вишневецком. 2. Сформулируйте ответ на вопрос, вынесенный в заглавие.

Объясните, на какие особенности казацкой жизни указывают приведенные пословицы: • Где байрак, там и казак; • Казак с бедой, как рыба с водой; • Казак, как орел; • Хороший казак, как огородный мак; • Казак, как голубь: куда не прилетит, там и пристанет; • Казацкому роду нет перевода. Сообщите свое мнение классу.

1. Составьте сжатый рассказ о фольклорных источниках по плану:

1. Какими устными источниками пользуются ученые для воссоздания прошлого в княжеские времена?

2. О каких устнопоэтических произведениях казацких времен вы узнали?

3. О каких исторических событиях рассказывает дума «Самойло Кошка»?

4. Почему и как Дмитро-Байда стал героем исторической песни?

2. Начертите линию времени, обозначьте на ней нужные даты и решите хронологическую задачу.

Первые сведения об украинских казаках в письменных источниках датируют 1489 годом. Сколько лет прошло от первого упоминания об украинских казаках в письменных источниках до сооружения казаками во главе с князем-гетманом Дмитром Вишневецким первой Запорожской Сечи?

3. Как была основана столица нашего государства - город Киев? Какие исторические источники говорят об этом?

4. Что нового вы узнали о казацкой жизни из устного народного творчества? Почему казаки стали героями многих народных песен?

Что в материалах урока было новым, а о чем уже приходилось читать? Какая информация заинтересовала вас больше всего? Сформулируйте по содержанию урока 2-3 вопроса, на которые хотели бы получить ответ. Приведите пример, как легенды, песни, думы сохраняют память о реальных событиях.

1. Прочитайте в книге «Украинские былины» пересказы давних устнопоэтических произведений. Какой герой вам понравился больше всего? 2. Выучите одну из казацких песен. Подготовьте рассказ о том, каким событиям она посвящена, какое она передает настроение.

Почему кошевой атаман Иван Сирко стал героем многих преданий и легенд?

Самым известным кошевым атаманом за всю историю Запорожских Сечей был Иван Сирко (ок. 1610-1680). Он провел свыше 60 битв против войск Османской империи и Крымского ханства и ни разу не потерпел поражения. Своими походами И. Сирко снискал славу непобедимого полководца. Он еще при жизни стал героем многих легенд.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Ильи Репина. 1880-1891 гг.

Фольклорная традиция связывает с именем Ивана Сирко написание легендарного письма турецкому султану.

Народные сказания свидетельствуют, что в ответ на требование турецкого султана Мехмеда IV признать зависимость от Турции и подчиниться ему, «непобедимому рыцарю», запорожцы во главе с И. Сирком написали следующее остроумное письмо:

«Запорожские казаки турецкому султану.

Ты - шайтан турецкий, проклятого черта брат и товарищ и самого люцифера секретарь! Какой же ты к черту рыцарь? Не будешь ты способен сыновей христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землей, водой будем сражаться с тобой. Вавилонский ты повар, македонский колесник, иерусалимский пивовар, александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас!.. Так тебе казаки отвечают, гнус! Не достоин ты и свиней христианских пасти! Числа мы не знаем, потому что календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день - такой у нас, как и у вас!..

Кошевой атаман Иван Сирко со всем кошем запорожским».

1. Рассмотрите картину И. Репина. Где среди ее персонажей изображен Сирко? 2. Выскажите предположение, почему именно легенду об ответе запорожцев во главе с И. Сирко крымскому хану художник использовал для создания картины.