Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

§6. СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО, или О ЧЕМ МОЖНО УЗНАТЬ ИЗ СЕМЕЙНОГО ФОТОАЛЬБОМА

Практическое занятие № 1

На уроке научитесь

1. Подбирать информацию о прошлом по семейным фотографиям.

2. Создавать свое семейное древо, рассказывать с его помощью о семье. 3. Приводить примеры, свидетельствующие о связи судьбы семьи с историей народа.

Рассмотрите фотографию. Какие ощущения вызывает у вас этот снимок? Подберите 3-5 прилагательных, которые характеризуют изображенную семью. Можно ли утверждать, что изображенным на снимке людям присущи такие черты, как интеллигентность, доброта, уравновешенность, взаимоуважение, любовь к родной земле? Свое мнение аргументируйте. Как вы думаете, повлияла ли семья на формирование мировоззрения и характер выдающейся украинской поэтессы Леси Украинки (Ларисы Петровны Косач). Как именно?

Семья Косачей-Драгомановых. 90-е годы 19 в.

Слева сидят дети Михаила Драгоманова - сын Светозар и старшая дочь Лидия (в темном платье). В центре: Александра Драгоманова (жена брата Александра) с дочерью Оксаной. Крайняя справа - сестра, Олена Пчилка, в девичестве Ольга Драгоманова, в замужестве Косач. Стоят, слева направо: ее дочери Оксана и Исидора Косач - сестры Леси Украинки - и их двоюродная сестра Ариадна (за Оленой Пчилкой) - младшая дочь Михаила Драгоманова.

Для работы на уроке разложите фотографии ближайших родственников (родителей, братьев-сестер, дедушек и бабушек и др.), как показано на рисунке на стр. 43.

Перенесите схематическое изображение семейного древа в тетрадь, указывая на месте каждой фотографии имена и фамилии, год рождения, местожительство, занятия. Расскажите друг другу о своих семьях.

На основе семейных фотографий всех участников своей группы составьте рассказ по вопросам:

1. Какими были во времена, которые изображены на фотографиях, школа / детский сад? 2. Как тогда дети проводили досуг? 3. В какие игры играли? 4. Какими были школьные принадлежности / игрушки? 5. Свидетелями каких событий из истории Украины были изображенные на фотографиях люди?

Дайте ответы на вопросы, которые возникли во время обсуждения.

Группа 1. Рассмотрите принесенные из дома фотографии с изображениями ваших дедушек и бабушек в детские годы.

Группа 2. Рассмотрите принесенные из дома фотографии с изображением ваших родителей в детские годы.

Группа 3. Рассмотрите фотографии с изображением вас в дошкольном возрасте.

О чем можно узнать из семейного фотоальбома? Обосновано ли утверждение, что история народа - это история наших семей? Есть ли семьи, которые живут «вне истории»? Почему? Как вы понимаете слова Тараса Шевченко, которые он записал в своем дневнике: «История моей жизни является частью истории моей Родины»?

Поставьте себе оценку за урок, засчитав за разные этапы работы соответствующие баллы.

Этап урока / Баллы

1

2

3

Подготовка к уроку

     

Работа в парах

     

Работа в группах

     

Участие в обсуждении в общем кругу

     

Моя оценка

 

Рассмотрите фотодокументы 20—30-х годов 20 в. Опишите по фотографиям, в каких условиях жили изображенные на них дети. Что на фотографиях указывает на время их создания? В чем ценность таких фотодокументов для историка?

Крестьяне на Харьковщине слушают радио. 1931 г.

Молодые горняки с инструкторами выходят из забоя. Сталинская (ныне Донецкая) обл. 1933 г.

Митинг, посвященный 1-му мая. 1923 г.

Митинг по случаю открытия 4-летней трудовой школы в хуторе Романовский на Донбассе. 1928 г.