Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

§23. БОГОПОДОБНЫЕ ЛИКИ, или ИКОНЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

На уроке научитесь

1. Объяснять, что такое икона. 2. Характеризовать иконы как исторические источники. 3. Рассказывать об одной из древних икон, почитаемых в Украине.

Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен на ней? Почему, кроме Божьей Матери, на иконе изображены фигуры обычных людей? Как вы думаете, чем заслужил такую честь гетман Богдан Хмельницкий, который изображен справа на втором плане? Почему эта икона является ценным историческим источником?

«Покров Богоматери» с портретом Богдана Хмельницкого из Покровской церкви с. Дешки (Богуславский район Киевской области) - самая известная из икон «Покровы», распространенных в Украине с 13 в.

Что такое иконы и о чем по ним узнают историки?

Слово «икона» греческого происхождения. Иконами называют изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Святого Письма, выполненные по определенным правилам чаще всего на кипарисовых досках. Иконами также являются и соответствующие росписи на стенах храмов, и мозаики, и рисунки на страницах рукописных книг, резьба по камню или дереву и т. п. Правила, по которым творили иконы, называют канонами. Их строго придерживались, не изменяя. В этом одно из основных отличий иконы от картины.

В княжеские времена о духовной жизни заботилась христианская церковь. Именно при церквях и монастырях возникали школы и библиотеки, где переписывали книги, работали летописцы, художники. Поэтому не удивительно, что тогдашние памятники по содержанию и назначению были по большей части церковными. В полной мере это касается и живописи - тогда еще не рисовали таких привычных в настоящее время картин, как, например, пейзаж или портрет.

Изготовленные из недолговечного материала, иконы погибали при пожарах, во время войн, наводнений; терялись во время переездов, портились от лишней влаги или слишком яркого света. Поэтому когда в 2000 г. в Волынском краеведческом музее в Луцке появился новый экспонат - чудотворная икона Божьей Матери 12 в., событие это приобрело значение научного открытия. Уникальный раритет называют Холмской иконой, потому что ее судьба связана с древним городом Холмом, основанным галицко-волынским князем Данилой Романовичем. Икона украшала местный собор Рождества Богородицы, покидала город, но каждый раз возвращалась обратно. Понятно, что до наших дней икона дошла очень поврежденной, поэтому требует ответственного и кропотливого труда реставраторов.

Икона Божьей Матери Холмской - это одна из древнейших византийских икон, сохранившихся в Украине.

Сформулируйте по тексту вопросы, которые бы начинались словами Кто? Что? Где? Когда? Откуда? Как? Предложите ответить на них одноклассникам за соседней партой.

Поразмышляйте, являются ли мозаики Софийского собора в Киеве - Богоматерь Оранта и Христос Вседержитель - иконами.

Прочитайте отрывок из источника и дайте ответ на вопрос.

В 40-х годах 17 в. холмский священнослужитель Яков Суша написал книгу, посвященную Холмской иконе Богородицы, в которой отмечал: «Увидели знаки или же раны, давно нанесенные монголами: одна рана на левой стороне лика Богородицы, круглая и широкая; две раны на левом плече, нанесенных будто мечом; одна на большом пальце правой руки, пробитая, по-видимому, стрелой, припухшая; остальные - многочисленные раны в других местах... Образ нарисован достойно и с большим искусством. Лик Богоматери скромен и суров... На деснице Дева Благословенная несет младенца Иисуса; материнским глазом своим прямо обращена к божественному глазу сына: и словно живая, смотрит не только в божественный глаз, но в сердце сына; каждого, кто смотрит на нее, ранит своим голубиным взглядом».

Какие слова в источнике указывают на то, что автор считает икону живой? О чем это свидетельствует? Какую историческую информацию черпаем из источника?

Что известно об иконах княжеских времен?

Монголы — кочевники, которые в 1239—1241 гг. завоевали русские земли. После монгольского нашествия прекратила свое существование Киевская Русь.

Первые иконы привозили в Киевскую Русь из Византии, однако уцелело таких икон немного. Почитаемой на Руси была икона Вышгородской Богоматери. Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя. Она украшала храм Святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский в 1155 г. вывез ее в город Владимир-на-Клязьме. На протяжении веков Вышгородская (Владимирская) икона Богородицы считается национальной святыней православных.

1. Икона Вышгородской Богоматери.

2. Богоматерь Печерская со святыми Антонием и Феодосием Печерскими.

3. Икона Богородицы из Успенской церкви в Дорогобуже.

Вскоре после введения христианства на наших землях начали возникать местные центры иконописи. Создавали иконы в иконописных мастерских в монастырях. Действовали они в Киеве, Чернигове, Галиче и др. Источники сохранили сведения об одном из самых первых иконописцев Руси - киевском мастере Алипии (Алимпии). С его именем связывают начало славной малярной школы Киево-Печерского монастыря. Древнейшей из известных, созданных в этой иконописной мастерской, является икона Богоматери Печерской со святыми Антонием и Феодосием Печерскими. Согласно новейшим исследованиям она была создана в начале 12 в. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Наиболее выдающимся памятником иконописи княжеской Украины является икона Богородицы из Успенской церкви в Дорогобуже, что на Волыни. Ученые нашли ее совсем недавно - в середине 80-х годов 20 в. Возвращенная из забвения кропотливым трудом реставраторов, эта икона хранится в Ровенском краеведческом музее.

Почему иконы «странствовали»? О чем могут рассказать историкам эти путешествия?

Какие иконы создавали в казацкие времена?

Икона Покровы Богородицы, на которой изображен последний кошевой атаман Запорожской Сечи.

Создавали иконы и в казацкие времена. В течение второй половины 17-18 вв. особенно популярной в Украине стала икона Покровы. В нижней части таких икон размещались изображения представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов. Богородица покрывает и защищает плащом людей, которые стоят на коленях вокруг нее и молятся.

Сохранилась икона Покровы Богородицы с портретом Богдана Хмельницкого, иллюстрацию с изображением которой вы рассматривали в начале урока. Гетман на ней изображен в отороченной черным мехом красной шапке, украшенной белыми перьями, в атласном жупане и накидке с широким черным меховым воротником, с булавой в левой руке. Портрет гетмана привлекает внимание осанкой и взглядом, в которых чувствуется достоинство и уверенность. Икона хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве.

Еще на одной известной иконе среди казаков, которые просят защиты у Богородицы, изображен последний кошевой Петр Калнышевский. Икона была написана в начале 70-х годов 18 в. для сечевой церкви. В верхней ее части - изображение Богородицы и двух самых почитаемых на Запорожье святых - святого Николая и архистратига Михаила. Внизу, около военных клейнодов, изображены две группы казаков. Индивидуальными чертами отличаются только казацкие лидеры, которых на иконе двое. Один из них, с саблей, по мнению исследователей, и есть кошевой атаман Петр Калнышевский. Петр Калнышевский устремляет взгляд вверх к Покрове Богородицы и молится ей от имени Войска Запорожского. Слова выходят из его уст узенькой лентой и идут к уху Богородицы.

Дайте ответ на три «почему». 1. Почему самые древние иконы завозили в нашу землю из Византии? 2. Почему со времен Киевской Руси сохранилось очень мало икон? 3. Почему на иконах изображали и реальных людей?

Выберите одну из икон, о которых шла речь в тексте, составьте рассказ о ней. Сообщите результаты работы классу. Дайте ответы на вопросы, которые возникли во время обсуждения.

1. Чем икона отличается от портрета?

2. Докажите, что помещенные в учебнике иконы казацких времен богаты на историческую информацию.

3. В чем ценность икон как духовных памятников, художественных произведений и исторических источников?

4. Вычислите, сколько прошло веков от создания Холмской иконы Богородицы.

Чем заинтересовал вас материал урока? О чем хотели бы вы узнать подробнее? Какие украинские обычаи свидетельствуют об уважительном отношении нашего народа к иконам?

Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации. Обдумайте ответы на вопросы.

Как создавали иконы?

Для создания икон использовали минеральные краски, разведенные на яичном желтке с добавлением небольшого количества освященной воды. Тщательно готовили и основу, на которой предполагалось нарисовать икону. Каждый этап, а именно: поиск древесины, нарезание и шлифование досок, их высушивание, шпугование (установление дубовых клиньев-шпугов с тыльной стороны доски), выдалбливание ковчега (углубления для рисования в нем) - сопровождали молитвами и освящениями. Дно ковчега оставляли ребристым, чтобы к нему хорошо прилипал левкас (смесь мела, алебастра, рыбьего клея и желатина). Между слоями левкаса настилали тонкое полотно - паволоку. Ее несколько раз покрывали левкасом. Загрунтованную таким способом доску золотили, то есть наносили на нее слой сусального золота.

Найдите новые слова, объясните их по тексту. Почему не каждый, даже очень талантливый, художник мог браться за создание икон?