Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

Глава 3

Почему памятники культуры считаются историческим наследием

§22. ВОЗДАВАЯ ХВАЛУ БОГУ, или САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ХРАМЫ УКРАИНЫ

На уроке научитесь

1. Узнавать Софийский и Успенский соборы в Киеве. 2. Составлять рассказ об этих памятниках. 3. Объяснять, в чем выражается заботливое отношение к памятникам культуры.

Рассмотрите иллюстрацию. Какими словами-прилагательными можете охарактеризовать изображенное сооружение? Каково назначение этого сооружения? Какое впечатление производил собор на наших предков? Изменился ли храм за почти тысячелетнюю историю? Почему?

Софийский собор в Киеве. Современный вид и реконструкция здания 11 в.

Когда в Киеве появился Софийский собор?

Ярослав Мудрый. Мнимый портрет. Великий князь киевский Ярослав Мудрый - сын Владимира Великого.

Собор Святой Софии построен во времена, которые считаются периодом расцвета Киевской Руси. Правил тогда сын Владимира Великого князь Ярослав. Проведя немало походов и битв, добыв в борьбе с братьями право на княжество в Киеве, Ярослав избежал обвинений в жестокости и коварстве, а остался в памяти потомков миролюбивым, рассудительным и тихим князем, любителем книг, который читал их и днем и ночью, за что и был удостоен имени Мудрый. Об истории храма узнаем из летописи «Повесть временных лет», где под 1037 г. есть запись: «Заложил Ярослав город - великий Киев, а у города сего ворота есть Золотые. Заложил он также церковь Святой Софии, премудрости Божьей».

Софийский собор был самым величественным сооружением Киева времен Ярослава Мудрого. Построенную из камня церковь увенчивали 13 куполов, окружали с трех сторон два ряда открытых галерей.

1. Фрагмент стены Софийского собора. Стены его сложены из больших природных камней - гранита и розового кварцита, глыбы которых чередовались с рядами плиткообразного кирпича - плинфы.

2. Внутренний вид Софии.

С запада к собору были пристроены две башни с широкой винтовой лестницей на церковные хоры - второй этаж храма. Собор был одним из крупнейших зданий в свое время. Общая ширина храма - 54,6 м, длина - 41,7 м, в высоту он достигал 28,6 м. Грандиозные размеры объясняются тем, что Софийский собор строили как главный храм государства. В нем должны были происходить не только богослужения, но и государственные и религиозные церемонии: восхождение на великокняжеский стол, посвящение в митрополиты, церковные соборы, приемы послов и т.д. Собор был центром летописания, здесь создана первая библиотека.

На протяжении своей истории собор пережил несколько грабежей, пожары, многолетнее запустение, ремонты и перестройки. В результате перестроек 17-18 вв. храм изменился внешне. Над древними одноярусными галереями надстроили вторые этажи, а галереи превратили в закрытые помещения. Над собором возвели шесть новых куполов и придали им грушеобразную форму. Фасады оштукатурили и побелили, купола позолотили. Внутреннее убранство собора осталось почти без изменений. Именно таким сохранился он доныне.

Софийский собор входит в состав Национального заповедника «София Киевская». Он является одним из крупнейших музейных заведений Украины.

Покажите друг другу на иллюстрациях все части / элементы здания знаменитой Софии, о которых идет речь в тексте. Найдите 7-10 отличий между современным видом собора и его реконструкцией. Обменяйтесь наблюдениями с одноклассниками за соседней партой.

София Киевская с востока. 1651 г. Рисунок Абрахама ван Вестерфельда.

Из рисунка видно, что на середину 17 в. собор сохранял свои древние формы. Слева от собора - деревянная колокольня, справа - деревянная надвратная башня.

Как был украшен Софийский собор? Что такое мозаики и фрески?

Фрагмент мозаики Софийского собора в Киеве.

Ярослав позаботился, чтобы главный храм государства был украшен «всякими красотами, золотом, серебром и ценными камнями». Поражали величественные настенные изображения - фрески и мозаики.

Мозаики Софии Киевской являются шедеврами мирового уровня. Мозаичными изображениями были украшены стены и пол храма. Мозаику выкладывали из разноцветных кусочков смальты - сплава свинца и стекла. Кубики смальты (размером примерно в 1 кубический сантиметр) непосредственно влепливали в сырую штукатурку. Из мозаик Софийского собора до сих пор поражают величественные фигуры Христа и Богоматери Оранты.

Фреска Софийского собора с изображением музыкантов.

На фреске видим настоящий оркестр. У каждого из музыкантов свой инструмент. Имеются лира, орган и флейта. Артисты играют, сидя на скамье. Фрески рисовали красками на сырой штукатурке.

О художественном совершенстве этих мозаик свидетельствует, в частности, богатство цветов. По наблюдению исследова-

телей, в них использовано 35 оттенков зеленого цвета, 31 - красного, 44 - желтого. В целом в киевских мозаиках насчитывают 18 основных цветов с 143 оттенками. Но мастерство древних художников не только в цветах. В Софии Киевской одни мозаики расположены ближе к зрителю, другие - дальше. Одни освещены ярче, другие находятся в затененных местах. Одни на ровных плоскостях, другие - на кривизнах. Все это учитывали мастера: чем удаленнее было изображение, тем большими кусочками его выкладывали.

1. Богоматерь Оранта. Мозаика в своде центрального алтаря Софийского собора.

На мозаике изображена Богоматерь, которая воздевает к небесам руки с молитвой за людей: Оранта - та, которая молится.

2. Христос Вседержитель. Мозаика центрального купола Софийского собора в Киеве.

Образ Иисуса Христа изображен в наивысшей точке храма - в середине центрального купола. Он господствует над всем пространством храма. Вокруг него - четыре фигуры архангелов, из которых сохранилась мозаичной только одна. Остальные были дописаны М. Врубелем в 1884 г.

Подумайте о том, что должны были знать и уметь древние строители, чтобы построить Софию Киевскую. Где они могли получить этот опыт?

Чем прославился Киево-Печерский монастырь?

Монастырь — общество монахов, а также комплекс сооружений, где монахи имели возможность служить Богу.

В Украине, вероятно, не найдется человека, который не слышал бы о мужском монастыре - Киево-Печерской лавре. Расположена она в Киеве на днепровских склонах. Основан монастырь около 1051 г., предположительно Антонием Печерским. Сначала он располагался в пещерах - отсюда и название. Изменения в жизни монастыря произошли, когда его возглавил ученик Антония - Феодосий. Под руководством Феодосия началось строительство главного храма монастыря - Успенского. По свидетельству источников, для строительства были приглашены мастера из Византии. Строительные работы завершены в 1078 г. Это строительство положило начало преобразованию монастыря в главный центр духовной и культурной жизни княжеской Руси-Украины. В монастыре переписывали книги, создавали летописи, церковные и светские литературные произведения, переводили с других языков богослужебные книги.

Архитектурная отделка «Большой Церкви Печерской» - так называли ее печеряне - проще и строже Софийского собора. Однако ее небольшие размеры, четкие архитектурные формы обусловили то, что она стала образцом для храмов во многих городах Руси.

1. Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Реконструкция здания 1078 г.

2. Успенский собор. Современный вид.

В последующие века Успенский собор Киево-Печерского монастыря претерпевал изменения. В начале 18 в. его перестроили и по-новому украсили: церковь, некогда небольших размеров, превратилась в величественное, роскошно украшенное сооружение. В 1941 г., во время войны, собор был разрушен. Его восстановили в течение 1998-2000 годов.

Составьте план текста и перескажите его по плану.

В соответствии с правилами, помещенными ниже, составьте рассказ об одном из храмов, об истории которого узнали на уроке. Сообщите результаты работы классу. Дайте ответы на вопросы.

КАК ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ

1. Когда, кем, при каких обстоятельствах был построен архитектурный памятник?

2. Как сложилась судьба исторического памятника (сохранился ли он в первозданном виде или был восстановлен, какую роль играл памятник в истории; как охраняется сегодня)?

3. Как выглядит памятник снаружи и внутри?

4. Что поразило в памятнике больше всего?

1. Начертите линию времени, обозначьте указанные даты и решите хронологическую задачу.

Датой сооружения Софийского собора в Киеве считают 1037 г., а строительство Успенского собора Киево-Печерского монастыря завершено в 1078 г. Вычислите, сколько прошло лет между двумя событиями.

2-3. Заполните таблицу, подобрав соответствующие утверждения из учебника.

Софийский собор

Успенский собор

Общее

   

Различия

   

4. Используя таблицу, расскажите об этих соборах.

Что в материалах урока поразило больше всего? Почему среди исторических достопримечательностей, которые сохранились до сих пор, много храмов? В чем, по-вашему, проявляется заботливое отношение к памятникам культуры?

Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации. Обдумайте ответы на вопросы.

Строительство христианских храмов не прекращалось на наших землях во все времена.

Шедевром казацкой архитектуры (потому что равного ему по красоте и торжественности не было среди деревянных храмов во всей Украине) считают собор в запорожском городе Самаре (современный Новомосковск). Этот деревянный чудо-храм построил народный мастер Аким Погребняк. Заказывая мастеру церковь, казаки просили построить ее без гвоздей, потому что считали, что нельзя забивать гвозди в храм Спасителя - Иисуса Христа, который был ими прибит на кресте.

Троицкая церковь в Самаре (Новомосковск Днепропетровской области). 1773-1779 гг.

Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве. 1696-1701 гг.

Не меньше поражают и каменные храмы времен казачества. Величественные и роскошно украшенные, они наиболее ярко воплощают мечты своих творцов о будущем украинской земли. Не случайно заказчиками этих церквей и соборов были украинские властители - гетманы, полковники, состоятельная казацкая старшина. Благодаря гармоничным пропорциям одним из шедевров архитектуры казацких времен справедливо считают Георгиевскую (ее еще называют Юриевской) церковь Выдубицкого монастыря в Киеве. Храм возведен на средства стародубского полковника Михаила Миклашевского.

1. Выберите один из памятников и составьте о нем сжатый рассказ по плану: 1. Запишите название выбранного сооружения. 2. Охарактеризуйте его 2 - 3 прилагательными. 3. Запишите 2 - 3 глагола, связанных с памятником. 4. Запишите предложение, характеризующее памятник.

2. Прочитайте составленный вами рассказ как стих.