Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

§2. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВРЕМЯ, или ЧТО ТАКОЕ ХРОНОЛОГИЯ

На уроке научитесь

1. Объяснять, что такое хронология и какое значение имеет она для историков. 2. Рисовать линию времени и помечать на ней даты, соотносить год с веком. 3. Применять правила решения хронологических задач.

Рассмотрите фотографии. Что празднуют люди, изображенные на них? Что означает этот праздник? Отмечаете ли его вы? Подумайте, какая из фотографий сделана раньше. Всегда ли, по вашему мнению, годы считали так, как в настоящее время? Почему вы так думаете?

Как историки определяют время события и что такое хронология?

Исследуя прошлое, ученые-историки раз за разом отвечают на вопрос: когда произошло то или иное событие? Определять точное время конкретного события, то есть его дату, помогает хронология - наука, изучающая способы вычисления времени.

Не всегда время определяли так, как сейчас. Самыми древними единицами измерения времени являются сутки (день и ночь вместе), неделя, месяц, год. Люди начали их применять, наблюдая за явлениями природы, движением Солнца, Луны, звезд. Но постигнуть и правильно понять сложные явления природы было трудно. Поэтому в древности у разных народов год мог длиться от 300 до 400 дней и начинаться с любого времени года или вообще отсчитываться от какого-то события (наводнения, основания города и т. п.).

Отсчет времени от определенного события называется летоисчислением. 300 - 400 лет назад в Украине постепенно установилось летоисчисление от рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий - христианства.

Время от первого года до нынешних дней называют нашей эрой, или от Рождества Христового. Каждые сто лет называют столетием, или веком. Тысяча лет - это тысячелетие.

Чтобы представить течение времени, нарисуем прямую линию, обозначив на ней разные годы.

Первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101 -м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков - это 101, 201, 301 ... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) - это последние годы веков.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1100 гг.

801-900 гг.

901-1000 гг.

1001-1100 гг.

1101-1200 гг.

1201-1300 гг.

1901-2000 гг.

1 в.

9 в.

10 в.

11 в.

12 в.

13 в.

20 в.

Сформулируйте вопрос к каждому абзацу текста, выслушайте ответы друг друга.

На линии времени обозначены периоды истории Украины. Рассмотрите нижеприведенные иллюстрации и дайте ответы на вопросы. 1. Какие исторические источники использовали творцы картин для реконструкции прошлого? 2. Где, по вашему мнению, следует расположить иллюстрации на линии времени? 3. С каким периодом истории Украины соотносится каждая иллюстрация? Поделитесь своими выводами с классом. 4. Подумайте, отличалась ли жизнь людей в разные времена.

Французские послы у Ярослава Мудрого. Картина П. Андрусова.

Бой Максима Кривоноса с Яремой Вишневецким. Картина Н. Самокиша.

Княжий Галич. Картина М. Фиголя.

Кирилловская стоянка. Картина И. Ижакевича.

Марафон на Брест-Литовском проспекте (проспект Победы. Киев). Картина С. Каплана.

Полтава. Александровская площадь. Картина Е. Крендовского.

Мизинская стоянка. Картина И. Ижакевича.

Проводы на Сечь. Картина О. Сластиона.

Как решать хронологические задачи?

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

1. Начертите линию времени - прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку - начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. Если вам не обязательно помечать промежутки времени (век или тысячелетие), то прервите линию пунктиром.

5. На линии времени запишите условие задачи (годы).

6. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

1. Перескажите друг другу, какие действия необходимы, чтобы решить хронологическую задачу. Похожи ли эти задачи на те, которые вы решаете на уроках математики? Чем? А чем отличаются?

2. Выберите одну из нижеприведенных разновидностей задач и внимательно прочтите комментарий к решению. 3. Попробуйте решить задачу самостоятельно. 4. Проверьте записи друг друга, сверьте с учебником.

Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени. (Сколько лет назад состоялось событие, если известна его дата?)

Вычислите, сколько прошло лет от введения христианства как государственной религии в 988 г. до нынешнего времени.

Задачи на установление отдаленности одного события от другого. (Сколько прошло лет от одного события до другого? На сколько лет одно событие состоялось раньше другого?)

Вычислите, сколько прошло лет от прихода к власти княгини Ольги (945 г.) до ее путешествия в византийскую столицу в 957 г.

Задачи на установление даты события по ее отдаленности от нынешнего времени. (В каком году состоялось событие, если известно, что после него прошло ... лет?)

В 1989 году торжественно праздновали 500-летие возникновения украинского казачества. В каком году впервые упоминаются казаки в письменных источниках?

Задачи на установление даты события по ее отдаленности от другого события. (В каком году состоялось событие, если известно, что это случилось после указанного события через определенное количество лет?)

Успенский собор Киево-Печерской лавры был построен на 27-й год от основания монастыря в 1051 г. Вычислите, когда он был построен.

1. Что такое хронология? Составьте словарик из 6-7 новых слов об истории и хронологии, устно истолкуйте их. 2. Начертите линию времени, обозначьте на ней год своего рождения и год поступления в школу. Сколько вам будет лет, когда вы будете заканчивать школу? Обозначьте этот год на линии времени. 3. Начертите линию времени, обозначьте нужные даты и решите хронологическую задачу.

Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка (Лариса Петровна Косач) родилась в 1871 г. В каком году будет отмечаться 150-летие со дня ее рождения?

4. Прочитайте пословицу и крылатые выражения. О каких признаках времени в них идет речь? По выбору объясните одно из высказываний.

• Время, как вода, - все вперед бежит. • На все свое время. • Упущенного времени и конем не догонишь. • Лучший лекарь - время.

В какой период истории Украины вы хотели бы попасть, путешествуя на машине времени? Почему?

1. Найдите в семейном фотоальбоме фотографии, снятые 5, 10, 20, 50 лет назад. Являются ли они историческими источниками? Как отобранные вами снимки свидетельствуют о жизни людей? Чем она отличается от нынешнего времени? 2. Выберите свои фотографии и расположите их по порядку — что раньше, а что позже. Попробуйте объяснить на этом примере, что значит хронологическая последовательность событий.