Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

§15. СЛАВА, И ВОЛЯ, или УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В БИТВАХ И ПОХОДАХ

На уроке научитесь

1. Составлять рассказ о жизни казаков на Запорожской Сечи.

2. Рассказывать о жизни и деятельности гетмана Богдана Хмельницкого. 3. Объяснять, почему Национально-освободительную войну середины 17 в. считают одним из наиболее выдающихся событий украинской истории. 4. Показывать на карте события Национально-освободительной войны.

Рассмотрите фотографию. Почему, по вашему мнению, художник посвятил картину казацким будням? Что надо знать, чтобы создать такую картину? Откуда художник мог об этом узнать? Что вы уже знаете о казаках и казацкой эпохе?

Николай Самокиш за работой над картиной «Бой Максима Кривоноса с Яремой Вишневецким». 1934 г.

Кто такие казаки?

Первые сведения об украинских казаках в письменных источниках датируются 1489 годом. На степных землях Южной Украины они располагали свои хозяйства - зимовники. Особенно привлекали казаков богатые рыбой и дичью, плодородные земли за Днепровскими порогами. Собственно, поэтому украинских казаков называли запорожскими, или запорожцами.

Жизнь в степи была полна опасностей. Защищаясь, казаки строили укрепления из земли и сеченых деревянных колод - сечи. Сначала небольшие сечи существовали, вероятно, во многих местах, и только позднее образовалась главная Запорожская Сечь-крепость. Место расположения главной Сечи менялось. Вы уже знаете о том, кто, когда и где построил первую Запорожскую Сечь.

На Сечи постоянно находился казацкий гарнизон, большинство же запорожцев проживали в зимовниках, а на Сечь приходили по соответствующему сигналу. Ведь именно из Сечи казаки отправлялись в поход. Сечь была также местом, где запорожцы обсуждали важнейшие вопросы своей жизни. Такие собрания называли радами - от украинского слова радитися (советоваться, обсуждать). Казацкой раде принадлежала вся власть. Правом голоса на ней пользовался каждый казак. Такой способ организации жизни общества называют республикой. Вот почему Запорожскую Сечь ученые определяют как казацкую республику. Казацкая рада выносила решения о войне и мире, военных походах, принимала чужеземных посланцев или отправляла казаков в другие государства, карала виновных и т. п. На раде казаки избирали руководителей - казацкую старшину: кошевого атамана, судей, писаря, есаула, обозного. Обычно рада собиралась по несколько раз в год.

1. Обозначьте в тексте то, что уже знали, буквой «з», новое - «н».

2. Спросите друг у друга о новых словах из текста. По учебнику истолкуйте их. 3. Казаками рождались или становились?

Рассмотрите иллюстрацию на странице 115, обдумайте ответы на представленные ниже вопросы и сообщите их классу.

1. Почему Запорожскую Сечь называют казацкой республикой? 2. Что, по вашему мнению, изображено на картине-диораме из Музея истории запорожского казачества? 3. О чем мог говорить запорожский атаман?

Почему в середине 17 в. разгорелась Национально-освободительная война? Кто ее возглавил?

К 1569 г. почти все украинские земли оказались под властью Польши. Закаленное в битвах казачество, военная помощь которого не раз помогала польскому королю, надеялось на уступки со стороны власти. Король же стремился ограничить его права. Притеснения церкви, судопроизводства, образования, языка ощущало все украинское население. Это не могло не вызвать возмущения и протестов.

В 30-х годах 17 в. одно за другим стали вспыхивать антипольские восстания казаков. Невзирая на размах и поддержку населения, эти выступления не достигли цели: украинцы и в дальнейшем оставались на собственной земле бесправными. Поэтому когда в 1648 г. началось новое восстание против господства Польши, его поддержали не только крестьяне и городская беднота, но и духовенство и состоятельное мещанство. Восстание быстро превратилось во всенародную войну, которая длилась десять лет. Историки называют эту войну Национально-освободительной.

Возглавил Национально-освободительную войну Богдан Хмельницкий. Будущий гетман получил отличное образование: владел украинским, польским, латинским, турецким и татарским языками. Уже в 1620 г. сражался против турок. Участвовал в казацких восстаниях 30-х годов 17 в. С середины 40-х годов активно готовил восстание против Польши.

Гетман — главный, старший, командующий войсками.

Дополнив предложение, сжато передайте содержание прочитанного. В тексте идет речь о...

Прочитайте источник, рассмотрите иллюстрации, обдумайте ответы на нижеприведенные вопросы и сообщите их классу.

На иллюстрации изображена гравюра гданьского мастера Гондиуса. По мнению исследователей, именно этот портрет наиболее правдиво передает внешность Богдана Хмельницкого.

С тех времен сохранилось свидетельство венецианского дипломата Альберто Вимины, который описывал Богдана Хмельницкого так: «Роста он скорее высокого, нежели среднего, широкой кости и крепкого сложения. Его язык и способ правления показывают, что он наделен зрелыми суждениями и проницательным умом... В поведении он мягок и прост, чем вызывает к себе любовь воинов, но, с другой стороны, поддерживает среди них дисциплину строгими взысканиями...».

Сравните словесный портрет и портрет на гравюре. Какие черты характера гетмана Хмельницкого, которые отмечал посол Вимина, воплощены в гравюре?

Воспользовавшись картой на странице 117, дайте ответы на вопросы:

1. Где состоялись победные битвы украинского войска в 1648 г.? 2. Где состоялись другие выдающиеся сражения Национально-освободительной войны в течение 1649-1652 годов? 3. Какие казацкие полки Гетманщины располагались на Левобережной Украине (5-6 полковых городов)? 4. Какие украинские земли на 1649 г. оставались под властью Польши?

Почему Национально-освободительную войну под руководством Богдана Хмельницкого считают самым выдающимся событием эпохи казачества?

Первая битва Национально-освободительной войны проходила в урочище Желтые Воды. Польская армия в ней потерпела поражение. Дальнейшие победные Корсунская и Пилявецкая битвы закрепили успех украинского войска: на начало ноября 1648 г. большая часть украинских земель была освобождена из-под польской власти.

На освобожденных землях вводились казацкие порядки, что означало утверждение Украинского казацкого государства. Называлось это государство Войском Запорожским. Верховная власть в нем принадлежала гетману, однако важнейшие постановления выносили на общую военную раду. Руководить государственными делами гетману помогала генеральная старшина: писарь, обозный, двое есаулов, двое судей.

1. Портрет Богдана Хмельницкого из Ильинской церкви в Субботове. 17-18 вв. В центре картины - фигура Б. Хмельницкого. Под ней - схематическое изображение территории Украины (с реками Днепром, Днестром и Бугом), поделенной на полки, обозначенные булавами. Под каждой булавой выписано название полка.

2. Герб Богдана Хмельницкого со страницы летописи Самийла Величко. 1720 г.

Территория Войска Запорожского разделялась на полки и сотни, которыми руководили полковники и сотники. Центрами полков и сотен становились крупные города или городки. Территория государства охватывала земли Черниговщины, Полтавщины, Киевщины и Восточного Подолья. Столицей казацкого государства во времена Хмельницкого был город Чигирин.

Казацкое государство - Гетманщина, созданная в результате Национально-освободительной войны, - просуществовало больше 100 лет. В 1760-1780 гг. российские цари (тогда Гетманщина подпала под власть России) ликвидировали гетманство, а казацкие полки превратили в полки российской армии. В 1775 г. была уничтожена и последняя Запорожская Сечь.

1. Предложите к проработанному пункту другое название, которое 1) передавало бы содержание текста, 2) воплощало бы его основную мысль, 3) было бы образным. 2. Составьте план текста и перескажите его друг другу.

Прочтите источник, рассмотрите иллюстрации, обдумайте ответы на нижеприведенные вопросы и сообщите их классу.

В декабре 1648 г. Б. Хмельницкий торжественно въехал в Киев, где, как и везде, радостно приветствовали победителя. Об этих событиях есть воспоминание современника: «Сам патриарх с тысячей всадников выезжал к Б. Хмельницкому навстречу из города, и здешний митрополит дал ему около себя место в санях с правой стороны. Весь народ, выйдя из города, приветствовал его. Академия приветствовала его речами и возгласами, как Моисея, спасителя и освободителя народа от польской неволи, видя в имени его добрый знак и называя его “Богом дан”. Патриарх предоставил ему титул самого светлого князя. Из всех пушек и другого оружия в замке и в городе раздавалась стрельба».

Въезд гетмана Богдана Хмельницкого в Киев. Картина Н. Ивасюка.

Как на картине воссоздан въезд Б. Хмельницкого в Киев после победных сражений в 1648 г.? Какие противоречия между картиной и источником вы заметили?

1. Почему Запорожскую Сечь называют казацкой республикой?

2. Начертите линию времени, обозначьте указанные даты и решите хронологическую задачу.

Битва под Берестечком Национально-освободительной войны состоялась в 1651 г. Определите, на каком году войны она произошла? Сколько прошло лет с тех пор?

3. Выберите предложения, в которых идет речь о Богдане Хмельницком, и составьте рассказ о нем.

1. Поднял восстание на турецкой галере, воспетое в народной думе.

2. В 1648 г. возглавил Национально-освободительную войну.

3. Построил на Днепре крепость - первую Запорожскую Сечь.

4. Его деятельность в течение первого года войны способствовала образованию Украинского казацкого государства.

5. Был руководителем казацкого государства.

6. Строил Кодацкую крепость, был автором книги «Описание Украины».

7. Автор летописи, в которой поведал о важнейших событиях из истории Национально-освободительной войны.

4. Составьте краткий рассказ об Украинском казацком государстве по плану:

1. Вследствие каких событий стало возможным образование Украинского казацкого государства?

2. Как называлось украинское казацкое государство?

3. Кому принадлежала в нем наивысшая власть?

4. Как распространялась власть на места?

5. Какой город стал столицей украинского казацкого государства?

Почему Национально-освободительную войну определяют как одно из важнейших событий украинской истории? Какие украинские города и городки хранят память о событиях Национальной войны?

Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрации. Обдумайте ответы на вопросы.

Казаки, избранные радой на должности, получали отличия, которые символизировали их власть. Эти отличия называли клейнодами. К клейнодам относились хоругвь, бунчук, булава и печать с гербом; впоследствии клейнодами считались также перначи, литавры и т.д. Булава была символом гетманской власти. Когда запорожцы избирали гетмана, то вручали ему булаву; если его свергали, то отбирали и булаву. Символом власти судьи была военная печать, символом власти военного писаря - серебряный каламарь (чернильница), символом власти довбуша - литавры. Только один клейнод - главная хоругвь Сечи (флаг) - считался символом всего казацкого войска.

Во времена Национально-освободительной войны старшина Гетманщины, в соответствии с сечевыми традициями, тоже имела клейноды. Интересно, что гетманские клейноды и личные вещи Богдана Хмельницкого хранятся во многих музеях стран Европы. Так, булава украинского гетмана хранится в Варшаве, флаг - в шведской столице, городе Стокгольме. В польских музеях есть и такие экспонаты, как сабля, нагайка, кружка Богдана Хмельницкого. В одном из русских музеев хранится водосвятная чаша гетмана Хмельницкого, а в Национальном музее истории Украины - гетманская шапка. Наибольшую ценность из этих реликвий представляет гетманский флаг. Он был найден в конце 90-х годов 20 в. в коллекции трофеев Стокгольмского военного музея. В Швецию флаг Хмельницкого попал из Польши, где, по мнению исследователей, мог очутиться после Берестечской битвы.

1. Хоругвь-флаг.

2. Пернач.

3. Булава.

4. Бунчук.

5. Литавра.

1. Гетманская шапка.

2. Флаг.

3. Булава.

4. Кружка.

5. Водосвятителъная чаша гетмана.

6. Сабля.

7. Нагайка.

1. Что такое клейноды? 2. Почему клейноды и личные вещи Богдана Хмельницкого экспонируются в разных музеях Европы? 3. В чем их ценность как исторических источников?