Учебник по Истории Украины 5 класс Власов - '(Генеза) 2013'

Глава 1

Откуда и как историки узнают о прошлом

§1. ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ, или ИСТОРИЯ КАК НАУКА

На уроке научитесь

1. Определять особенности истории как науки о прошлом человечества. 2. Объяснять, кто такие историки, откуда и как они узнают о прошедших временах. 3. Приводить примеры исторических источников. 4. Составлять рассказ о Михаиле Грушевском.

Рассмотрите фотографию. Как вы думаете, когда жили изображенные на ней люди? Почему вы так думаете? Знаете ли вы что-либо о том, какой была жизнь в Украине 100 лет назад? Откуда об этом можно узнать? Интересно ли вам узнавать о том, как жили когда-то люди? О каких временах вы хотели бы узнать больше всего?

Что такое история и почему важно изучать историю родной земли?

Страница из летописи. Летописи - записи важнейших событий из года в год, «из лета в лето», как говорили раньше.

Уважительное отношение к прошлому - характерная черта нашего народа. О прошлом в Украине всегда говорили - святое, доброе. И до сих пор употребляются в украинском языке пословицы: Не при нас стало, не при нас и перестанет; Не силой делай, а умом, не сердцем, а обычаем. В древние времена память о прошлом хранилась в мифах, легендах, сказаниях, песнях. Поздней, с появлением письменности, о событиях дня вчерашнего повествовали летописи. Фиксируя для потомков события прошлого, творцы летописей стремились в то же время осмыслить их, выяснить их причины и последствия. Так постепенно накапливались исторические знания.

Итак, история - это наука о прошлом человечества. Она изучает жизнь и деятельность человека, исследует всевозможные значительные и мелкие события от самых древних времен, устанавливает, как и почему человеческая жизнь менялась и совершенствовалась, сделавшись такой, как теперь.

В каких других значениях употребляют слово «история»? Разыграйте диалоги, в которых слово «история» обозначает «случай», «рассказ», «прошлое».

Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, почему историю называют сокровищницей опыта - знаний, бытовых навыков, изобретений и технических усовершенствований?

1. Какие изобретения и технические усовершенствования иллюстрируют фотографии?

2. Возможен ли был бы современный уровень техники без предыдущих достижений? Почему?

3. Как, по вашему мнению, в древние времена люди сохраняли опыт и знания?

Чумацкая телега. Конец 18 - начало 19 в. Киевщина.

Автомобиль английской компании «Роллс Ройс», 1907 г.

Транспортный самолет - Ан-225 «Мрия». Является самым большим грузовым самолетом в мире. Спроектирован и построен в Киеве в 1984-1988 годах.

Для увековечения памяти о выдающихся людях и значимых событиях сооружают памятники - скульптурные группы, статуи, бюсты, колонны, обелиски и др. Выдающиеся памятники принадлежат к культурному наследию человечества.

1. Монумент в честь независимости Украины. Киев.

2. Памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата. Киев.

3. Памятник Михаилу Грушевскому. Киев.

Как ученые-историки узнают о прошедших временах?

Размещенные на первых страницах учебника иллюстрации - это фотографии. Историки называют их фотодокументами, ведь они являются важными источниками знаний о прошедших временах. Кроме фотографий, о событиях прошлого свидетельствуют всяческие изделия, сказанное или написанное слово. Все это вместе взятое называют историческими источниками. С их помощью ученые выясняют условия жизни в прошлом. Среди исторических источников выделяют вещественные, письменные и устные.

К вещественным источникам относятся монеты, хозяйственные орудия, домашняя утварь, посуда, одежда, украшения и т.п. Разумеется, воссоздание прошлого только по ним не было бы полным. Поэтому историки пользуются еще и словесными источниками - письменными и устными. Благодаря ученым начинают «говорить» надписи на камнях, костях, металле, становятся понятными летописи, письма, дневники, превращаясь в письменные источники истории.

В истории каждого народа был дописьменный период, когда все знания передавались из уст в уста. Следовательно, древние мифы и легенды, сказания, сказки и обрядовые песни - это не только творение народной фантазии, но и сокровищница опыта предыдущих поколений, и потому бесценный источник для историка.

Нарисуйте, что может быть историческим источником. Составьте небольшой рассказ о том, как этот источник может помочь историку.

Какие виды исторических источников представлены ниже? О чем они могут свидетельствовать, а о чем - нет?

Благодаря кому развивалась украинская историческая наука?

Отцом украинской истории справедливо считают Михаила Грушевского. Ему принадлежит около 2000 трудов по истории Украины, среди которых и 10-томная «История Украины-Руси».

Михаил Грушевский (1866 - 1934) был человеком разносторонних талантов. Как ученый он проявил себя в истории, литературоведении, исследовал устное народное творчество. А еще писал рассказы, пьесы, стихи. Учительская семья, в которой родился Михаил, привила ему жажду к знаниям и вкус к слову.

1. Михаил Грушевский.

2. Михаил Грушевский в кругу родных. Рядом с ним жена, брат и сестра. Сидят племянники, дочь Екатерина и мать. 1907 г.

Но главное, чему научили будущего ученого его родители, - любовь к родной земле. Собственно говоря, подрастая вдалеке от Украины (сначала в Ставрополе, а потом во Владикавказе, на территории России), он интересовался всем украинским. Впоследствии Михаил Грушевский вспоминал, что под воздействием рассказов отца он рано осознал себя украинцем. Во время учебы в Тифлисской гимназии (ныне Тбилиси, Грузия) он заинтересовался прошлым Украины. Желание глубже постичь историю родного народа привело Грушевского в Киевский университет. С тех пор свою судьбу он связал с историей Украины профессионально, став ученым-историком.

1. О каких чертах характера выдающегося историка свидетельствуют помещенные в учебнике фотографии? 2. Подберите по три слова - существительные, прилагательные, глаголы, которыми можно охарактеризовать Михаила Грушевского. 1

1. Как называется ваш новый учебный предмет? Какие разделы есть в учебнике? Что означают условные обозначения в тексте?

2. Что такое история? Назовите новые «исторические» слова и термины, объясните, что они значат. 3. Приведите по несколько примеров разных исторических источников. 4. Выберите предложения, в которых идет речь о Михаиле Грушевском, составьте рассказ о нем.

1. Узнал много об Украине из рассказов отца и книг.

2. Был величайшим поэтом и художником.

3. Родился в крестьянской семье.

4. Прославился 10-томным трудом «История Украины-Руси».

5. Учился в Киевском университете.

6. Автор сборника стихов «Кобзарь».

Насколько интересным оказалось для вас знакомство с новым учебным предметом - историей? Что привлекает вас в науке истории? Нужна ли, по вашему мнению, эта наука для будущего? Почему? Может ли каждый стать историком? Что для этого, по-вашему, нужно?

1. Есть ли у вас дома исторические источники? Что это за источники? О чем они свидетельствуют?

Расспросите у бабушки или дедушки (или у других взрослых) об их детстве. Найдите соответствующие фотографии и подготовьте рассказ «Воспоминания детства моих бабушки и дедушки (мамы и папы)».

2. Составьте предложение с помещенными ниже высказываниями. В одинаковом ли значении употребляется в них слово «история»?

• Колесо истории; • войти в историю; • влипнуть в историю; • вписать в историю золотыми буквами.

3. Подготовьте экспонат для выставки исторических источников в школьном кабинете истории «История семей — история народа».

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка