Учебник по Основам здоровья. 7 клас. Таглина - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 18. Методы самоконтроля. Признаки психологического равновесия

Подумайте и обсудите ситуацию. Младшая сестричка пожаловалась Роме, что боится темноты. «А чего именно ты боишься?» — спросил у нее Рома. «Привидений», — ответила сестричка. Тогда Рома сказал: «А давай пойдем в темный коридор и представим, что мы сами привидения! Тогда некого будет бояться!». А что бы ответили вы?

Методы самоконтроля

Вы уже знаете, что жизнь каждого человека не так уж и проста, как кажется на первый взгляд.

Ваше психологическое равновесие могут нарушить разные факторы. К факторам, нарушающим психологическое равновесие, можно отнести болезни, развод родителей, смерть близкого человека. Это очень серьезные и сложные ситуации, и, чтобы их пережить, человеку необходима психологическая поддержка.

Нарушают психологическое равновесие и проблемы, возникающие во время учебы, и ссоры с друзьями, и споры с родителями, и ситуации, когда подросток не находит общий язык с ровесниками. Этот перечень можно было бы продолжить. Но наша задача заключается в том, чтобы разобраться, как можно поддержать свое психологическое равновесие во всех этих случаях. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым, уметь управлять своими эмоциями, сохранять спокойствие и здравый смысл?

Для многих экзамен — это тяжелая и неприятная ситуация

Прежде всего необходимо знать, что нарушение психологического равновесия может быть связано с разными эмоциями, например со страхом и тревогой.

Страх — это эмоция, которая возникает у человека при переживании реальной или воображаемой опасности, угрозы для жизни, здоровья, благополучия.

Это нормальная защитная реакция организма. Она помогает нам в опасной ситуации. Но чрезмерный страх, не соответствующий уровню опасности, мешает человеку справиться с возникшей проблемой.

Пауки часто вызывают страх, но они могут быть красивыми

Тревога, в отличие от страха, возникает не в какой-то конкретной ситуации, а как правило неожиданно, без очевидной связи с чем-либо.

Например, вы идете в школу, кажется, что все нормально, но появляется ощущение тревоги. Попробуйте справиться с этим ощущением и прогнать его! Чтобы забыть о тревоге, займитесь чем-нибудь, поговорите об этом с близким человеком, подумайте, стоит ли волноваться без причины. Тревога — как вор, отнимающий у вас силы и время, которые можно было бы использовать как-то иначе. Боритесь с ней!

Состояние гнева проходит, и человеку нередко бывает стыдно за свое поведение

Существует эмоция, которая появляется тогда, когда вас обижают, неожиданно обманывают, когда вы узнаете о том, что вам мешают достичь определенной цели. Эту эмоцию называют гневом. В состоянии гнева человек действует быстро и решительно, но, как правило, безрассудно. Иногда в таком состоянии люди могут действовать импульсивно. Справиться с гневом тяжело, но необходимо учиться сдерживать его. Например, вместо посуды лучше побить спортивную грушу или подушку. Состояние гнева быстро проходит, и после этого человеку нередко бывает стыдно.

Вам становится стыдно, когда вы не можете решить задачу у доски

Стыд — это эмоция, которая возникает вследствие осознания собственного неумения, безрассудства. Именно стыд удерживает человека от плохих поступков. Лучше не подавлять свой стыд, а просто не делать того, что его вызывает.

Конечно, вам будет стыдно за то, что вы не решили задачу у доски и все это видели. Но стыд надо преодолеть, поняв, что главное — это сделать выводы, потратить свои силы и время на учебу, чтобы в следующий раз не было повода для стыда.

Если с вами обращаются не так, как вы ожидали, то может возникнуть обида. Обида появляется, когда вы сталкиваетесь с несправедливостью, предательством, незаслуженными упреками. Как преодолеть обиду? Необходимо проанализировать ситуацию и подумать, что вам даст обида. Как правило, она имеет только отрицательные последствия. Но если она вам не помогает, то не лучше ли с ней распрощаться? Стоит потратить свою энергию не на обиду, а на реальное решение проблемы.

Тратьте свою энергию не на обиду, а на реальное решение проблемы

Самой худшей эмоцией является зависть. Зависть — это враждебное отношение к тем, кто в чем-то вас превзошел. Такое чувство характерно для людей с ограниченным умом и сложным характером. Завистник, как правило,— неудачник. Но вы же не такой! Значит, зависти нет места в вашей жизни. Зависть не принесет вам ничего хорошего.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. У Марины был тяжелый день: автобус пришел позже, и она опоздала в школу, сосед по парте схватил ее тетрадь и случайно порвал ее, а в буфете Марина разбила стакан с только что купленным соком. Но девочка подумала и решила, что не будет огорчаться и переживать. Ведь она не виновата в том, что транспорт ходит нерегулярно, ее сосед такой неуклюжий, а стакан с соком — мокрый и скользкий. Как вы думаете, правильное ли решение приняла Марина?

Признаки психологического равновесия

В чем проявляются психологическое благополучие и психологическое равновесие?

Во-первых, в том, что человек умеет управлять своими эмоциями и соответствующим образом выражать их. Он умеет сохранять свое хорошее настроение. В таком состоянии человек и сам чувствует себя комфортно, и другим людям приятно находиться рядом с ним.

Во-вторых, в том, что человек интеллектуально развит и его интеллектуальные способности соответствуют возрасту. Интеллект делает человека интересным собеседником, помогает преодолевать самые разнообразные жизненные проблемы, способствует умению поставить перед собой цель и определить пути ее достижения.

В-третьих, у психологически благополучного человека сформированы моральные принципы. Такой человек ответственный, ему можно доверять, он никогда не предаст, он верен в любви и дружбе. Иначе говоря, он имеет моральный стержень, который помогает ему отличать добро от зла и не переходить грань, за которой начинается психологическое разрушение личности человека.

Личность — это социальная сущность человека. Это понятие включает и эмоции, и характер, и волю. Человек как личность свободно и сознательно выбирает себе ту или иную социальную роль, понимает возможные последствия своих действий, берет на себя ответственность за них. Только не следует взваливать на себя ответственность за чужие действия и поступки. В мире существует множество явлений и ситуаций, которые вы не сможете изменить, поэтому не стоит огорчаться. Зато вы можете изменить свое отношение к ним.

Если человек сформировался как личность и способен к личностному росту, то он психологически благополучен.

Опорные точки. Существуют различные факторы, которые приводят к нарушению психологического равновесия. В результате могут возникнуть страх, тревога, гнев, обида и другие отрицательные эмоции. Нужно учиться управлять собой, контролировать себя. Самоконтроль — это осознание и оценка человеком своих собственных действий, эмоций, психических состояний. Самоконтроль выполняет регулирующую функцию, позволяющую человеку решать задачи, поставленные им самим. Люди, способные к самоконтролю, обладают признаками психологического равновесия.

Вопросы для повторения и обсуждения

І-ІІ уровни

1. В каких случаях человеку нужна психологическая поддержка?

2. В чем проявляется психологическое равновесие?

III уровень

3. Приведите примеры, когда вы справились с задачей поддержки психологического равновесия.

IV уровень

4. Докажите, что в состоянии гнева человек действует быстро и решительно, но, как правило, безрассудно.

5. Докажите, что зависть — это чувство, характерное для людей с ограниченным умом и сложным характером.

Упражнение № 12

«Отработка навыков самоконтроля»

Цель: отработать навыки самоконтроля.

Ход работы

1. Ознакомьтесь с моделью ситуации.

Одноклассники пригласили Петю на прогулку в лес. Они договорились встретиться в 9 утра на остановке. Но Петя проспал и пришел на тридцать минут позже. Друзья его не дождались.

2. Ознакомьтесь с вариантами развития событий.

А) Петя обиделся. Вернулся домой злой и раздраженный, накричал на сестру, поссорился с родителями.

Б) Петя обиделся, но стал анализировать ситуацию и осознал, что виноват сам. Ведь опоздание — это проявление неуважения к друзьям. Возможно, пока они ждали мальчика, подошел автобус, а следующий будет только через час, поэтому Петю и не стали ждать. Получается, что Петя сам мог испортить всем день. Мальчик вернулся домой спокойный и объяснил родителям, что сам виноват, потому что проспал.

3. Проанализируйте ситуацию. Чем отличаются первый и второй варианты развития событий? Сделайте выводы.

4. Приведите примеры ситуаций, в которых вы вели себя так, как в первом варианте решения проблемы и как во втором. Сделайте выводы.