Учебник по Основам здоровья. 7 клас. Таглина - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Раздел

3

ПСИХИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ

Изучив этот раздел, вы узнаете:

• об особенностях своего психического и духовного развития;

• условиях успешного обучения;

• факторах выживания в экстремальных ситуациях;

• особенностях позитивного мышления;

• способах конструктивного решения конфликтов;

научитесь:

• анализировать личную систему ценностей;

• концентрировать внимание, развивать память и воображение;

• формировать адекватную позитивную самооценку;

• оценивать уровень риска в ежедневных ситуациях.

Тема 9. ПСИХИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

§ 14. Особенности психического и духовного развития подростков. Развитие потребностей. Жизненные ценности и здоровье

Подумайте и обсудите ситуацию. Вы считаете, что уже достаточно повзрослели, чтобы делать то, что вам хочется. Например, возвращаться домой тогда, когда вам удобно. Но взрослые, к примеру ваши родители, с этим не согласны. Как вы считаете, почему?

Особенности психического и духовного развития подростков

Было время, когда понятия «подростковый возраст» не существовало. Человек созревал физически и становился взрослым. Однако потом, с развитием человечества, оказалось, что одного физического созревания мало. Человека можно считать взрослым, если он соответствует тем требованиям, которые выдвигает к нему общество. И эти требования к социальной зрелости постоянно растут. Поэтому психологи и выделили период, в течение которого человек готовится стать зрелым не только физически, но и социально.

В подростковый период вы:

• развиваетесь физически, психически и духовно;

• приобретаете новые познавательные возможности;

• учитесь руководить собой;

• формируете собственные взгляды на происходящие события;

• делаете первый жизненный выбор;

• по-новому общаетесь с родителями и ровесниками.

Основным психологическим итогом подросткового возраста считают приобретение человеком нового уровня самосознания. В конце подросткового периода человек уже имеет определенное целостное представление о самом себе, старается исправить свои отрицательные качества, ставит перед собой задания для саморазвития.

Общение с ровесниками очень важно для подростка

Познание себя предусматривает сравнение себя с другими. Поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, и прежде всего — общение с ровесниками. И это не случайно, ведь ровесники находятся в равных условиях, что предоставляет максимальные возможности для психического, духовного и социального сравнения.

В чем заключаются особенности психического и духовного развития подростков?

Во-первых, подросток очень чутко реагирует на оценку его личности посторонними. Он стремится к признанию и одобрению со стороны других.

Во-вторых, подросток часто впадает в крайности. Он может быть одновременно стыдливым и дерзким, внимательным к людям и черствым, ему присуще стремление быть признанным и показная независимость, война с авторитетами и обожествление кумиров.

В-третьих, у подростка ярко проявляется любознательность, стремление к познанию окружающего мира.

Подростковый период — это непростой период в жизни любого человека. Подростку нужно решить немало задач, связанных с психологическим и духовным взрослением.

Итак, выясним, при каких условиях его взросление будет более успешным. При каких условиях вы можете получить знания о жизни и сформироваться как взрослый человек? Конечно, у вас должна быть насыщенная жизнь. Вам нужны друзья, ровесники, с которыми вы можете общаться, проводить свое время, иметь общие с ними интересы. Вам захочется выйти из-под опеки родителей и учителей, строить свою жизнь самостоятельно. Это нормальное желание. Но существуют и факторы риска, способные привести к тому, что вы попадете под влияние, которое может вам навредить.

Подросток может перечить взрослым, но во всем соглашаться с друзьями

Например, вы регулярно перечите взрослым, но во всем соглашаетесь с новым приятелем, который появился в вашей компании. Почему вы доверяете ему — непонятно, но все, что он предлагает, кажется вам очень интересным. Тем не менее этот приятель на самом деле может оказаться совсем не таким, как вам показалось, в отличие от тех взрослых, с которыми вы общаетесь постоянно.

Вы можете попасть в плохую компанию, что отрицательно скажется на вашем поведении и отношении с другими людьми. Такая компания является фактором риска для вашего развития. И, наоборот, компания, где вас искренне принимают и учитывают ваши интересы, станет важным условием вашего психического развития. Главное — отличить одну ситуацию от другой. У вас обязательно должны появиться друзья, которым вы доверяете, с которыми у вас много общего.

Очень важны для вашего развития и отношения со взрослыми. Вы должны доверять им и понимать, что именно они больше всех заинтересованы в том, чтобы ваше взросление прошло нормально.

Развитие потребностей. Жизненные ценности и здоровье

Потребностью называется необходимость в чем-то, которую человек переживает и осознает. Потребности могут быть биологические, социальные и духовные. К биологическим потребностям относят голод, жажду, сон, потребность в движении. Эти потребности являются наследственными. А вот с социальными и духовными потребностями человек не рождается. Они формируются в процессе его развития как личности. Социальные потребности — это потребности в общении, работе, признании собственных заслуг. Духовными потребностями называют потребности в познании, творчестве, саморазвитии. Такие потребности человека обусловлены процессом его воспитания и вовлечения в мир культуры. Развитие потребностей связано с жизненными ценностями.

Жизненные ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни, то, о чем они мечтают и к чему стремятся.

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Семиклассник Вадим считает, что главное в жизни — это возможность купить все что угодно. А его одноклассник Максим говорит, что главное — это надежные друзья, которые всегда поддержат и помогут и которых всегда поддержите вы. Чем отличаются системы ценностей у этих мальчиков?

К жизненным ценностям относятся здоровье, интересная работа, благополучие в семье, уверенность в себе, самостоятельность, дружба и преданность, творчество, умение видеть красоту природы и искусства, свобода, жизненная мудрость и т. п. Сделать выводы о жизненных ценностях человека можно на основании его поступков.

Жизненные ценности индивидуальны. Для кого-то главная жизненная ценность — духовное развитие личности, для кого-то — материальное благополучие, еще для кого-то — здоровье.

Наши ценности могут изменяться на протяжении жизни, поскольку мы часто решаем, что для нас ценно именно сегодня, сейчас. Определить свою систему ценностей можно, ответив на такие вопросы: «К чему я стремлюсь? Какая у меня цель?», «Что я готов сделать для достижения этой цели?», «Какой результат я хочу получить благодаря своим действиям?».

Вместе с отношением человека к здоровью выстраивается общая система ценностей, без которой человеческое существование теряет смысл. Поэтому о здоровье можно говорить как об универсальной человеческой ценности.

Опорные точки. Основным психологическим итогом подросткового возраста считают обретение человеком нового уровня психического и духовного развития.

Вопросы для повторения и обсуждения

І-ІІ уровни

1. Приведите примеры социальных потребностей.

2. Приведите примеры духовных потребностей.

III уровень

3. Когда человека можно считать взрослым?

4. Докажите, что особое значение в подростковом возрасте имеет общение с ровесниками.

IV уровень

5. Докажите, что жизненные ценности являются индивидуальными.

6. Докажите, что одной из самых важных ценностей человеческой жизни является здоровье.

Упражнение № 9

«Анализ личной системы ценностей»

Цель: научиться анализировать личную систему ценностей.

Ход работы

1. Выберите из вариантов, предложенных ниже, те ценности, которые входят в вашу индивидуальную систему ценностей, и расположите их в порядке снижения значимости для вас.

Здоровье, материально обеспеченная жизнь, любовь, интересная работа, саморазвитие, отдых, чувство защищенности, свобода, творчество, дружеские отношения с ровесниками, хорошее настроение, желание совершать хорошие поступки, благополучие в семье, уверенность в себе, самостоятельность, наличие верных друзей, творчество, возможность наслаждаться красотой природы и искусства, жизненная мудрость, уважение товарищей, возможность улучшения своего образования, интеллектуальное развитие, развлечения, счастье других людей, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, чувство юмора, старательность, умение держать свое слово, смелость в отстаивании своего мнения, умение не отступать перед трудностями, честность, искренность, трудолюбие, чуткость.

2. Запишите личную систему ценностей на отдельном листе. Проанализируйте ее. Сделайте выводы.

3. Сравните свою систему ценностей с системами ценностей своих одноклассников. Сделайте выводы.