Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь - Новая программа

Стресс - обязательный компонент жизни, он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма.

Ганс Селье

§ 58. СТРЕСС. ЭНДОКРИННЫЕ НАРУШЕНИЯ

Основные понятия и ключевые термины: СТРЕСС. Эндокринные нарушения.

Вспомните! Что такое болезнь?

Подумайте!

Как утверждал Ганс Селье, «... только несколько признаков действительно характеризуют любую конкретную болезнь, большинство же симптомов являются общими для многих различных болезней». Впоследствии с помощью экспериментов на крысах было доказано, что у них наблюдается одинаковая реакция на отравление, жару, холод. Так было положено начало учению о стрессе, являющемуся неспецифической основой многих заболеваний. А что такое стресс и всегда ли он вреден?

СОДЕРЖАНИЕ

Какова роль эндокринной системы в развитии стрессорных реакций?

СТРЕСС (от англ. stress - напряжение) - неспецифический нейрогуморальный ответ, возникающий под действием каких-либо сильных раздражителей (стрессоров) и направлен на адаптацию организма. Термин «стресс» в науку впервые ввёл в 1932 году В. Б. Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». Стресс, как особое состояние, обеспечивает защиту организма от угрожающих влияний. При этом в организме осуществляются определённые процессы регуляторных систем, которые являются неспецифическими, то есть наследственными стандартными реакциями в ответ на действие любого опасного фактора. Таким образом, стресс - это естественный защитный ответ здорового организма. Факторы стресса человека можно разделить на 2 группы: физические (жара, холод, травма) и психические (страх, опасность, конфликт).

Основными процессами стресса является так называемая классическая триада Селье: 1) разрастание коры надпочечников; 2) уменьшение тимуса; 3) появление кровоизлияний в слизистой оболочке пищеварительного тракта. Почему же появляются эти признаки стресса?

Действие стрессоров начинается с возбуждения коры большого мозга. Оттуда нервные импульсы поступают в гипоталамус, где образуются нейрогормоны. Они активизируют функцию гипофиза, который производит адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под его действием происходят разрастание коры надпочечников и усиленная секреция глюкокортикоидов, которые запускают механизм усиленного энергетического обеспечения. Но запасы гликогена и глюкозы в организме ограниченны, поэтому эти гормоны становятся причиной распада тканей, уменьшения тимуса и снижения иммунитета. Растёт также количество адреналина, под действием которого кровеносные сосуды желудочно-кишечного тракта сужаются, ухудшается кровоснабжение оболочек и появляются точечные кровоизлияния в слизистом слое.

Итак, в развитии стрессовых реакций основную роль играют нейрогормоны гипоталамуса, тропные гормоны гипофиза, тимозин тимуса, глюкокортикоиды и адреналин надпочечников.

Какое значение имеет стресс?

Стресс проявляется в виде адаптационного синдрома, проходит в три стадии: 1) стадия тревоги (кратковременная адаптация); 2) стадия сопротивления (долговременная адаптация); 3) стадия истощения (исчерпание резервных возможностей организма).

Стадия тревоги развивается во время встречи организма с чем-нибудь новым, неожиданным и значимым. Под действием гормонов надпочечников у человека увеличиваются частота и сила сокращений сердца, повышаются артериальное давление, уровень глюкозы в крови, расширяются бронхи, сужаются кровеносные сосуды и т. п.

Стадия сопротивления наступает в результате длительного действия стрессоров. Организм мобилизуется для борьбы со стрессом, и прежде всего снижается уровень тревоги. Стадия сопротивления может быть значительной и длиться годами. На этой стадии происходят перестройки в организме, повышающие устойчивость к воздействию факторов. Синтезируются белки мышц, что повышает их физические качества, образуются эритроциты для обеспечения дополнительных потребностей в кислороде, увеличивается количество ферментов для синтеза белков в рабочих органах, растёт количество антител, что повышает иммунитет и т. п.

Стадия истощения наступает, если действие фактора является сильным и продолжительным. Это приводит к истощению резервных возможностей организма. Именно на этом этапе возникают заболевания.

Стрессы могут иметь положительный и отрицательный эффекты, поэтому в медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Положительный стресс порождают положительные эмоции, активная жизненная позиция, регулярные умеренные физические и умственные нагрузки. Умеренные воздействия вызывают повышение общей устойчивости организма, расширение его приспособительных возможностей. При правильной организации нагрузок проявляется в основном фаза сопротивления. Организм становится более устойчивым не только к физическим нагрузкам, но и к эмоциональным напряжениям, инфекциям, отравлениям и др. Негативный стресс вызывают негативные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. Особенно это касается чисто человеческой формы стресса - социально обусловленной.

Типичным примером такого стресса является «школьный» стресс, вызванный волнением ученика во время опроса, выполнения контрольных работ, сдачи экзаменов.

Итак, в ответ на действие стресс-раздражителей возникает неспецифическая (всегда одинаковая) реакция, направленная на активизацию приспособительных защитных механизмов и поддержание постоянства внутренней среды.

Каковы причины эндокринных болезней?

Эндокринные заболевания - это болезни, которые возникают в случае нарушения деятельности эндокринных желёз. Гормоны могут выделяться в избытке (гиперфункция) или в недостаточном для организма количестве (гипофункция).

Ил. 117. Гигантизм и карликовость

При избытке гормона роста в детском возрасте развивается гигантизм. Рост больных детей значительно превышает рост сверстников, и в юном возрасте они могут достигать двух метров. Если гиперфункция передней доли гипофиза развивается у взрослых, то у них будто восстанавливается рост. При этом увеличиваются только те части тела (руки, ноги, язык, нос, челюсти), которые не потеряли способности расти. Заболевание называют акромегалией. При недостаточном количестве гормона роста у детей развивается карликовость.

Щитовидная железа продуцирует гормон тироксин. Нарушение этой деятельности приводит к заболеваниям микседеме и кретинизму. Микседема (слизистый отёк) обусловлена нехваткой тироксина во взрослом возрасте, что сопровождается накоплением в коже соединений, медленным ростом и развитием детей. Кретинизм является заболеванием, которое обусловлено гипофункцией щитовидной железы в детском возрасте. У больных детей задерживается физическое и психическое развитие. При повышенном выделении тироксина развивается базедова болезнь. Она характеризуется интенсивным обменом веществ, пучеглазием, повышенной возбудимостью нервной системы, дрожанием конечностей, похуданием.

При недостатке кортикоидных гормонов надпочечников возникает бронзовая болезнь, при которой кожа приобретает бронзовый цвет. Кроме того, человек худеет, теряет работоспособность из-за расстройства нервно-мышечной системы.

В случае недостаточного образования инсулина клетками поджелудочной железы или нарушения его усвоения в организме происходит увеличение количества глюкозы в крови и тканях. Это сопровождается нарушением обмена углеводов, и развивается заболевание сахарный диабет. Гиперфункция панкреатических островков, а также введение в организм больших доз инсулина приводят к значительному уменьшению концентрации глюкозы в крови и вызывают инсулиновый шок.

Итак, для профилактики эндокринных нарушений следует вести здоровый образ жизни, который предполагает не только соблюдение режима труда и отдыха, но и рациональное питание, нормальную психологическую обстановку в семье и коллективе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учимся познавать

Задача на применение знаний

Примените свои знания и обоснуйте основные антистрессовые рекомендации.

Рекомендация

Обоснование

1. Соблюдайте режим труда и отдыха

2. Отдыхайте активно, занимайтесь любимым делом

3. Соблюдайте правила рационального питания

4. Чаще вспоминайте о чувстве юмора

5. Расскажите о своих проблемах близким

6. Не теряйте зря времени на тревоги и опасения, ищите пути решения стрессовых ситуаций

7. Учитесь нейтрализовать негативные эмоции

Задание на сопоставление

Сопоставьте названные причины с соответствующими названиями эндокринных заболеваний и вы получите фамилию английского физиолога, который в 1905 году ввёл в науку понятие «гормон».

1 Чрезмерная выработка соматотропина в детском возрасте

А Акромегалия

2 Недостаточная секреция гормона роста в детском возрасте

И Кретинизм

3 Чрезмерная выработка соматотропина во взрослом возрасте

С Гигантизм

4 Избыточное образование тироксина в организме

Т Карликовость

5 Недостаточная секреция инсулина в организме

Н Бронзовая болезнь

6 Недостаточное количество тироксина в детском возрасте

Г Микседема

7 Недостаточное образование кортикостероидов в организме

Л Сахарный диабет

8 Недостаточная секреция тироксина во взрослом возрасте

Р Базедова болезнь

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

Биология + Здоровье

В экстремальных условиях одни люди быстро принимают решения, вступают в борьбу и преодолевают жизненные трудности, другие пытаются убежать от проблем. Но и в первом, и во втором вариантах человек должен активно отреагировать на ситуацию. Преимущество в поведении людей «реакции нападения» или «реакции бегства» положено в основу условного разделения на «людей-львов» и «людей-кроликов». Находясь среди людей и подчиняясь общественным требованиям и правилам поведения, конкретный человек в большинстве случаев не может проявить естественную реакцию на стресс-раздражитель - реакцию бегства или нападения. Почему так важно для снятия стрессового напряжения организма именно активное движение?

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Что такое стресс? 2. Назовите две группы факторов стресса. 3. Назовите основные стадии развития стресса. 4. Укажите две формы стресса. 5. Что такое эндокринные заболевания? 6. Приведите пример эндокринных болезней.

7-9

7. Какую роль выполняет эндокринная система в развитии стрессорных реакций? 8. Какое значение имеет стресс? 9. Назовите причины эндокринных болезней.

10 - 12

10. Примените знания и обоснуйте основные рекомендации относительно негативной формы стресса.