Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь - Новая программа

Высшая нервная деятельность обеспечивает глубокую и совершенную приспособленность организма к условиям существования.

Из учебника

Обобщение знаний темы 9. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС, имеющих индивидуальный характер и обеспечивающих поведенческие реакции человека.

Типы ВНД

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Составные части ВНД

1. Подвижный

2. Спокойный

3. Неуравновешенный

4. Слабый

1. Безусловные рефлексы и инстинкты, которые формируют врождённое поведение и являются наследственными

2. Условные рефлексы и динамические стереотипы, формирующие приобретённое поведение и явля- ющися результатом научения

3. Умственная деятельность, являющаяся основной частью приобретённого поведения и результатом познавательных форм научения

Движущие факторы ВНД Значение ВНД

1. Членораздельная речь

2. Труд

3. Общественный образ жизни

1. Познание окружающего мира

2. Приспособленность к изменяющимся условиям среды

3. Жизнь в обществе

Особенности ВНД человека

1. Наличие второй сигнальной системы

2. Абстрактное мышление

3. Сознание

4. Социальные потребности (высшие мотивации)

5. Высшие эмоции

ЛИЧНОСТЬ - это целостная человеческая индивидуальность в единении её природных и социальных качеств

Общая характеристика личности:

- родившись как индивид, человек благодаря общению постепенно усваивает социальный опыт человечества, присоединяется к обществу и развивается как личность;

- различия психофизиологических процессов определяются особенностями строения и функций большого мозга, размерами нервных центров коры, количеством нейронов, особенностями строения и функций анализаторов и т. п.;

- в формировании личности важное значение имеет самовоспитание как сознательная деятельность человека, связанная со способностью к самоанализу и самооценке, с умением контролировать своё поведение и деятельность.

Структура личности:

1) подструктура направленности (отношение к людям, к самому себе, к труду и моральные качества человека);

2) подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, приобретённые через обучение и воспитание);

3) подструктура отображения (индивидуальные особенности ощущений, восприятия, представления и мышления);

4) биологически обусловленная подструктура (индивидуальные особенности, которые определяются типом ВНД, доминантностью полушарий и типом темперамента, а также половые и возрастные особенности).

Биологической основой развития личности является наследственность, становление которой зависит от условий среды.

Социальной основой развития личности являются труд, общественный образ жизни, речь и мышление. Личность формируется только с возникновением сознания.

Самоконтроль знаний

Тест-оценивание 9. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

І. Задания на выбор правильного ответа (1 балл)

1. Сервировка обеденного стола вызывает выработку организмом человека аппетитного желудочного сока. Назовите рефлекс.

А условный вегетативный пищевой

Б безусловный вегетативный пищевой

В условный соматодвигательный пищевой

Г безусловный соматодвигательный пищевой

2. Какой из процессов отражения позволяет вам после посещения ботанического сада воссоздать вид хорошего цветка, который вы впервые увидели, понюхали и внимательно рассмотрели?

А ощущение

Б восприятие

В представление

Г мышление

3. Укажите вид научения, используемый для формирования умений езды на велосипеде:

А привыкание

Б запечатление

В озарение

Г научение путём проб и ошибок

4. Д. Менделеев во время сна изобрёл принцип построения Периодической системы химических элементов. Назовите фазу сна, в которой это произошло:

А засыпание

Б поверхностный сон

В глубокий сон

Г парадоксальный сон

ІІ. Задания на сопоставление (2 балла за каждое):

5. Приведите в соответствие виды памяти с её сущностью:

1 Образная

2 Моторная

3 Словесно-логическая

4 Эмоциональная

А Память движений

Б Память на пережитые чувства

В Память на ранее воспринятые предметы и явления

Г Память мыслей

6. Приведите в соответствие этапы отражения с их определениями:

1 Ощущение

2 Восприятие

3 Представление

4 Мышление

А Отражение окружающего во взаимосвязях

Б Отражение предметов с их влиянием на органы

В Отражение отдельных свойств предметов

Г Отражение предмета в целом

7. Приведите в соответствие умственные операции с их определениями:

1 Анализ

2 Синтез

3 Сравнение

4 Абстрагирование

А Сопоставление явлений для установления их сходства и различия

Б Разделение объектов и явлений на составляющие, выделение в них элементов

В Объединение признаков, элементов или частей объекта в единое целое

Г Выделение главных и отделение второстепенных признаков

8. Приведите в соответствие признаки ВНД и тип темперамента:

1 Сильный, инертный, уравновешенный

2 Сильный, подвижный, неуравновешенный

3 Сильный, подвижный, неуравновешенный

4 Слабый, неуравновешенный

А Сангвинический

Б Холерический

В Флегматичный

Г Меланхоличный