Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь - Новая программа
Высшая нервная деятельность обеспечивает глубокую и совершенную приспособленность организма к условиям существования.
Из учебника
Обобщение знаний темы 9. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС, имеющих индивидуальный характер и обеспечивающих поведенческие реакции человека.
Типы ВНД |
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Составные части ВНД |
1. Подвижный 2. Спокойный 3. Неуравновешенный 4. Слабый |
1. Безусловные рефлексы и инстинкты, которые формируют врождённое поведение и являются наследственными 2. Условные рефлексы и динамические стереотипы, формирующие приобретённое поведение и явля- ющися результатом научения 3. Умственная деятельность, являющаяся основной частью приобретённого поведения и результатом познавательных форм научения |
|
Движущие факторы ВНД | Значение ВНД | |
1. Членораздельная речь 2. Труд 3. Общественный образ жизни |
1. Познание окружающего мира 2. Приспособленность к изменяющимся условиям среды 3. Жизнь в обществе |
|
Особенности ВНД человека | ||
1. Наличие второй сигнальной системы 2. Абстрактное мышление 3. Сознание 4. Социальные потребности (высшие мотивации) 5. Высшие эмоции |
ЛИЧНОСТЬ - это целостная человеческая индивидуальность в единении её природных и социальных качеств |
|
Общая характеристика личности: - родившись как индивид, человек благодаря общению постепенно усваивает социальный опыт человечества, присоединяется к обществу и развивается как личность; - различия психофизиологических процессов определяются особенностями строения и функций большого мозга, размерами нервных центров коры, количеством нейронов, особенностями строения и функций анализаторов и т. п.; - в формировании личности важное значение имеет самовоспитание как сознательная деятельность человека, связанная со способностью к самоанализу и самооценке, с умением контролировать своё поведение и деятельность. |
|
Структура личности: 1) подструктура направленности (отношение к людям, к самому себе, к труду и моральные качества человека); 2) подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, приобретённые через обучение и воспитание); 3) подструктура отображения (индивидуальные особенности ощущений, восприятия, представления и мышления); 4) биологически обусловленная подструктура (индивидуальные особенности, которые определяются типом ВНД, доминантностью полушарий и типом темперамента, а также половые и возрастные особенности). |
|
Биологической основой развития личности является наследственность, становление которой зависит от условий среды. |
Социальной основой развития личности являются труд, общественный образ жизни, речь и мышление. Личность формируется только с возникновением сознания. |
Самоконтроль знаний
Тест-оценивание 9. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
І. Задания на выбор правильного ответа (1 балл)
1. Сервировка обеденного стола вызывает выработку организмом человека аппетитного желудочного сока. Назовите рефлекс.
А условный вегетативный пищевой
Б безусловный вегетативный пищевой
В условный соматодвигательный пищевой
Г безусловный соматодвигательный пищевой
2. Какой из процессов отражения позволяет вам после посещения ботанического сада воссоздать вид хорошего цветка, который вы впервые увидели, понюхали и внимательно рассмотрели?
А ощущение
Б восприятие
В представление
Г мышление
3. Укажите вид научения, используемый для формирования умений езды на велосипеде:
А привыкание
Б запечатление
В озарение
Г научение путём проб и ошибок
4. Д. Менделеев во время сна изобрёл принцип построения Периодической системы химических элементов. Назовите фазу сна, в которой это произошло:
А засыпание
Б поверхностный сон
В глубокий сон
Г парадоксальный сон
ІІ. Задания на сопоставление (2 балла за каждое):
5. Приведите в соответствие виды памяти с её сущностью:
1 Образная
2 Моторная
3 Словесно-логическая
4 Эмоциональная
А Память движений
Б Память на пережитые чувства
В Память на ранее воспринятые предметы и явления
Г Память мыслей
6. Приведите в соответствие этапы отражения с их определениями:
1 Ощущение
2 Восприятие
3 Представление
4 Мышление
А Отражение окружающего во взаимосвязях
Б Отражение предметов с их влиянием на органы
В Отражение отдельных свойств предметов
Г Отражение предмета в целом
7. Приведите в соответствие умственные операции с их определениями:
1 Анализ
2 Синтез
3 Сравнение
4 Абстрагирование
А Сопоставление явлений для установления их сходства и различия
Б Разделение объектов и явлений на составляющие, выделение в них элементов
В Объединение признаков, элементов или частей объекта в единое целое
Г Выделение главных и отделение второстепенных признаков
8. Приведите в соответствие признаки ВНД и тип темперамента:
1 Сильный, инертный, уравновешенный
2 Сильный, подвижный, неуравновешенный
3 Сильный, подвижный, неуравновешенный
4 Слабый, неуравновешенный
А Сангвинический
Б Холерический
В Флегматичный
Г Меланхоличный