Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь - Новая программа
Организм, а вместе с ним и каждая живая клетка, ткань и органы постоянно приспосабливаются к изменению условий существования.
Из учебника биологии
Обобщение темы «ВВЕДЕНИЕ»
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - это целостная открытая биологическая система, в которой выделяют молекулярный, клеточный, тканевый, органный и системный уровни организации и которой свойственны обмен веществ, энергии и информации, саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение.
Таблица 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Система |
Органы |
Ткани |
Жизненные функции |
Опорно-двигательная |
Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса конечностей, свободные конечности. Скелетные и мышцы внутренних органов |
Соединительные (костная, хрящевая, плотная волокнистая) и мышечные (поперечно-полосатая и гладкая) |
Опора тела, защита, движение, кровообразование |
Кровеносная |
Четырёхкамерное сердце. Артерии, вены, капилляры |
Соединительные (плотная и рыхлая волокнистая), мышечные (поперечно-полосатая и гладкая), эндотелий |
Транспорт веществ и тепла |
Дыхательная |
Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие |
Эпителиальные (плоский и реснитчатый эпителий), соединительные (плотная волокнистая, хрящевая), гладкая мышечная |
Газообмен, выделение СО2, терморегуляция, звукообразование |
Пищеварительная |
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная и слюнные железы |
Эпителиальные (железистый, покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые, хрящевая), гладкая мышечная |
Переваривание, всасывание переваренной пищи и удаление остатков |
Покровная |
Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка |
Эпителиальные (покровный), гладкая мышечная, соединительные (рыхлая и плотная волокнистые) |
Защитная, барьерная, терморегуляторная, выделительная, чувственная |
Мочеиспускательная |
Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал |
Эпителиальные (покровный), соединительные (рыхлая и плотная волокнистые), гладкая мышечная |
Выделительная, защитная, гормональная, кроветворная |
Половая |
Внутренние и наружные половые органы |
Покровный эпителий. Гладкая мышечная. Рыхлая и плотная волокнистые |
Образование гамет и гормонов |
Эндокринная |
Гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, половые железы |
Железистый эпителий |
Гуморальная регуляция функций организма |
Нервная |
Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы |
Нервная ткань |
Связь со средой. Нервная регуляция функций |
Сенсорные системы |
Органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания |
Эпителий, нервная, соединительная ткани |
Восприятие раздражений |
Самоконтроль знаний
Тест-конструирование 1. ВВЕДЕНИЕ
І. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. В организме человека постоянно поддерживается температура +36,6 °С. Назовите совокупность процессов, обеспечивающих эту устойчивость:
Р самообновление
С саморегуляция
Т самовоспроизведение
2. К какому классу относится органическое соединение СаСО3, входящее в состав костей?
И соли
К основы
Й кислоты
3. Назовите физиологические системы, участвующие в регуляции работы желудка: Л эндокринная, иммунная, выделительная
М иммунная, половая, пищеварительная
Н нервная, эндокринная, иммунная
4. Как называется функция расщепления питательных веществ?
А пищеварение
Б питание
В выделение
5. Какие органеллы клетки обеспечивают синтез белков в организме человека?
Л митохондрии
Н рибосомы
М лизосомы
6. Какая система осуществляет транспорт веществ в теле шимпанзе и человека?
С дыхательная
Т кровеносная
У выделительная
7. Укажите признак, по которому человек подобен бактериям, растениям, грибам и животным:
О активное движение
П гетеротрофное питание
Р клеточное строение
8. Укажите название веществ, участвующих в эндокринной регуляции:
М антибиотики
Н ферменты
О гормоны
9. Укажите науку, изучающую зародышевое развитие человека:
О цитология
П эмбриология
Р гистология
ІІ. Сконструируйте правильный ответ.
10. Укажите правильные варианты ответов на задания 1-9 и получите название изображенного на рисунке ископаемого человека, жившего на территории Китая:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11. Сконструируйте правильную последовательность из букв, которыми ниже обозначены уровни организации организма человека и получите название выдающегося врача, основателя военно-полевой хирургии: п - атомарный; г - органный; о1 - тканевый; o2 - системный; в - организменный; и - молекулярный; р - клеточный.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12. Сопоставьте названия частей клетки с их функциями и получите латинское название органа, изображённого на рисунке.
Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.
Функции элементов строения: p - сохранение наследственной информации; a - расщепление сложных веществ на простые; r - транспорт веществ в клетке; h -клеточное дыхание; e - участие в делении клеток.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |