Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь - Новая программа
В живой системе разграничить сопротивления и движение - всё равно что отделить воду морей и рек, которые в них впадают: невозможно.
«Основы системной биологии»
Обобщение знаний темы 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
ОПОРА и ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - жизненные функции, связанные с костной и мышечной системами для реализации сохранения формы тела, осуществления движений, кроветворения, депонирования веществ, терморегуляции и защиты организма человека. Особенности опоры и движения человека связаны с прямохождением, трудом и речью.
Таблица 24. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Опора человека |
Движение человека |
Молекулярный уровень |
|
В составе костей содержатся: - неорганические соединения (вода, кальций карбонат, кальций фосфат) - придают костям твёрдости и прочности; - органические вещества (коллаген, оссеин) - придают костям упругости и гибкости |
В составе мышц содержатся: - неорганические соединения (в виде ионов Са2+, К+, Na+) - для возникновения возбуждения; - органические соединения (миозин, актин, гликоген, АТФ) - образование миофибрилл, источник энергии |
Клеточный уровень |
|
В реализации опоры принимают участие: хрящевые клетки (хондроциты), костные клетки (остеоциты) и межклеточное вещество |
В реализации движения участвуют клетки мышечной ткани (миоциты, кардиомиоциты, мышечные волокна) |
Тканевый уровень |
|
Функцию опоры выполняют соединительные опорные ткани (хрящевая и костная) |
Функцию движения выполняют мышечные ткани (гладкая и поперечно-полосатая) |
Органный уровень |
|
Основными органами опоры являются хрящи (волокнистый, гиалиновый и эластичный) и кости (трубчатые, плоские, губчатые, смешанные и воздухоносные) |
Основными органами движения являются мышцы: гладкие, скелетные и сердечная. Физические свойствами мышц - сила, скорость сокращения, выносливость, тонус |
Системный уровень |
|
Хрящи и кости формируют костный эндоскелет, который является пассивной частью в составе опорно-двигательной системы |
Мышцы образуют мышечную систему, которая является активной частью опорно-двигательной системы |
Организменный уровень |
|
Скелет человека делится на следующие отделы. I. Скелет головы (мозговой и лицевой отделы черепа) II. Скелет туловища (позвоночник и грудная клетка) III. Скелет конечностей (плечевой пояс, скелет свободной верхней конечности, тазовый пояс, скелет свободной нижней конечности) |
Мышечная система делится на следующие отделы. I. Мышцы головы (жевательные и мимические) II. Мышцы туловища (мышцы шеи, мышцы грудной клетки, мышцы живота, мышцы спины) III. Мышцы конечностей (мышцы плечевого пояса, мышцы свободной верхней конечности, мышцы тазового пояса, мышцы свободной нижней конечности) |
Единство опоры и движения достигается анатомическим и функциональным соединением костей, хрящей, мышц, связок в целостную опорно-двигательную систему. Эта совокупность органов имеет тесные взаимосвязи со всеми другими физиологическими системами организма человека.
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Тест-оценивание 7. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
І. Задания на выбор правильного варианта ответа среди трёх предложенных
(по 0,5 балла за каждое из четырёх).
1. Укажите название структурно-функциональной единицы костной ткани:
А нефрон
Б остеон
В нейрон
2. Какое образование кости обеспечивает её рост в толщину?
А надхрящница
Б пластинка роста
В надкостница
3. Как мышечная ткань образует стенки желудка?
А поперечно-полосатая скелетная
Б поперечно-полосатая сердечная
В гладкая
4. Укажите образование из поперечно-полосатых мышц, которое участвует в дыхании человека и млекопитающих
А диафрагма
Б брюшина
В сустав
II. Задания на выбор двух правильных вариантов ответа из четырёх предложенных (по 1 баллу за каждое из трёх).
5. Назовите кости грудной клетки:
А грудь
Б лопатка
В рёбра
Г ключицы
6. Укажите мышцы свободной верхней конечности:
А двуглавая мышца плеча
Б портняжная мышца
В дельтовидная мышца
Г трёхглавая мышца плеча
7. Выберите болезни опорно-двигательной системы человека:
А дерматиты
Б пневмония
В остеохондрозы
Г миозиты
III. Задания на выбор трёх правильных вариантов ответа из шести предложенных (по 1,5 балла за каждое).
8. Назовите функции опорно-двигательной системы:
А транспортная
Б питательная
В секреторная
Г кроветворная
Д депонирущая
Е защитная
9. Укажите особенности поперечно-полосатой скелетной ткани:
А клетки-миоциты
Б мышечные волокна
В сокращение с усталостью
Г клетки-кардиомиоциты
Д наличие вставных дисков
Е многоядерность клеток
IV. Задания на комбинирование ответы (по 2 балла за каждое).
10. Укажите последовательность расположения отделов позвоночника, начиная сверху: 1) копчиковый; 2) шейный; 3) поясничный; 4) крестцовый; 5) грудной.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
11. Распределите названные заболевания опорно-двигательного аппарата по группам: 1) остеопороз 2) вывихи; 3) туберкулёз костей; 4) кифоз; 5) сколиоз 6) растяжение.
А Дистрофичиские |
||
Б Механические, или травмы |
||
В Естественные |