Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Учимся познавать

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Научное описание — фиксирование определёнными способами существенных признаков объекта, явления или результатов исследования. С помощью описания собранная информация превращается в язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая таким образом форму, удобную для дальнейшей обработки (систематизации, классификации и обобщения). Правило-ориентир использования описания предусматривает следующие основные действия.

1. Определение объекта, явления, сбор информации, результатов исследования, подлежащих описанию.

2. Выбор способа фиксирования информации, результатов исследования.

3. Создание плана для описания определённых объектов или явлений.

4. Проведение описания.

5. Формулирование вывода.

Наблюдение - целенаправленное и организованное исследование объектов или явлений для точного и полного выявления их признаков. Это самый простой метод научного исследования, который часто является основой или частью других методов. Правило-ориентир использования метода наблюдения предусматривает следующие основные действия:

1. Определение и чёткое формулирование заданий для наблюдения.

2. Определение конкретных признаков объектов или явлений для целенаправленного наблюдения.

3. Составление плана проведения наблюдения (ход работы).

4. Проведение активного наблюдения с применением измерения, зарисовывания, фотографирования, засушивания и пр.

5. Определение формы записи наблюдений (в виде таблицы, дневника и др.), можно осуществлять по пунктам:

а) место наблюдения;

б) дата наблюдения;

в) время наблюдения;

г) суть наблюдаемых событий.

6. Описание (в случае описательного наблюдения) или сравнение (в случае сравнительного) результатов наблюдения. Оформление их в виде письменного отчёта, альбома рисунков, фотографий, коллекции, гербария, мультимедийной презентации и т. п.

Сравнение — сопоставление объектов или явлений для установления их сходства и различия. Метод сравнения является основой мышления, всех методов творческой и научной деятельности. Правило-ориентир использования метода сравнения предусматривает следующие основные действия.

1. Установление цели сравнения.

2. Определение объектов или явлений для сравнения.

3. Выделение признаков для сравнения.

4. Создание плана сравнения.

5. Нахождение сходства (при частичном сравнении путём сопоставления), различия (при частичном сравнении путём противопоставления), сходства и различия (при полном сравнении).

6. Формулирование вывода из сравнения.

Измерение - определение числового значения определённой величины объекта или явления с помощью единицы измерения. Порядок измерения предусматривает следующие основные действия.

1. Определение цели измерения.

2. Выбор объектов и их количественных признаков для измерения.

3. Определение физических величин и единиц их измерения по определённой системе единиц.

4. Создание плана проведения измерения.

5. Организация измерения с использованием определённых приборов, приспособлений. Измерение следует осуществлять несколько раз для получения объективных результатов.

6. Проведение статистической обработки результатов с определением средней величины исследуемых признаков.

Эксперимент (опыт) - изучение объектов (явлений) на основе изменения исследователем условий их существования (прохождения) и организации наблюдения за последствиями этих изменений. Эксперимент может проводиться с целью определения новых качеств объекта (исследовательский эксперимент), проверки правильности теоретических положений (проверяющий эксперимент), демонстрации явления (демонстрационный или иллюстративный эксперимент). Порядок проведения эксперимента предусматривает следующие основные действия.

1. Постановка проблемы, то есть определение сложного вопроса, который требует изучения.

2. Создание рабочей гипотезы, то есть предположения на основе определённых наблюдений, которые могли бы дать ответ на этот вопрос.

3. Проведение эксперимента по схеме:

а) организация контрольного варианта - вариант опыта при неизменённых условиях, с которым сравнивают результаты других вариантов;

б) организация экспериментального варианта - вариант (варианты) опыта в изменённых условиях, который (которые) сравнивают с контрольным вариантом.

4. Организация активного наблюдения с применением измерения, зарисовывания, фотографирования и пр.

5. Сравнение полученных результатов с предполагаемыми, которые предлагались перед началом эксперимента.

6. Формулирование выводов.

Проектирование — организованное самостоятельное исследование определённой проблемы или задачи с целью создания предложений (план, замысел, устройство, основание, конструирование) для решения проблемы или задачи. Правило-ориентир использования метода проектов предусматривает следующие основные действия.

1. Формулирование рабочей гипотезы (предположения), обсуждение вопросов, заданий по теме проекта (мини-проекта).

2. Выбор объектов исследования.

3. Определение целей и задач исследования.

4. Сбор информации и проведение исследования.

5. Обработка результатов исследования.

6. Итог работы и подготовка предложений в виде письменного отчёта, презентации, защиты, замысла и т. п.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Основные правила выполнения рисунков в биологии

Результаты изучения биологических объектов невооружённым глазом, с помощью лупы или микроскопа можно оформить в виде рисунка. Основными правилами работы с рисунками являются следующие.

1. Рисунок должен быть аккуратным и выразительным, его детали изображаются точно и чётко. Зарисовывать нужно только то, что вы действительно видите, а не то, что вам кажется, что вы видите. Копировать рисунок из книги, а тем более перепечатывать его нельзя.

2. Средствами изображения являются только точки и линии. Каждую линию нужно продумать и только потом провести без отрыва от бумаги. Рисунки в биологии НЕ заштриховывают и по большей части не раскрашивают.

3. Выполняют рисунок простым, хорошо заострённым карандашом средней мягкости (обозначены ТМ или НВ).

4. Рисунок должен быть большим по размеру: чем больше элементов содержит биологический рассматриваемый объект, тем большего размера должен быть рисунок. Пропорции общего размера рисунка и его деталей следует обязательно сохранить.

5. На рисунке делают обозначения с помощью прямых тонких линий или стрелок, которые не должны пересекаться. Элементы обозначаются цифрами или маленькими буквами.

6. Каждый рисунок должен иметь название, указания об увеличении и пояснительную характеристику обозначенных элементов.

Основные правила работы с ручной лупой

Самым простым увеличительным прибором является лупа, которая состоит из увеличительного стекла и оправы с ручкой. Она увеличивает предметы в несколько раз.

1. Ручную лупу нужно держать близко к глазу.

2. Биологический объект приближайте к лупе (или лупу к объекту) до тех пор, пока не получите чёткого изображения.

3. Для определения увеличения на лупе указывают её кратность.

Основные правила работы с микроскопом

Микроскопы - это увеличительные приборы для изучения мелких предметов, невидимых невооружённым глазом. Световые микроскопы с помощью световых лучей могут увеличивать в 3 тысячи раз, а электронные, в которых увеличенное изображение получают с помощью пучка электронов, - в сотни тысяч и миллионы раз. В работе со световыми микроскопами следует соблюдать определённые правила.

1. Работу с микроскопом начинайте, проводите и завершайте только с разрешения учителя.

2. Перед началом работы с микроскопом освободите стол от всего лишнего, а все необходимые для занятия предметы разместите справа от микроскопа.

3. Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого:

а) поверните микроскоп тубусодержателем к себе и расположите его против левого плеча;

б) установите в рабочее положение объектив; с помощью большого винта расположите объектив над столом и обратите внимание на его увеличение (при наличии нескольких объективов следует поставить в рабочее положение объектив малого увеличения);

в) установите в рабочее положение зеркало; смотря левым глазом в окуляр, поверните зеркало так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено; правый глаз не нужно закрывать, чтобы все нагрузки не приходилось на левый глаз, что может вызвать переутомление мышц глаза;

г) проверьте наличие окуляра и обратите внимание на его увеличение (например, 7х); специальной салфеткой протрите объектив, зеркало и окуляр.

4. Работу с микропрепаратом необходимо организовывать в следующем порядке:

а) разместите препарат на предметном столике так, чтобы предмет исследования был под объективом; закрепите предметное стекло одной клеммой;

б) для более четкого изображения объекта используйте диафрагму, регулирующую освещение;

в) наблюдая сбоку и поворачивая винт от себя, осторожно расположите объектив на расстоянии 3-4 мм от покровного стекла;

г) смотря левым глазом в окуляр, плавно поверните винт на себя до появления чёткого изображения;

д) переместите препарат в центр поля зрения для изучения необходимой части объекта и проверьте его закрепление клеммами;

е) закончив работу, снимите препарат.

5. Кратность увеличения объекта определяют, умножая увеличение окуляра на увеличение объектива (например, если на окуляре отметка 7х, а на объективе 20х, то кратность увеличения будет составлять 7 х 20 = 140).

6. После окончания работы микроскоп закрывают от пыли и ставят на постоянное место.

7. Перед перенесением микроскопа убедитесь в том, что все его детали хорошо закреплены.

Основные правила определения названия животного

Определение названия животного выполняют с помощью атласов, определителей, диагностических таблиц, простейшими из которых являются дихотомические таблицы. Эти таблицы состоят из пронумерованных парных утверждений (тезы и антитезы), которые образуют ступень. Определение животных, как правило, в таких таблицах проводится по признакам, которые легко различимы.

1. Признаки, которые в таблицах (карточках) обозначаются порядковыми номерами (1, 2, 3, ...), называются тезами.

2. Признаки, перечисленные по знаку 0, называются антитезами.

3. Цифры слева обозначают номер ступени, цифры справа показывают, на какую ступень переходить, если названные признаки соответствуют признакам определённого животного.

4. Показатель, следующий за цифрой, вместе с тем, что идет по знаку 0, принято называть ступенью.

5. Порядок определения животного состоит из следующих действий:

а) прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам определяемого животного;

б) в конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти;

в) на новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками животного, которое определяете;

г) на какой-то ступени выбранная вами теза или антитеза укажет на название животного.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст