Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа

Когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод,

это уже не рефлекс, это образование знания, это

нахождение связей между предметами, это мышление.

И. Павлов

§ 51. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

Основные понятия и ключевые термины: ЭЛЕМЕНТАРНАЯ УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Орудия труда.

Вспомните! Что такое инстинкты и научение?

Подумайте

Исследования учёных доказывают, что животные намного умнее, чем мы привыкли думать.

В одном из опытов (К. Берд, Н. Эмери, 2009) участвовали грачи. В узкий прозрачный цилиндр налили немного воды, на поверхности которой плавала пища. Грач осмотрел цилиндр и понял, что к лакомству он не дотянется, даже не пытался это сделать. Тогда экспериментатор положил рядом с цилиндром кучку круглых камешков. Грач сразу же начал опускать их в цилиндр по одному, пока вода не поднялась до нужного уровня. Почему эта поведенческая реакция грача является проявлением элементарной рассудочной деятельности?

СОДЕРЖАНИЕ

Каковы особенности элементарной рассудочной деятельности животных?

Третьей составляющей поведения многих животных кроме врождённых и приобретённых проявлений являются проявления умственной деятельности. Наиболее характерная особенность проявлений такой деятельности - способность устанавливать связи между предметами и использовать их в новых ситуациях. В том, что существо сразу, без специального обучения, может выполнить полезный для организма поведенческий акт и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в изменяющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность присуща животным с хорошо развитой нервной системой: среди беспозвоночных - это головоногие моллюски, а среди позвоночных - рептилии, птицы и млекопитающие.

А теперь вернёмся к грачу и цилиндру. Эта умная птица быстро установила связь между водой в цилиндрах и камешками. В такой ситуации грач, видимо, не был, но уже наблюдал за падением камней в воду. Грач использовал установленные связи между камнями и водой в новой ситуации и получил результат.

Такой результат возможен у животных лишь тогда, когда есть биологическая потребность (грач был голоден).

Ил. 203. Грач - птица семейства Вороновы

Итак, ЭЛЕМЕНТАРНАЯ РАССУДОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способность животного устанавливать связи между предметами и явлениями внешнего мира и использовать их в новой для него ситуации с целью построения приспособительного поведенческого акта.

Признаки элементарной рассудочной деятельности животных.

Рассмотрим пример, описанный во время наблюдений за поведением охотничьих собак.

Во время охоты в поле пойнтер обнаружил молодого тетерева и стал его преследовать. Птица быстро исчезла в густых кустах. Собака же оббежала кусты и остановилась точно напротив того места, откуда должен был выскочить тетерев. Собака уловила направление движения птицы. Было ли это проявление поведения результатом рассудочной деятельности?

Признаком элементарной рассудочной деятельности многих животных является способность правильно предсказывать ход какого-либо события благодаря установлению простейших связей между явлениями внешней среды. Учёные называют такую способность экстраполяцией животных. Благодаря ей животные могут определять направление движения других животных и использовать это в своём поведении.

Ещё одним признаком элементарной рассудочной деятельности животных может быть использование готовых или изготовленных ими орудий. Орудия труда - все объекты среды обитания, с помощью которых животное действует на предмет своего внимания и преобразует его. На Галапагосских островах живут небольшие птицы - дятловые вьюрки. Питаются они насекомыми, которых извлекают из щелей в стволе дерева с помощью маленьких веточек или кактусовых игл. Прилетев к дереву со своим «инструментом» и увидев, что он короткий или слишком гнущийся, вьюрок заменяет его другим. Интересны опыты по тушению огня, которые проводили с шимпанзе. Задача состояла в том, чтобы достать из ящика апельсины через отверстие, перед которым горела спиртовка. Шимпанзе решали эту задачу разными способами: подтягивали бак с водой и переворачивали его, набирали воды в рот и брызгали на пламя, набирали воду кружкой и выливали на огонь, пользовались бутылкой с водой, брали тряпку для мытья пола и накрывали спиртовку.

Признаком, свидетельствующим об элементарной рассудочной деятельности, является способность животных к общению с помощью сигналов, которыми кодируются или обозначаются предметы среды. Так, шимпанзе, орангутаны и гориллы в неволе могут выучить язык жестов, с помощью которого они на определённом уровне могут общаться с людьми. Некоторые из этих человекообразных обезьян усвоили большой перечень «слов»: один шимпанзе использовал 130, а горилла - 600 слов. Многие названия и описания обезьяны не просто переняли от своих воспитателей, а придумали сами. Они могли составлять даже короткие предложения и «разговаривать» с людьми. Очень одарёнными животными в смысле общения являются дельфины. Американские учёные, изучавшие коммуникации дельфинов, пришли к выводу, что у каждого дельфина есть имя, на которое он откликается, когда к нему обращаются родственники. А специалисты, проводившие эксперименты в американском штате Флорида, установили, что имя дельфинам даётся ещё при рождении и представляет собой характерный свист, средняя продолжительность которого - 0,9 с.

Итак, о рассудочной деятельности животных свидетельствуют следующие признаки: экстраполяция, использование орудий труда и сложные системы общения.

У каких животных наблюдается высокий уровень рассудочной деятельности?

Ил. 204. «Умные» животные: 1 - шимпанзе; 2 - дельфины; 3 - орангутан; 4 - слон; 5 - ворон; 6 - осьминог

Исследование рассудочной деятельности животных проводят не этологи, а физиологи и зоопсихологи. Вот один из опытов. У полной кормушки стоит животное. Через несколько минут кормушка начинает медленно двигаться влево по рельсу. Животное идёт за ней, продолжая есть. И здесь происходит неожиданное - корм исчезает из поля зрения животного: кормушка въезжает в закрытый со всех сторон коридорчик. Теперь всё зависит от «умственных» способностей подопытного животного. Чтобы снова получить доступ к пище, оно должно понять, в каком направлении движется корм. Если животное определит это правильно и свернёт налево, то, когда кормушка выедет из коридорчика, окажется возле неё.

Сравнив результаты исследований действий различных животных, учёные выяснили, что среди них были такие, которые решали эту задачу на оценки «отлично», «хорошо» или «посредственно». Лучше решали задачи обезьяны, дельфины и медведи бурые. Второе место заняли волки, лисицы красные, собаки и вороновые птицы (вороны, сороки, сойки). Очень сообразительными оказались черепахи и ящерицы зелёные, правда, эти рептилии решали задачи хуже ворон и сорок.

Учёные провели много других опытов с различными животными и обнаружили, что наивысший уровень элементарной рассудочной деятельности наблюдается среди приматов, морских млекопитающих, хищных млекопитающих, крыс, вороновых птиц, попугаев, осьминогов. Именно эти животные обладают развитыми органами чувств и способны очень хорошо воспринимать информацию из внешней среды и использовать её.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Биология + Литература

Эрнест Сетон-Томпсон (18601946) известен всему миру как замечательный писатель-натуралист и художник-анималист. Вот отрывок из его рассказа «Серебряное Пятнышко». «Серебряное Пятнышко был мудрой старой вороной. Сообразительность его часто удивляла меня. Однажды я увидел, как он летит вдоль оврага, держа в клюве кусок хлеба. В это время внизу, под ним, рабочие заключали ручей в кирпичную трубу. Часть ручья, около двухсот ярдов, была уже совсем закрыта. Серебряное Пятнышко, пролетая над открытой частью ручья, вдруг выронил хлеб из клюва. Хлеб был унесён течением и он быстро скрылся из виду в туннеле. Серебряное Пятнышко слетел вниз. Сначала он тщетно вглядывался в тёмную пещеру, а потом его словно осенила счастливая мысль. Он полетел вниз вдоль потока к нижнему концу туннеля, где и дождался появления в воде куска хлеба, вынесенного течением». Объясните, является ли это проявление поведения результатом элементарной рассудочной деятельности или нет?

Учимся познавать

Мини-проект «КАК ЖИВОТНЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ОРУДИЯМИ ТРУДА?»

Мы удивляемся, когда видим, что животные способны пользоваться орудиями труда, поскольку привыкли считать это преимуществом человека. Подготовьте мини-проект и докажите взаимосвязь между использованием орудий труда и рассудочной деятельностью животных.

Ил. 205. Использование орудий труда в мире животных

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Что такое элементарная рассудочная деятельность животных? 2. Приведите примеры проявлений элементарной рассудочной деятельности животных. 3. Назовите признаки проявлений элементарной рассудочной деятельности животных. 4. Приведите примеры животных, которые используют орудия труда. 5. Приведите примеры животных, которые используют сложные системы общения. 6. Приведите примеры «умных» животных.

7-9

7. Каковы особенности элементарной рассудочной деятельности животных? 8. Каковы признаки элементарной рассудочной деятельности животных? 9. У каких животных наблюдается высокий уровень элементарной рассудочной деятельности?

10-12

10. Объясните, какие проявления поведения являются результатом элементарной рассудочной деятельности.