Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа

Поведение животного - это результат

наследственности и условий среды.

Из учебника

§ 48. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЖИВОТНЫХ

Основные понятия и ключевые термины: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЖИВОТНЫХ. Врождённые реакции. Приобретённые реакции. Приспособительный акт. Стимулы.

Вспомните! Что такое поведение?

Подумайте

Ил. 186. 1 - зяблик; 2 - пчела медоносная

Почему зяблики, которые выросли в неволе без родителей, умеют петь, но их пение «зачаточное» и обеднённое? Почему молодые пчёлы умеют летать, но в начале своей «трудовой» жизни не улетают далеко от ульев?

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое поведенческие реакции животных?

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ - это отдельные приспособительные проявления внешней активности животных в ответ на действие того или иного фактора среды обитания. У животных они бывают двух типов - врождённые и приобретённые, но между ними нет чёткой границы, и большинство проявлений имеет элементы первого и второго типов.

Врождённые реакции - это поведенческие реакции, которые определяются наследственностью и не требуют для своего развития специального обучения или тренировки. Эти реакции развивались и совершенствовались путём отбора в течение жизни многих поколений. Их главное приспособительное значение заключается в том, что они способствуют выживанию особей вида сразу после рождения. Врождённые реакции называют видоспецифичными, потому что одинаковы у всех представителей определённого вида животных. К врождённым реакциям относятся ориентация, таксисы, кинез, простые безусловные рефлексы.

Ил. 187. Самка панды передаёт опыт малышу

Приобретённые реакции - это поведенческие реакции, которые формируются в течение жизни постепенно, с накоплением индивидуального опыта. Их ещё называют индивидуально-специфичными, поскольку эти проявления не одинаковы у разных представителей вида. Приобретённые реакции обеспечивают приспособление каждой особи к изменяющимся условиям среды в течение индивидуального развития. Приобретённые реакции не передаются из поколения в поколение и не закрепляются в наследственности.

Формируются такие реакции во время научения, привыкания, подражания, возникновения условных рефлексов.

По направленности поведенческих реакций выделяют индивидуальную, репродуктивную и социальную формы поведения.

Таблица 21. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Название

Значение

1. Индивидуальное поведение

Поведение, направленное на выживание и приспособленность отдельных особей (например, локомоция, поиск пищи, поиск убежища, исследовательская деятельность, игровое поведение, агрессивное поведение)

2. Репродуктивное поведение

Действия, связанные со взаимодействием особей, направленные на воспроизведение себе подобных (например, формирование брачных пар, брачные танцы, выведение потомства, забота о потомстве)

3. Социальное поведение

Поведение, проявления которого направлены на совместные действия, совершаемые многими организмами одного вида (например, взаимоотношения между особями в муравейнике, пчелиной семье)

Следовательно, поведение животных - результат взаимодействия наследственности и условий среды, оно направлено на выживание вида и приспособляемость особей в течение индивидуального и исторического развития.

Какова структура поведенческого акта?

Поведенческий акт - это совокупность последовательных врождённых и приобретённых действий, направленных на достижение результата. У животных есть много поведенческих актов, которые, как отдельные пазлы, формируют мозаику сложного поведения. Общую структуру поведенческих актов отражает простая схема из трёх основных стадий: поисковое поведение, ответ на ключевые стимулы, завершающий акт.

Ил. 188. Орех для белки - ключевой стимул пищевой поведенческой реакции

Первой стадией поведенческого акта является поисковое поведение, которое осуществляется под влиянием мотивационных стимулов. Так, голодная собака ищет пищу, в начале сезона размножения самцы птиц выбирают места для гнёзд. Поиски животных базируются на врождённых реакциях, но в процессе жизни особи поисковое поведение дополняется приобретёнными реакциями.

Второй стадией являются действия, которые проявляются как ответ на определённые раздражители. Их называют ключевыми стимулами, потому что именно они «включают» именно это действие. Ключевые стимулы разнообразны и воспринимаются с помощью органов чувств. Это могут быть пение, метка на клюве, запах пищи, дупло дерева и т. п. Так, для птицы, которая выбирает место для гнезда, дупло в дереве будет ключевым сигналом, который включает последующие действия, связанные со строительством гнезда. Для голодной собаки запах закопанной в земле кости будет сигналом для её откапывания.

Третьей стадией является завершающий акт, совершаемый как фиксированный комплекс действий (ФКД). Это сложный комплекс врождённых действий (таксисов, кинезов, безусловных рефлексов), подобных у всех представителей вида, они проявляются без специального обучения. Именно такие реакции завершающей стадии поведенческих актов и являются инстинктом в чистом виде. Если эти действия проявились у животного, то оно будет их выполнять, даже если изменятся условия и целесообразность этих действий утратится.

Итак, поведенческий акт осуществляется в три стадии и состоит из врождённых и приобретённых действий, направленных на результат.

Какова роль стимулов в поведенческих реакциях животных?

Стимулы (сигнальные раздражители) - это различные по природе сигналы, влияющие на поведенческие реакции животных. В зависимости от их значения и влияния на определённой стадии поведенческих актов стимулы делятся на мотивационные, пусковые и завершающие.

Мотивационные стимулы - это внутренние или внешние раздражители, которые способствуют возникновению определённой поведенческой реакции. Так, у птенцов чайки серебристой или голодной собаки мотивационным стимулом является чувство голода.

Пусковые (ключевые) стимулы - это сигналы, которые включают поведенческие реакции животных. Носителями этих сигналов являются сами животные, а их способность подавать такие сигналы является врождённой. Ключевыми раздражителями могут быть звуки (кваканье у лягушек, пение у певчих птиц), запахи (летучие соединения для насекомых, собак), осязание, цвет и изображения (рисунки на крыльях бабочек, цвет и форма цветов для нектарниц), движения (проявления угрожающего поведения у змей) и др.

Рассмотрим роль ключевых раздражителей на классическом примере этологии.

Птенцы чайки серебристой после вылупления из яиц хотят есть. Они часами смотрят на мир и ищут красное пятно, которое для них является ключевым стимулом.

Ил. 189. Жёлтые клювики птенцов - пусковой стимул для родителей

Ил. 190. Красное пятно на клюве чайки - пусковой стимул для птенцов

У взрослой чайки клюв жёлтый, но снизу подклювья есть яркое красное пятно. Птенцы ищут именно его. Они будут тыкаться клювами в разные стороны, пока не наткнутся на него. Постукивание клювиками в области пятна стимулирует взрослую чайку к кормлению птенцов.

Завершающие стимулы - это внешние или внутренние сигналы, которые вызывают завершение поведенческой реакции.

Так, наполненный желудок является сигналом для прекращения пищевого поведения собаки или птенцов, вид построенного гнезда заставляет птиц прекратить свою работу.

Итак, стимулы являются сигнальными раздражителями для осуществления последовательных стадий поведенческих актов животных.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Практическая работа № 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Цель: научиться распознавать формы поведения животных по видеоматериалам (или другим источникам); закрепить знания о формах поведения животных.

Ход работы

1. Сопоставьте указанные проявления поведения с соответствующими иллюстрациями: А - игровое поведение; Б - агрессивное поведение; В - брачные танцы; Г - турнирные бои; Д - защита от хищников; Е - забота о потомстве.

2. Определите принадлежность названных проявлений к одной из форм поведения.

3. Определите направленность названных проявлений поведения.

4. Заполните таблицу.

Проявление поведения

Форма поведения

Направленность поведения

1. Брачные танцы журавлей

Репродуктивное поведение

Размножение и выживание вида

2. ...

5. Сформулируйте выводы. В чём заключается приспособительное значение поведения?

Учимся познавать

Ил. 191. 1 - волнистые попугаи; 2 - енот-полоскун

Примените свои знания структуры поведенческих актов и объясните: 1) почему в отдельных случаях попугайчики в неволе не размножаются, хотя брачные пары образуют; 2) почему енот, научившись самостоятельно открывать водопроводный кран, бежит к умывальнику с каждым кусочком пищи, тщательно промывает его и только после этого начинает

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Что такое поведенческие реакции животных? 2. Назовите типы поведенческих реакций. 3. Что такое поведенческий акт? 4. Назовите три стадии поведенческого акта. 5. Что такое стимул поведения? 6. Назовите три вида стимулов поведения животных.

7-9

7. Каково значение поведения в жизни животных? 8. Какова структура поведенческого акта? 9. Какова роль стимулов в поведенческих реакциях животных?

10-12

10. Объясните на конкретных примерах роль стимулов в поведенческих реакциях животных.