Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа

Любое животное - это многовековое произведение эволюции,

и каждое животное имеет одинаковое с нами право жить

и выполнять определённую роль во взаимосвязанном мире.

О. Скарлатто

Обобщение темы «Введение»

ЖИВОТНЫЕ - это клеточные ядерные организмы, характерными признаками которых являются гетеротрофное питание и активный образ жизни.

В настоящее время описано около 2 млн видов животных, но учёные считают, что на самом деле нашу планету населяет около 5 млн видов.

Сравнительная таблица 2. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ ПО СРАВНЕНИЮ С РАСТЕНИЯМИ И ГРИБАМИ

Признак

Животные

Грибы

Растения

Особенности строения

Клетка

Отсутствие пластид

Отсутствие жёсткой клеточной стенки

Вакуоли мелкие

Запасание гликогена

Отсутствие пластид

Наличие жёсткой клеточной стенки

Вакуоли мелкие

Запасание гликогена

Наличие пластид

Наличие жёсткой клеточной оболочки

Вакуоли крупнее

Запасание крахмала

Ткани

Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная

Нет

Образующие, покровные, проводящие, основные, механические

Органы

Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, движения, размножения, чувств

Нет

Вегетативные

Генеративные

Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, покровная, половая

Нет

Надземная

Подземная

Особенности жизнедеятельности

Питание

Гетеротрофное

Гетеротрофное

Автотрофное

Транспортирование веществ

Осуществляется жидкостями тела и кровеносной системой

Нитями грибницы

С помощью мостиков между клетками и проводящими тканями

Выделение

С участием органов выделения

Через поверхность тела

На уровне клеток

Движение

Активный

Отсутствует активное перемещение

В основном прикреплённый образ жизни

Раздражимость

В виде двигательных реакций

В виде ростовых реакций

В виде ростовых реакций

Рост

Ограниченный

Неограниченный

Неограниченный

Благодаря особенностям строения и жизнедеятельности животные являются самой многочисленной и разнообразной группой организмов нашей Земли. Они обитают во всех земных экосистемах (лесах, озёрах, болотах и т. д.) и играют важную роль в их возникновении и существовании. Животные обеспечивают пищей, сырьём, лекарствами и самого человека. Поэтому знание строения, жизнедеятельности, особенностей распространения, разнообразия, исторического развития этих существ является необходимой составляющей мировоззрения каждого человека. В этом нам помогает наука о животных - ЗООЛОГИЯ.

Самоконтроль знаний

Тест-конструирование 1. «Введение»

І. Выберите один правильный ответ из предложенных.

1. Назовите среду обитания белки лесной:

С наземно-воздушная

Т водная

Р почвенная

2. Какое проявление жизнедеятельности не свойственно киту синему?

Н ограниченный рост

Т автотрофное питание

В аэробное дыхание

3. Выберите признак, характерный для клеток многоножки розовой:

Д наличие пластид

Ж клеточная стенка

Е включения из гликогена

4. Какой ткани нет в организме тигра бенгальского?

А эпителиальной

Б соединительной

В мышечной Г проводящей

5. Какой из названных организмов имеет сердце, лёгкие и почки?

Л магнолия

Н кишечная палочка

М аспергил

О саламандра

6. Какая система осуществляет транспортирование веществ в теле элизии зеленоухой?

Д дыхательная

З кровеносная

Е выделительная

Ж пищеварительная

7. Выберите признак, общий для клеток осы алаптус и кита синего:

А митохондрии

Б хлоропласты

В клеточная стенка

Г лейкопласты

8. Назовите отличительный признак слона индийского от белого гриба:

А неограниченный рост

Б аэробное дыхание

В локомоция

Г запасание гликогена

9. Чем отличается гетеротрофное питания жука майского от автотрофного питания орешника?

М источником энергии является свет

Т источником энергии являются неорганические вещества

С собственные органические вещества образуются из неорганических

Р собственные органические вещества образуются из готовых органических

ІІ. Сконструируйте правильный ответ

10. Из правильных вариантов ответов на задания 1-9 получите ответ на вопрос, как называется динозавр, изображённый на рисунке:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11. С помощью букв запишите правильную последовательность представленных ниже уровней организации жизни и получите название животных (ил.), которые накапливают в своём теле химические элементы золото, ванадий, титан: а - молекулярный; д - уровень систем органов; ы - уровень органов; и - организменный; й - популяционно-видовой; с - клеточный; ц - тканевый.

1

2

3

4

5

6

7

12. Соотнесите названия частей клетки с их функциями и сконструируйте ответ на вопрос, как называется молодое животное, изображённое на фотографии. Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.

1

2

3

4

5

Функции элементов строения: а - участие в делении клеток; и - расщепление сложных веществ на простые; г - транспортирование веществ в клетке; т - клеточное дыхание; п - сохранение наследственной информации.