Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа
Любое животное - это многовековое произведение эволюции,
и каждое животное имеет одинаковое с нами право жить
и выполнять определённую роль во взаимосвязанном мире.
О. Скарлатто
Обобщение темы «Введение»
ЖИВОТНЫЕ - это клеточные ядерные организмы, характерными признаками которых являются гетеротрофное питание и активный образ жизни.
В настоящее время описано около 2 млн видов животных, но учёные считают, что на самом деле нашу планету населяет около 5 млн видов.
Сравнительная таблица 2. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ ПО СРАВНЕНИЮ С РАСТЕНИЯМИ И ГРИБАМИ
Признак |
Животные |
Грибы |
Растения |
Особенности строения |
|||
Клетка |
Отсутствие пластид Отсутствие жёсткой клеточной стенки Вакуоли мелкие Запасание гликогена |
Отсутствие пластид Наличие жёсткой клеточной стенки Вакуоли мелкие Запасание гликогена |
Наличие пластид Наличие жёсткой клеточной оболочки Вакуоли крупнее Запасание крахмала |
Ткани |
Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная |
Нет |
Образующие, покровные, проводящие, основные, механические |
Органы |
Органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, движения, размножения, чувств |
Нет |
Вегетативные Генеративные |
Системы органов |
Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, покровная, половая |
Нет |
Надземная Подземная |
Особенности жизнедеятельности |
|||
Питание |
Гетеротрофное |
Гетеротрофное |
Автотрофное |
Транспортирование веществ |
Осуществляется жидкостями тела и кровеносной системой |
Нитями грибницы |
С помощью мостиков между клетками и проводящими тканями |
Выделение |
С участием органов выделения |
Через поверхность тела |
На уровне клеток |
Движение |
Активный |
Отсутствует активное перемещение |
В основном прикреплённый образ жизни |
Раздражимость |
В виде двигательных реакций |
В виде ростовых реакций |
В виде ростовых реакций |
Рост |
Ограниченный |
Неограниченный |
Неограниченный |
Благодаря особенностям строения и жизнедеятельности животные являются самой многочисленной и разнообразной группой организмов нашей Земли. Они обитают во всех земных экосистемах (лесах, озёрах, болотах и т. д.) и играют важную роль в их возникновении и существовании. Животные обеспечивают пищей, сырьём, лекарствами и самого человека. Поэтому знание строения, жизнедеятельности, особенностей распространения, разнообразия, исторического развития этих существ является необходимой составляющей мировоззрения каждого человека. В этом нам помогает наука о животных - ЗООЛОГИЯ.
Самоконтроль знаний
Тест-конструирование 1. «Введение»
І. Выберите один правильный ответ из предложенных.
1. Назовите среду обитания белки лесной:
С наземно-воздушная
Т водная
Р почвенная
2. Какое проявление жизнедеятельности не свойственно киту синему?
Н ограниченный рост
Т автотрофное питание
В аэробное дыхание
3. Выберите признак, характерный для клеток многоножки розовой:
Д наличие пластид
Ж клеточная стенка
Е включения из гликогена
4. Какой ткани нет в организме тигра бенгальского?
А эпителиальной
Б соединительной
В мышечной Г проводящей
5. Какой из названных организмов имеет сердце, лёгкие и почки?
Л магнолия
Н кишечная палочка
М аспергил
О саламандра
6. Какая система осуществляет транспортирование веществ в теле элизии зеленоухой?
Д дыхательная
З кровеносная
Е выделительная
Ж пищеварительная
7. Выберите признак, общий для клеток осы алаптус и кита синего:
А митохондрии
Б хлоропласты
В клеточная стенка
Г лейкопласты
8. Назовите отличительный признак слона индийского от белого гриба:
А неограниченный рост
Б аэробное дыхание
В локомоция
Г запасание гликогена
9. Чем отличается гетеротрофное питания жука майского от автотрофного питания орешника?
М источником энергии является свет
Т источником энергии являются неорганические вещества
С собственные органические вещества образуются из неорганических
Р собственные органические вещества образуются из готовых органических
ІІ. Сконструируйте правильный ответ
10. Из правильных вариантов ответов на задания 1-9 получите ответ на вопрос, как называется динозавр, изображённый на рисунке:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11. С помощью букв запишите правильную последовательность представленных ниже уровней организации жизни и получите название животных (ил.), которые накапливают в своём теле химические элементы золото, ванадий, титан: а - молекулярный; д - уровень систем органов; ы - уровень органов; и - организменный; й - популяционно-видовой; с - клеточный; ц - тканевый.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12. Соотнесите названия частей клетки с их функциями и сконструируйте ответ на вопрос, как называется молодое животное, изображённое на фотографии. Элементы строения клетки: 1 - митохондрии; 2 - клеточный центр; 3 - ядро; 4 - лизосомы; 5 - эндоплазматическая сетка.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Функции элементов строения: а - участие в делении клеток; и - расщепление сложных веществ на простые; г - транспортирование веществ в клетке; т - клеточное дыхание; п - сохранение наследственной информации.