Учебник по Биологии. 7 класс. Соболь - Новая программа

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ?

Учебник, который вы держите в руках, познакомит вас с разнообразным, впечатляющим, поучительным миром животных. Вы узнаете об особенностях их жизнедеятельности, строения, поведения, об их многообразии, взаимосвязи между собой и другими организмами, о влиянии природы на них и об изменении природы под влиянием животных. Этот учебник даст вам не только новые знания, но и поможет освоить новые способы деятельности и создавать собственные образовательные продукты.

Материал учебника разделён на темы и отдельные параграфы. Каждый параграф состоит из таких основных частей.

Вводная часть содержит цитату или высказывание, рубрики «Основные понятия и ключевые термины», «Вспомните!», «Знакомьтесь», «В мире интересного», «Новости науки», «Подумайте» и иллюстративные задания, вводные упражнения, классические эксперименты для формирования мотивации обучения. В этой части есть задачи, цветные иллюстрации, сведения о животных, рекордах животного мира, а также кроссворды и т. п. И всё это - для развития вашего интереса и стимулирования деятельности.

«СОДЕРЖАНИЕ» включает материал, направленный на организацию усвоения и формирования знаний, умений, навыков, способов деятельности, ваших отношений и убеждений. Учитель объясняет, показывает, иллюстрирует, учит называть, приводить примеры, распознавать, характеризовать, описывать, но делает всё это обязательно вместе с вами. В «Содержании» крупным шрифтом синего цвета выделены ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, организующие важнейшую информацию, а мелким - ключевые термины, которые обобщают какую-то часть информации. Основные понятия и ключевые термины являются обязательными для запоминания в отличие от понятий, представленных курсивом. С их помощью выделяются определения, названия видов, понятия, которые вы будете изучать позже. Материал «Содержания» состоит из разделов, к которым сформулированы вопросы, а завершает его обобщающий вывод. Иллюстративный аппарат учебника содержит рисунки, фотографии, таблицы, схемы, что помогает задействовать различные виды памяти.

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» содержит материал для формирования способов продуктивной деятельности, развития творческой активности и исследовательских умений, осуществления межпредметного сочетания знаний. Целью этой части параграфа являются укрепление, углубление, расширение знаний путём самостоятельного выполнения задач и создание собственных образовательных продуктов. К ним относятся мини-проекты, описания животных, рисунки, выводы, исследования, полученная информация, презентации, собственные рекомендации и др. Эта часть содержит темы мини-проектов, творческие задания, межпредметные задачи «Биология + ...» и т. п. Для формирования практических и исследовательских умений в рубрике «Учимся познавать» представлены инструктивные карточки практических работ и лабораторных исследований.

«РЕЗУЛЬТАТ» содержит задания для закрепления, контроля и коррекции знаний, самооценки учебной деятельности. Они подаются с постепенным усложнением, с указанием уровня их сложности и оценки в баллах.

После каждой темы приводится блок важнейшей информации, содержащий цитату, таблицу или схему, общий тематический вывод. Всё это представлено в рубрике «Обобщение темы». Для проверки качества усвоения материала темы в рубрике «Самоконтроль знаний» предлагаются новые и интересные для вас виды тестов: тестконструирование, тест-соотнесение, тест-применение, тест-обобщение, тест-оценивание.

С целью развития ваших познавательных умений и навыков в приложениях сформулированы правила-ориентиры использования таких методов исследования природы, как научное описание, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и проектирование, правила формирования практических умений: выполнения рисунков в биологии, работы с ручной лупой и с микроскопом и определения названия животного.

Надеемся, что учебник позволит вам лучше понять сложный мир организмов и жизненных явлений и поможет сформировать богатый арсенал деятельностных возможностей для познания нового, красивого, полезного и поучительного, того, без чего жизнь человека скучна и неинтересна.

Искренне желаем вам успехов в учёбе и осуществлении собственных интеллектуальных открытий!

ВСТУПЛЕНИЕ

Организм или живое существо -

это любое живое тело.

Из учебника

§ 1. ЖИВОТНЫЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Основные понятия и ключевые термины: ЖИВОТНЫЕ. Симметричность тела. Жизнедеятельность животных. Среда обитания.

Вспомните! Что такое живая природа?

Вступительное упражнение

Ил. 1. Многоножка розовая

Ежегодно учёные открывают тысячи новых видов организмов. Так, в 2007 году в дельте реки Меконг были найдены ядовитые многоножки, которых прозвали «розовыми драконами». Они быстро перемещаются, имеют розовую предупредительную окраску и способны выстреливать в хищников шипами с ядовитым веществом. Почему учёные решили, что эти живые организмы являются животными?

СОДЕРЖАНИЕ

Каковы особенности жизнедеятельности животных?

Жизнедеятельность животных - совокупность процессов, которые происходят в организме животных и обеспечивают их жизнь в определённой среде обитания. Организму животного как живой системе свойственны следующие основные проявления жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, транспортирование веществ, движение, размножение, рост, развитие, раздражительность.

Наиболее существенным отличием животных от растений является тип питания. Зелёные растения получают из внешней среды неорганические вещества - воду, минеральные соли, углекислый газ. Из этих веществ в живых клетках, содержащих хлорофилл, в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Такой тип питания называют автотрофным. Животным, как и растениям, для жизни требуются сложные органические вещества - белки, жиры и углеводы. Эти вещества содержатся в потребляемой животными пище. Такой тип питания называют гетеротрофным.

Большинство животных способны активно перемещаться в среде в поисках благоприятных для проживания мест, а в случае опасности - спасаться бегством. В связи с этим они имеют ограниченный рост. Кроме того, животные активнее реагируют на изменения в окружающей среде, что позволяет быстрее приспосабливаться к ним. У животных более совершенная регуляция жизненных функций: её обеспечивают не только биологически активные вещества, но и нервная система. Большинству животных свойственно половое размножение.

Определяющие особенности жизнедеятельности животных

1. Гетеротрофное питание

2. Активное движение

3. Ограниченный рост

Итак, общими особенностями жизнедеятельности животных являются гетеротрофное питание, ограниченный рост и активный образ жизни.

Каковы особенности строения тела животных?

Организм животных, как и организм растений и грибов, состоит из множества клеток, имеющих ядро, то есть является эукариотическим. Сходные по строению клетки, выполняющие в организме животного одинаковую функцию, образуют ткани. Совокупность различных тканей образует органы - части тела, имеющие определённое расположение и функции. Органы могут располагаться внутри тела в полостях, заполненных жидкостью. Это внутренние органы, например сердце, почки, лёгкие. А такие органы животных, как уши, нос, лапы, хвост, являются внешними. Органы, которые совместно выполняют в организме определённые жизненные функции, образуют системы органов.

Одним из общих принципов строения тела животных является симметричность - закономерное расположение подобных частей тела. Если тело животного можно мысленно разделить одной плоскостью на две половины, то такое животное называют двусторонне-симметричным. Этот тип симметрии свойственен большинству видов животных (например, рыбам, земноводным, пресмыкающимся, млекопитающим). Если же тело мысленно делится на равные части несколькими плоскостями симметрии, то это животное - радиально-симметричное (например, морские звёзды, медузы, кораллы). Тип симметрии определяет внешнее и внутреннее строение тела, развитие органов и систем органов, образ жизни.

Тело животных компактное, что облегчает движение и даёт преимущества в использовании тепла для выживания в неблагоприятных условиях.

Каковы особенности распространения животных?

Животными является медузы, черви, раки, пауки, насекомые, моллюски, рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие и др. Благодаря особенностям жизнедеятельности и строения животные организмы - самые многочисленные и разнообразные обитатели нашей планеты. В настоящее время описано около двух миллионов видов животных. Это в несколько раз больше, чем видов растений и грибов, вместе взятых. Однако учёные считают, что на нашей планете гораздо больше видов - до 5 млн. Ежегодно совершаются всё новые и новые открытия в удивительном мире Фауны.

Ил. 2. Двусторонняя и радиальная симметрия тела животных

Среда обитания животных

1. Наземно-воздушная

2. Водная

3. Почвенная

4. Живые организмы

Животные распространены во всех средах, где возможна жизнь: в наземно-воздушной (пауки, рептилии), в воздушной (птицы, насекомые), в почве (кроты, дождевые черви), в воде (рыбы, киты) и в живых организмах (паразитические черви).

По размерам животные бывают от мелких до гигантских. Наименьшим из известных ныне насекомых является оса алаптус. Длина тела у самца этого насекомого составляет лишь 0,12 мм! Это действительно самое маленькое насекомое и животное на Земле!

А животным, имеющим наибольшую массу среди живущих на Земле и признанным крупнейшим за последние 90 млн лет, является синий кит.

Среди животных есть виды с поразительной выносливостью. Например, тихоходка, или водяной медведь, - крошечное животное размером от 0,1 до 1,5 мм - способна выживать в условиях открытого космоса, где температура достигает -273 °С.

Но, несмотря на удивительное разнообразие животных, всем им присущи некоторые общие особенности жизнедеятельности и строения, поскольку они имеют общее происхождение.

Ил. 3. 1 - оса алаптус; 2 - синий кит; 3 - тихоходка, или водяной медведь

Итак, ЖИВОТНЫЕ - это многоклеточные ядерные организмы с симметричным строением тела, наиболее общими признаками жизнедеятельности которых являются гетеротрофное питание, подвижный образ жизни, ограниченный рост и населяющие все среды обитания.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Биология для любознательных

Решите кроссворд

«РЕКОРДЫ ЖИВОТНОГО МИРА»

1. Самое высокое животное планеты.

2. Самое большое животное планеты.

3. Птица самого холодного материка Земли.

4. Самая крупная летающая птица планеты.

5. Самая крупная нелетающая птица планеты.

6. Самое большое наземное животное Земли.

7. Самые крупные кошки Земли.

8. Самое быстрое наземное животное планеты.

Учимся познавать

Знания о жизнедеятельности, строении и распространении животных используются для описания различных видов, что помогает человеку познать и полюбить живую природу. Обработайте как образец научное описание белки обыкновенной, воспользуйтесь предложенным планом и опишите своего любимого животного.

Ил. 4. Виверка лесная

Описание животного по плану

Название вида

Распространение

Образ жизни

Морфология

Питание

Движение

Размножение

«Белка лесная (Sciurus vulgaris), или обыкновенная, или рыжая, - вид животных, который относится к млекопитающим. Этот грызун распространён во всей лесной зоне Евразии, включая горные районы. В Украине белки живут преимущественно в пределах лесной зоны, однако встречаются и в парковых зонах.

Гнёзда белок расположены в дуплах или на ветвях и устланы изнутри мягким растительным материалом. Белка - животное дневное, днём она ведёт активный образ жизни, а ночью отсыпается в гнезде. Длина тела зверька колеблется от 20 до 32 см, а длина хвоста достигает 30 см, масса - до 1 кг. Окраска изменяется в зависимости от местности, сезона или возраста: от красно-коричневой до серо-коричневой и даже чёрной. Дважды в год белки линяют. Они питаются разнообразной пищей: это семена, ягоды, фрукты, орехи, грибы, кора и лишайники. Белка - типично древесное животное, прекрасно скачет по веткам. Она может смело прыгнуть с вершины высокого дерева на землю. Удивительно, что, обладая небольшим телом, она прыгает в длину на 3-4 м, а в случае необходимости - и на 10-15 м, при этом хвост служит ей своеобразным рулём и парашютом».

Биология + Физика

Элизия зеленоухая - небольшое (2-3 см), похожее на листья деревьев существо, живёт в солёных водоёмах вдоль восточного побережья США. Это единственные животные, способные осуществлять фотосинтез. На ранних этапах жизни эти организмы добывают из водорослей хлоропласты. После того как количество хлоропластов в стенках кишечника элизии станет достаточным, моллюск полностью переходит на растительный тип питания. Почему его называют «моллюском на солнечных батареях»?

Ил. 5. Элизия зеленоухая

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1-6

1. Назовите среды обитания животных. 2. Какие общие проявления жизнедеятельности животных вы запомнили? 3. Что является наименьшей единицей строения организма животных? 4. Сколько видов животных живёт на нашей планете? 5. Что такое гетеротрофное питание? 6. Какие типы симметрии может иметь тело животного?

7-9

7. Приведите три примера животных, проживающих в различных средах обитания. 8. Чем отличается гетеротрофное питание от автотрофного? 9. Охарактеризуйте симметрию тела животных.

10-12

10. Моллюск элизия зеленоухая способен во взрослом возрасте к фотосинтезу. Докажите, что это всё-таки животное, а не представитель растительного мира.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст