Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Фидкевич - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Подводим итоги. Язык и речь

101. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Как проявляется взаимосвязь языка и речи?

2. О каких функциях языка говорится в этих высказываниях?

1. Есть сила благодатная / В созвучье слов живых / И дышит непонятная, / Святая прелесть в них. (Михаил Лермонтов) 2. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. (Алексей Мерзляков)

3. Какие функции языка реализуются:

а) во время лекции, на практических занятиях;

б) в транспорте, в магазине) в дружеской беседе? Обоснуйте свои ответы.

4. Прочитайте высказывание древнего китайского философа и мыслителя Конфуция.

Общение с людьми - великое благо и в минуты горести, и в минуты радости.

Согласны ли вы с его мнением? Объясните почему.

5. Устную речь нередко характеризуют словами произносимая, звучащая, спонтанная. Какое из этих определений, по вашему мнению, более точно?

6. В каких текстах прежде всего реализуется эстетическая (поэтическая) функция языка?

7. Почему язык называют системой систем? Какие единицы языка взаимодействуют в этой системе?

8. Какую роль выполняет диалог в художественном произведении? Проиллюстрируйте ваш ответ примерами из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

9. Чем диалог отличается от полилога? Приведите примеры полилога из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Объясните функцию полилога в тексте.

10. Выберите монолог из «маленьких трагедий» Пушкина. Проанализируйте элементы диалогизации в нём. С какой целью они используются?

11. Чем конспектирование устного высказывания отличается от конспектирования письменного высказывания?

12. В чём состоит особенность жанра эссе? Почему композицию эссе называют свободной?

102. Выполните тестовые задания по вариантам.

1. Какая пословица относится к тематической группе «Язык и речь»?

Вариант 1

А Всяк кулик своё болото хвалит.

Б Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

В Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Г Бестолкового учить — только себя трудить.

Вариант 2

А Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Б Маленькое дело, а громко кричит.

В Есть чем похвалиться тому, кто хорошо трудится.

Г Сначала подумай, а потом скажи.

2. Объясните в одном предложении смысл пословицы:

Вариант 1. Острое словечко ранит сердечко.

Вариант 2. Язык до Киева доведёт.

3. В каком ряду изменится значение всех слов, если произнести вместо первого глухого звука парный звонкий?

Вариант 1

А крот, почка, шаг

Б слой, шар, кость

В точка, кора, каша

Г пыл, сажа, том

Вариант 2

А пой, там, шаль

Б пар, шитьё, такса

В шить, корка, ширь

Г Тина, пылинка, сон

4. Прочитайте вслух предложение. Какие звуки помогают описать явление природы? Запишите эти звуки с помощью транскрипции.

Вариант 1. Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума (Сергей Есенин).

Вариант 2. По небу голубому проехал грохот грома, и снова всё молчит (Самуил Маршак).

5. Укажите пару слов, с помощью которых можно описать предмет с противоположных сторон.

Вариант 1

А свежий (хлеб) - пшеничный

Б горячий (чай) - холодный

В холодный (ветер) - летний

Г сильный (дождь) - осенний

Вариант 2

А щедрый (человек) - скупой

Б смелый (человек) - расчётливый

В дождливый (день) - ветреный

Г научное (открытие) - уникальное

6. Составьте предложение, включив в него указанные антонимы (см. предыдущее задание).

7. Образуйте новые слова и запишите их.

Вариант 1. Из какого ряда слов с помощью приставки от- можно образовать новые слова со значением «удаление от чего-то»?

А дать, работать, лить

Б бить, казаться, мотать

В прыгнуть, лететь, ползти

Г метить, следить, белить

Вариант 2. Из какого ряда слов с помощью приставки под- можно образовать новые слова со значением «приближение к чему-либо»?

А расти, мести, глядеть

Б прыгнуть, бежать, сесть

В мешать, забыть, писать

Г резать, смотреть, шить

8. Образуйте новые:

Вариант 1. От глагола шить и приставки - слово со значением «присоединение к чему-либо».

Вариант 2. От глагола ехать и приставки - слово со значением «удаление от чего-либо».

9. В какой строке все служебные части речи используются для связи частей сложного предложения?

Вариант 1

А в, не, из-под

Б то, либо, до

В хотя, но, и

Г же, на, вследствие

Вариант 2

А в связи с тем что, но, да

Б вот, уж, не

В и, над, без

Г уж, ни, а

10. Составьте и запишите сложное предложение о путешествии, экскурсии, используя служебную часть речи из указанного ряда (см. предыдущее задание).

11. Неверно подобран синоним-наречие к фразеологизму в строке:

Вариант 1

А рукой подать (близко)

Б на широкую ногу (быстро)

В без задней мысли (откровенно)

Г на кудыкину гору (далеко)

Вариант 2

А чёрным по белому (ясно)

Б как гром среди ясного неба (страшно)

В как снег на голову (неожиданно)

Г кот наплакал (мало)

12. Запишите указанный фразеологизм (см. предыдущее задание), правильно подобрав к нему синоним-наречие.

103. Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера предложений) и выполните задания тестов.

Нефертити. Мастерская Тутмоса (прибл. 1345 до н. э.)

Э. Дж. Пойнтер. Елена Троянская (1881)

(1) Что такое красота? (2) Ну, это то, что красиво - с готовностью ответили мне почтенный старый учёный-биохимик, и знакомый шофёр-таксист, и начинающий врач неотложной помощи, и сын соседей - школьник, и шестилетний внук моего старого друга, при этом он засмущался, в отличие от всех остальных. (3) А что такое «красиво»? (4) И тут выяснилось, что для каждого красивы совсем разные лица, вещи, явления. (5) Лишь самый маленький уклонился от ответа, считая, что он и так наболтал много лишнего.

(6) Каждому доводилось слышать пресловутое: «Да что он в ней нашёл?». (7) Говорится это без ревности, предвзятости, всякой личной заинтересованности, быть может, с тем лёгким раздражением, какое вызывает у окружающих заблуждающийся человек. (8) Сплошь да рядом объективная правда на стороне скептиков - избранница и впрямь не бог весть что, но эта холодная правда ровным счётом ничего не стоит для влюблённого, ничего не переменит в нём - он глядит околдованным взглядом, который иной раз куда проницательнее и глубже скептического прищура.

(9) Полагаю, что, посещая художественные галереи, выставки, собравшие нетленные образы красоты, многие испытывают порой чувство недоумения: неужели это неправильное, странное женское лицо или эта нелепая мужская фигура могут считаться красивыми? (10) Но ведь художник подобен влюблённому, он глядит на свою модель околдованными глазами и - в отличие от обычного человека — умеет сообщать своё видение другим. (11) Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». (12) Тем, кто обладает сильно развитым восприятием, куда легче понять очарованность художника той или иной натурой и разделить его чувство вопреки собственным пристрастиям, нежели тем, кто редко соприкасается с искусством. (13) Чтобы не быть голословным, сошлюсь на знаменитую головку царицы Нефертити. (14) Заострённое лицо, непомерно длинная шея, выпуклые глаза, нелепый головной убор, похожий на ведро, - да что тут красивого? (15) Как, а чистота нежного овала, таинственная складка прекрасно очерченных губ, сияние женственности?

(16) Образ красоты подвижен, он меняется с течением времени, как меняются моды, хотя, разумеется, не столь часто, у разных народов своё представление о красоте - абсолют в этой области условен, - но египтянка Нефертити, жена фараона Аменхотема IV, жившая в XIV веке до нашей эры, стала нетленным образом красоты, не подвластной времени и пространству. (17) «А я этого не вижу», - слышится мне чей-то упрямый голос. (18) Остаётся развести руками и со вздохом напомнить, что бесчисленные поколения благоговели перед красотой Нефертити. (19) Разве это доказательство? (20) Конечно, хотя оно вряд ли откроет слепому вежды.

(21) Словами красоту не передашь. (22) Это прекрасно знал Лев Толстой. (23) В полушутливом споре с Тургеневым и Дружининым1, кто лучше опишет красоту женщины, он перечеркнул прямолинейные описания своих соперников одной-единственной фразой из Гомера: «Когда Елена вошла, старцы встали». (24) Умно, дерзко, лукаво, но вместе с тем Толстой как бы расписывается в бессилии выразить словами живую красоту женщины. (25) Впрочем, это не мешало ни ему самому, ни его литературным собратьям создавать пленительные женские образы.

По Юрию Нагибину

1 Дружинин Александр Васильевич (1824-1864) - писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира.

1. В тексте не упоминается:

А Тургенев

Б Гомер

В Дружинин

Г Тютчев

2. Не соответствует содержанию текста утверждение:

А Бесчисленные поколения благоговели перед красотой Нефертити.

Б Образ красоты не меняется с течением времени.

В У разных народов своё представление о красоте.

Г Художник подобен влюблённому, он глядит на свою модель околдованными глазами.

3. Цель автора текста:

А доказать, что образ красоты изменчив, её трудно передать словами

Б описать красоту Нефертити и Елены Троянской

В доказать, что только художник может увидеть и понять красоту

Г раскрыть художественное мастерство Толстого в создании женских образов

4. Красоту Нефертити автор передаёт словами:

А живая красота

Б пленительный женский образ

В красота, не подвластная времени и пространству

Г идеальная красота

5. Основная мысль текста выражена в предложении:

А 16

Б 21

В 10

Г 12

6. Архаизм вежды используется с целью:

А подчеркнуть значительность вывода текста

Б осудить людей, не ценящих красоту

В ироничной оценки скептиков

Г воссоздания колорита Древнего Египта

7. В описании Нефертити не используется:

А предложение с однородными членами

Б предложение, в котором содержится цитата

В восклицательное предложение

Г предложение с обращением

8. Толстой привёл цитату из Гомера с целью:

А продолжить дискуссию о красоте

Б показать бесполезность спора о красоте

В показать своё знание древнегреческой литературы

Г рассмешить своих собеседников

104. Задание на выбор.

Выполняем домашнее задание

I. Определите тему каждого абзаца текста упр. 103. На их основе составьте и запишите план текста. Кратко перескажите его.

II. Рассмотрите фотографию бюста Нефертити (мастерская Тутмоса, прибл. 1345 до н. э.) и репродукцию картины Эдварда Джона Пойнтера «Елена Троянская». Найдите в Интернете информацию об этих произведениях искусства. Составьте устно небольшое сообщение об одном из них (по выбору).



Підтримати сайт і наші Збройні Сили можна за посиланням на Buy Me a Coffee.