Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Фидкевич - Новая программа

Научный стиль

Анализируем, комментируем

258. I. Прочитайте тексты. О чём в них рассказывается? Что их объединяет, а что в них различного?

1. Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат... и его мысли станут моими мыслями.

Александр Куприн

2. Под языковой способностью человека понимают обычно возможность для него производить и понимать тексты ранее ему не(?)известные им не(?)производившиеся и не(?)слышанные. В процессе порождения или восприятия текста происходит соединение разных компонентов, которые в другое время представляют собой независимые одно от другого, самостоятельные образования и хранятся в памяти человека по отдельности: отдельно лексика, отдельно правила словоизменения, отдельно правила соединения слов или правила словообразования.

По Юрию Караулову

II. Найдите термины во втором тексте. Какую роль они выполняют?

III. Запишите выделенное предложение, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

Повторяем, обобщаем, анализируем

259. I. Прочитайте. Как называется такая форма организации текста? Определите его тему и цель.

О ХОРОШЕМ ЯЗЫКЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы.

2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность - только педагогический приём привлечения внимания читателя к основной мысли работы.

3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.

4. Главное достоинство научного языка - ясность.

5. Другое достоинство научного языка - лёгкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой логическим и естественным, «незамечаемым».

7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя.

8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать - к чему они относятся, что они «заменили».

9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

Дмитрий Лихачёв

II. Какие особенности научного стиля раскрывает Лихачёв?

III. Какие из советов Дмитрия Лихачёва наиболее важны для вас? Запишите их, объясните постановку знаков препинания в записанных предложениях.

IV. Какие советы автора вызвали у вас вопросы? Со всеми ли утверждениями автора вы согласны? Обоснуйте свой ответ.

260. Используя таблицу «Функциональные стили речи» (упр. 197), текст предыдущего упражнения и полученные ранее знания, составьте краткую характеристику научного стиля по предложенному плану. Расскажите о научном стиле соседу по парте.

План

1. Сфера использования научного стиля.

2. Цель научного стиля.

3. Формы, виды и тип речи.

4. Стилевые особенности. Характерные языковые средства.

5. Основные жанры.

261. I. Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Определите тип и стиль текста. Укажите, где должны быть абзацы. Обоснуйте своё мнение.

Термин воплощает основные особенности научного стиля и точно соответствует задачам научного общения. Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. Слова, не являющиеся терминами, не нуждаются для раскрытия своего значения в строгом научном определении. Сравним, например, любовь, душа, дрожать. Их значение нередко поясняется в толковых словарях через синонимы. Дрожать — сотрясаться от частых и коротких колебательных движений, трястись, испытывать дрожь. Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит.

По Григорию Солганику

II. Выпишите определение термина. Подчеркните в определении ключевые слова. Объясните свой выбор. Каким задачам научного стиля соответствует термин?

III. Почему слова, не являющиеся терминами, часто поясняются в толковых словарях через синонимы?

262. I. Выпишите сначала специальные термины, затем - общенаучные. К какой области научных знаний относятся специальные термины? В чём их отличие от общенаучных?

Формирование, абстрактный, актуальный, формула, фонема, орфограмма, развитие, функция, диалект, префикс, морфема, эволюция, цикл.

II. Составьте предложение с общенаучным термином и запишите его.

263. I. Определите, к какой области научных знаний относятся термины. Запишите их по тематическим группам, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Грип(?), вирус, пневмония, автократия, суф(?)икс, аб(?)ревиатура, бактерия, экватор, вектор, процент, мер..диан, шельф, антибиотик, ген, ал(?) и- терация, эпитет, вас(?)ал, м..тафора, парабола, акрополь.

II. К какой лексической группе по происхождению относятся эти термины? Как можно проверить их правописание?

264. I. Прочитайте отрывок из книги украинского учёного Игоря Сикорского «Воздушный путь» (1920). Цель автора - представить историю воздухоплавания и перспективы его развития. Обоснуйте свой ответ.

Научные данные позволяют ожидать одну очень интересную новость в области передвижения по воздуху. По всей вероятности, в будущем будет создан новый тип аэропланов, специально приспособленных для полётов на очень большой высоте, вёрст на 20-30, может быть, даже ещё выше над поверхностью земли.

Воздух на такой высоте очень разрежен. Человек задохнулся бы в нём. Также и мотор не мог бы работать. Но если сделать корпус аппарата непроницаемым для воздуха и достаточно прочным, то можно будет внутри, где помещаются люди, иметь воздух под обычным давлением, то есть на таком аэроплане экипаж будет находиться в таких же примерно условиях, как на подводной лодке. Что же касается до двигателей, то они могут стоять снаружи. Надобно будет только подавать в них воздух под некоторым давлением. Иначе говоря, должен быть особый воздушный насос, приводимый в движение самим мотором, который будет набирать в себя воздух, сжимать его и в таком виде направлять в мотор, который, в этом случае, сможет работать на очень большой высоте.

Но для чего же аэроплану забираться на такую огромную высоту, если это сопряжено с такими затруднениями? Ведь для обычного пассажирского полёта совершенно достаточно высоты в 2-4 версты, и на такой высоте эти полёты обычно и будут совершаться. Надо, однако, сказать, что эта большая высота в одном отношении представляется очень интересной. Как было упомянуто, на больших высотах воздух очень разрежен, эта разреженность воздуха позволит аэропланам такого типа развить огромные скорости, совершенно недопустимые в иных условиях. Можно ожидать, что аппараты такого типа будут делать 400-500 и даже более вёрст в час.

II. О чём вы узнали, прочитав текст? Какая информация вызвала у вас интерес? Соответствует ли текст требованиям научного стиля?

III. О чём мечтал Игорь Сикорский? Как он предлагал решить проблему полётов на большой высоте? Почему его интересовали такие полёты?

IV. Выпишите примеры общенаучной лексики и специальных терминов. К какой области знаний относятся термины из текста? Какие термины являются устаревшими? В чём, по вашему мнению, причина их выхода из активного употребления? Как называются такие устаревшие слова?

Памятник И. Сикорскому. Киев (скульптор М. Олейник)

V. Почему памятник Сикорскому (скульптор Михаил Олейник, 2008) установлен на территории студенческого городка НТУУ «Киевский политехнический институт»?

265. I. Прочитайте текст, определите его основную мысль. В чём автор видит опасность неуместного употребления терминов?

В последнее время язык перегружен терминами из сферы психологии, заменяющими привычные слова. Люди больше не испытывают любовь друг к другу - между ними «возникают отношения». Они не ненавидят, а «испытывают негативные эмоции». У них появляются не психологические проблемы, а «комплексы», которые получают названия, иногда довольно забавные.

Люди стали использовать надуманные, громоздкие конструкции вместо естественных и понятных, сложные термины вместо простых слов, и теперь они не в состоянии адекватно выразить то, что накопилось в душе.

По Адину Штейнзалъцу

II. Употребляют ли ваши знакомые слово отношения вместо слов дружба и любовь? Как вы думаете, почему? Равноценна ли такая замена?

266. I. Послушайте текст. Какова цель научно-популярного стиля? Что объединяет его с научным стилем? В чём различия?

Научно-популярный стиль - одна из разновидностей научного функционального стиля. Его основная задача - «перевод» специальной научной информации на язык неспециального знания, т. е. популяризации научных знаний для широкой аудитории.

При сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, научно-популярный текст характеризуется упрощенным характером изложения и наличием эмоционально-экспрессивных средств речи. Используются сравнения, аналогии с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассмотрение частных явлений без общего обзора и классификации. Употребление цифр и специальных терминов минимальное.

Широко используются в научно-популярном произведении метафоры. Неожиданность, непредсказуемость, оригинальность метафоры позволяют выходить за пределы привычных представлений, пробуждает творческую активность читателя.

Особого внимания заслуживают экспрессивные синтаксические средства организации научно-популярного текста (вопросо-ответная форма, риторические вопросы, цитаты).

Они располагаются в «узловых» местах научно-популярного произведения: в заголовках, в начале и конце текста, в местах, где формулируется основная тема, ставится проблема, решаются гипотезы и т.п.

По материалам «Стилистического энциклопедического словаря русского языка»

II. Поработайте в парах. Один из участников должен сформулировать по одному вопросу к каждому абзацу, другой - ответить на вопрос на основе текста.

267. I. Прочитайте. Определите тему и стиль текста. С помощью информации из предшествующего текста охарактеризуйте его стилевые особенности.

Язык обслуживает всех но каждый говорящий на нём и ещё больше каждый пишущий пользуется его услугами на свой лад и образец. Конечно только у выдающихся писателей выдающийся стиль и не все обладают особыми приметами но в той или другой степени всякий по-своему выбирает и сочетает слова. Стиль можно было бы сравнить с духовным почерком если только признать (как и признают графологи1) что по почерку можно отгадывать характер человека. Ибо стиль идёт из глубины стиль это физиономия души. Нередко приводят слова Бюффона2:

«Стиль - это сам человек».

Стоит слову зазвучать необычно, изменить свой тембр и тон (тот тон, который вообще делает музыку и делает литературу), стоит хоть несколько измениться конструкции фразы, - как сейчас же изменяется и смысл произведения: так зависят друг от друга и друг друга обусловливают смысл и стиль. Не что иное, как оттенки смысла - особенности стиля. И нет стиля у тех писателей, которые не имеют мыслей. Как сказать и что сказать: это нераздельно между собой, и одно проникает, одно окрашивает другое. Писатель без стиля - писатель без лица.

По Юрию Подольскому

II. Составьте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем научно-популярные тексты отличаются от научных?»

III. Спишите первый абзац текста, расставляя знаки препинания.

268. I. Рассмотрите таблицу под рубрикой «Обратите внимание!». Какие жанры научных текстов в ней представлены?

Обратите внимание!

Вторичные жанры научного стиля

Цель и основная особенность жанра

Тезисы

Передача основного содержания текста, раскрыть его главный смысл в кратких формулировках.

В отличие от плана тезисы не только называют рассматриваемые вопросы, но представляют их решение.

Конспект

Связный пересказ содержания текста с передачей не только основных положений и выводов, но и хода рассуждений автора, доказательств и примеров.

Аннотация

Краткая характеристика статьи, книги с точки зрения содержания, формы, назначения. Сопровождается библиографической ссылкой.

Реферат

Объективное изложение содержания текста, передача главной информации, основных фактов и выводов. Может составляться на основе нескольких источников, включать оценку состояния изучаемой проблемы. Сопровождается списком использованной литературы, ссылками и цитатами.

II. Почему жанры таких научных текстов, как тезисы, конспект, аннотация, реферат, называют вторичными? Чем они отличаются от научной статьи, доклада? Какова цель их создания, сфера использования, особенности?

III. Поработайте в парах. Составьте на основе таблицы информационный диалог.

1 Графолог - тот, кто занимается графологией (изучением почерка человека с целью разгадать его характер).

2 Бюффон Жорж Луи Леклерк де - французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII в.

269. I. Прочитайте текст.

Аннотации бывают справочными или рекомендательными. Справочная аннотация характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты, идеи, называет адресата и возможные варианты использования. Служит в качестве средства информационного поиска нужного издания.

В рекомендательной аннотации применяются приёмы, привлекающие читателя к содержанию статьи, книги, вызывающие желание их прочитать. Структура аннотации:

тип публикации (книга, статья);

краткая информация об авторе; актуальность темы, проблемы; краткое содержание;

новизна в сравнении с произведениями сходной тематики;

выводы;

адресат.

Аннотация сопровождается выходными данными первоисточника. Они размещаются на титульной странице книги и включают фамилию и инициалы автора, название издательства, год издания, количество страниц.

По материалам Википедии

II. Ответьте на вопросы.

Какова цель текста? В чём состоит особенность представления информации в аннотации?

В чём отличие справочной аннотации от рекомендательной?

Из каких частей состоит аннотация? Чем она сопровождается?

270. I. Прочитайте текст. Используя материалы упр. 264, 265, определите, к какому виду аннотации относится данный текст.

Толстой Л.Н. О народном образовании // Л.Н. Толстой - Ясная Поляна - № 9 : 1862.

Статья была написана под впечатлением знакомства со школами во время заграничного путешествия писателя. В ней Толстой даёт развёрнутую характеристику школьного образования, считая, что оно не отвечает на вопросы, которые ставит жизнь.

Главная проблема, поднимаемая в статье, - необходимость изменений в сфере образования, так как школы, по мнению писателя, «устраиваются не так, чтобы ученикам было удобно учиться, а так, чтобы учителям было удобно учить».

Толстой предлагает своё видение новой школы. Для того чтобы школьное обучение было поставлено разумно, нужно изучить «свободного ребёнка», а школа должна стать «педагогической лабораторией», учитывающей условия, в которых живёт ученик.

Взгляды Толстого на систему школьного образования были передовыми для своего времени и не потеряли свою актуальность и сегодня.

Статья предназначается всем тем, кто интересуется творчеством Толстого-публициста, его общественной деятельностью, философскими взглядами.

II. Какова цель аннотации? Из каких частей она состоит? Достиг ли автор цели? Заинтересовала ли вас проблема, поднятая писателем в статье?

271. Рассмотрите иллюстрации - обложки научно-популярных книг. Какая книга вас заинтересовала? Найдите информацию о ней в Интернете, составьте и напишите аннотацию на русском языке.

272. I. Прочитайте начало статьи учёного-филолога Юрия Лотмана. Какая информация была сложной для понимания? Что вызвало вопросы?

ИСКУССТВО КАК ЯЗЫК

Искусство - одно из средств коммуникации. Оно, бесспорно, осуществляет связь между передающим и принимающим. Даёт ли это нам право определить искусство как особым образом организованный язык?

Всякая система, служащая целям коммуникации между двумя или многими индивидами, может быть определена как язык. Часто встречающееся указание на то, что язык подразумевает коммуникацию в человеческом обществе, строго говоря, не является обязательным, поскольку, с одной стороны, языковое общение между человеком и машиной и машин между собой в настоящее время является уже не теоретической проблемой, а технической реальностью. С другой стороны, наличие определённых языковых общений в мире животных также не подвергается уже сомнению.

В этом смысле мы можем говорить как о языках не только о русском, французском или хинди и других, не только об искусственно создаваемых разными науками системах, употребляемых для описания определённых групп явлений, но и об обычаях, ритуалах, торговле. В этом же смысле можно говорить о «языке» театра, кино, живописи, музыки и об искусстве в целом как об особым образом организованном языке. Однако, определив искусство как язык, мы тем самым высказываем некие определённые суждения относительно его устройства. Всякий язык пользуется знаками, которые составляют его «словарь», всякий язык обладает определёнными правилами сочетания этих знаков, всякий язык представляет собой определённую структуру, и структуре этой свойственна иерархичность.

Такая постановка вопроса позволяет подойти к искусству с двух различных точек зрения. Во-первых, выделить в искусстве то, что роднит его со всяким языком, и попытаться описать эти его стороны в общих терминах теории знаковых систем. Во-вторых, - на фоне первого описания - выделить в искусстве то, что присуще ему как особому языку и отличает его от других систем этого типа.

II. Определите тему, основную мысль статьи. Объясните её название. Какие цели ставил перед собой автор?

III. Ответьте на вопросы.

Что даёт возможность определить искусство как особый язык?

Какие аргументы приводит автор для подтверждения своего тезиса?

С каких двух точек зрения автор рассматривает язык?

Как построена вступительная часть статьи? Какую роль в статье выполняют вводные слова?

IV. Поработайте в группах. Составьте справочную аннотацию на основе информации, которая содержится в тексте. Обсудите варианты аннотаций, написанные каждой группой.

Выполняем домашнее задание

273. I. Составьте краткий конспект текста Игоря Сикорского о будущих полётах на большой высоте (упр. 262). С помощью конспекта перескажите текст. II. Найдите в сети Интернет выходные данные книги Ю. Лотмана «Об искусстве: Структура художественного текста; Семиотика кино и проблемы киноэстетики; Статьи, заметки, выступления 1962-1993 гг.» и дополните ими аннотацию, составленную в классе.