Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Фидкевич - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Язык как система средств разных уровней. Основные единицы и уровни языка

Анализируем, комментируем

11. I. Прочитайте определения. Что их объединяет? В чём их различия?

1. Система (от др.-греч. σύστημα - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Википедия

2. Система языковая - множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённое единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы.

Лингвистический энциклопедический словарь

II. Почему важно осознавать язык как систему?

III. Какие системы из других областей научных знаний вам известны? Что их объединяет?

Повторяем, обобщаем, систематизируем

12. I. Прочитайте текст. Определите его тему. Выделите новую для вас информацию. Какая информация была сложной для понимания? Задайте вопросы учителю, с целью выяснить сложные для вас теоретические положения текста.

Составляющие языковую систему единицы входят друг с другом в отношения двух видов. Это или отношения сочетаемости, или отношения сходства, взаимозаменяемости. Можно сказать, что в первый вид отношений вступают слова-партнёры, во второй - слова-дублёры. К примеру, слово горячий в современном русском языке сочетается со словами чай, хлеб, воздух, песок, привет, поцелуй... - это его партнёры. В то же время оно не сочетается со словами лёд, сантиметр, ходить, смело...

А что можно считать дублёрами слова горячий, какие слова могут находиться в той же самой позиции? Это, в частности, тёплый, раскалённый, жаркий, сердечный (привет) и т. п.

Такими отношениями связаны между собой не только слова, но и некоторые другие единицы языка. Скажем, суффикс -телm со значением действующего лица (читатель, строитель) находится в отношениях взаимозаменяемости с суффиксами -ец (певец), -ок (ходок), -ун (бегун), -ист (альпинист), -арь (аптекарь) и др. Вместе с тем данная морфема вступает в определённые отношения сочетаемости с глагольными корнями (чит-, строй-, прос- и т. п.).

Если бы знаки вступали в какие-то отношения только с себе подобными, то есть с единицами того же порядка, то мы бы имели дело со сравнительно простой знаковой системой. Но человеческому языку присущи ещё отношения иерархии1 между разными видами знаков. Скажем, морфемы входят в состав слов, слова, в свою очередь, - в состав предложений и т. д. Перед нами, стало быть, система многоуровневая, многоярусная. Поскольку же составные части языка, его «уровни» - лексика (словарный состав), морфемика (совокупность морфем), фразеология (совокупность устойчивых словосочетаний), синтаксис (совокупность моделей, по которым строятся высказывания) и т. д. - имеют системный характер, то можно сказать так: язык — это система систем.

По Борису Норману

II. Ответьте на вопросы, выполните задания.

В какие отношения друг с другом вступают единицы языка? Приведите примеры взаимозаменяемости и сочетаемости языковых единиц.

О каких уровнях языка говорится в тексте?

Почему язык называют системой систем?

1 Иерархия - порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.

Какие элементы, единицы создают систему языка? По какому принципу они объединены? Одинаковы ли у них назначение, функции?

III. Поработайте в группах. Выберите прилагательное (холодный, сладкий, тёплый и т. п.). Подберите к нему слова-партнёры и слова-дублёры.

13. I. Рассмотрите таблицу под рубрикой «Обратите внимание!», проанализируйте её содержание, структуру. Озаглавьте её.

II. Ответьте на вопросы.

Какие единицы языка являются значимыми?

Какие из них являются простыми, а какие — сложными?

Чем морфема отличается от слова, а словосочетание - от предложения?

Обратите внимание!

Уровень языка

Единица языка

синтаксический

словосочетание, предложение

лексический

слово

морфемный

морфема

фонетический

звук

Обсуждаем проблемный вопрос

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр сравнивал систему языка с игрой в шахматы. Как вы думаете, почему?

14. I. Рассмотрите репродукции картин художников разных стран и эпох. Кто на них изображён? Что общего в этих картинах?

С. Ангвиссола. Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы (1555)

Дж. Уолстенхолм. Акварель из серии «Книги по книгам» (2010-2015)

II. Чем они отличаются? Почему на одной из картин в качестве игроков изображены книги? Предположите, какие книги это могут быть.

15. I. Прочитайте текст. Какую цель ставил перед собой автор текста?

Зачем нужна синонимия? Почему некоторые системы прекрасно обходятся без неё, а в других она широко распространена? Какова её роль в этих системах, помогает или мешает она общению?

Синонимия характерна прежде всего для знаковых систем со сложной структурой и сложными знаками, которые построены из более простых по специальным правилам. Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному. Это особенно важно, когда требуется не просто передать информацию, но сделать это красиво и удобно. Синонимия позволяет сделать общение более эффективным и богатым.

Синонимия в математике позволяет значительно ук..ротить длину формул и математических текстов. Синонимия денежных знаков облегча..т оплату как больших, так и мелких покупок. Проще заплатить за одну д..рогую покупку одной купюрой чем сотней мелких монет.

Когда в знаковой системе много неточных синонимов, это увеличивает её возможности. Подбирая разные синонимы, можно выражать тонкие оттенки смысла. Так, в языке одно и то же содержание можно передать вежливо и оскорбительно, изящно и грубо, нежно и подчёркнуто официально.

Энциклопедия для детей. Языкознание

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Для каких систем характерна синонимия? О каких знаковых системах говорится в тексте?

Почему для языка важно наличие большого количества синонимов?

Подберите к слову синонимия слово, противоположное по значению. Как называются выделенные в тексте пары слов?

Запишите третий абзац в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами русского языка.

III. Поработайте в парах. Выделите главную и второстепенную информацию. Кратко прескажите друг другу текст, сохранив при пересказе главную информацию.

16. I. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите синонимы в каждом предложении.

I. Началась анархия, то есть безначалие (Михаил Салтыков-Щедрин).

2. Он словно потерялся не(?)много, словно сробел (Иван Тургенев). 3. Я по(?)прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, - я верую теперь, да - верую, верую (Лев Толстой). 4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, не(?)прерывная борьба (Александр Островский).

II. Какими оттенками смысла отличаются синонимы каждой группы? Определите, какими членами предложения являются эти слова-синонимы.

III. Найдите в записанных предложениях заимствованные слова. Из каких языков они заимствованы? В случае затруднений каким словарём вы воспользуетесь, чтобы это выяснить?

17. Сравните черновые и окончательные варианты предложений из романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Первоначальный вариант дан в скобках. Как вы думаете, почему была произведена такая замена? Изменился ли при этом смысл всего предложения?

1. Татьяна молча опёрлась, головкой (главою) томною клонясь. 2. Слёзы из очей хотят уж капать (хлынуть). 3. В ней страстный (тайный) жар; ей душно, дурно. 4. Играет солнце; грязно (тихо) тает на улицах разрытый снег. 5. Но день протёк (прошёл), и нет ответа.

18. I. Прочитайте предложения из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души». Объясните постановку знаков препинания при прямой речи. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Заменили ли вы при этом какие-либо слова?

I. «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. 2. «А ваше имя как?» - спросила помещица. 3. «Какая же ваша будет последняя цена?» - спросил наконец Собакевич. 4. «Да кто вы такой?» - сказала старуха.

II. Запишите предложения с косвенной речью. С какой целью обычно используют такое преобразование?

19. I. Прочитайте текст. О каких свойствах языка говорится в тексте? Написание каких слов, постановка каких знаков препинания могли бы вызвать у вас затруднение?

Лексика чутко откликается на все изменения в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нём параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали поэзии Пушкина: ведь он писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно всё», о чём и как он сказал в своём творчестве.

Изменения в словаре более медленны, чем изменения в окружающей нас жизни. Такой консерватизм языка — одно из его достоинств: относительная стабильность его средств, в том числе лексических, обеспечивает взаимопонимание между поколениями, преемственность культуры.

По Леониду Крысину

II. Подготовьтесь записать текст под диктовку.

20. I. Прочитайте группы слов. У этих слов есть известный нам автор — человек, который придумал слово и ввёл его в обращение. Как называются такие слова? Раскройте их значение. Значение каких слов вам непонятно?

1. Николай Карамзин: промышленность, влюблённость, первоклассный.

2. Михаил Ломоносов: чертёж, созвездие, насос.

3. Николай Гоголь: не вытанцовывается, дубинноголовая, Держиморда.

4. Фёдор Достоевский: стушеваться.

5. Михаил Салтыков-Щедрин: головотяпство, всенипочёмство, мягкотелость.

6. Велимир Хлебников: смехачи, лётчик.

7. Владимир Маяковский: новогодие.

8. Игорь Северянин: самолёт, крылолёт, бездарь.

II. Какие слова уже не воспринимаются как неологизмы? Какие слова не вошли в активное употребление, «не прижились» в языке?

III. Поработайте в парах. Выберите по одному слову из каждой группы и сделайте вывод о том, как были образованы эти слова.

21. I. Прочитайте стихотворение, определите его тему и основную мысль.

ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землёй;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зелёный, тёмный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

Иван Тургенев

II. Подготовьтесь к выразительному чтению: найдите ключевые слова, подумайте, как бы вы расставили логические ударения, где бы сделали паузы. Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Какие чувства у вас вызвало прочитанное стихотворение? Запишите ассоциативный ряд слов, передающих ваши чувства. Есть ли такие слова в самом тексте стихотворения? К каким частям речи они относятся?

Найдите в тексте слово, которое вышло из активного употребления. Как называются такие слова? Приведите примеры таких слов. В связи с чем они выходят из активного употребления?

Прочитайте стихотворение без прилагательных и причастий. Что изменилось? Какова роль прилагательных и причастий в тексте?

Выпишите выделенные слова, разберите их по составу. Объясните их правописание.

Обсуждаем проблемный вопрос

Прочитайте и обсудите с одноклассниками высказывание австрийского философа Людвига Витгенштейна. Согласны ли вы с его утверждением?

Границы моего языка означают границы моего мира.

22. I. Прочитайте текст. Озаглавьте его так, чтобы название отражало тему текста.

Чехов с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. А какое бывало торжество, когда среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны!

Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

- Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место.

Г. Климт. Цветущий сад (1907)

В. Зарецкий. Сад цветёт (1986)

Мысль о кр..соте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в ж..зни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. Как ч..сто, должно быть, думал он о будущем счастье человечества, когда по утрам один молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от р..сы, или внимательно осматривал ранен..ый ветром молодой побег.

Александр Куприн

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Как Чехов относился к своему саду? О какой жизни он мечтал, глядя на свой сад? Сажали ли вы когда-нибудь цветы, деревья? Какие чувства вы при этом испытывали? Запишите существительные, которые обозначают эти чувства.

С какой целью Куприн использует в тексте слова Чехова о саде? Какова основная мысль этой реплики?

Какую роль в тексте выполняют восклицательные предложения?

III. Спишите последний абзац текста, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. Раскройте основную мысль, выраженную в этом абзаце текста.

IV. Рассмотрите репродукции картин «Цветущий сад» австрийского художника Густава Климта и «Сад цветёт» украинского художника Виктора Зарецкого. Что объединяет эти картины? Как вы думаете, почему В. Зарецкого называли украинским Климтом? Какая из картин в большей степени соотносится с текстом? Обоснуйте свой ответ.

Выполняем домашнее задание

23. Задание на выбор.

I. Подготовьте сообщение о языковой системе русского языка, используя материалы учебника.

II. Прокомментируйте тезис «Лексика чутко откликается на все изменения в материальной и культурной жизни общества». Выпишите из произведений писателей XIX в. три-четыре примера, подтверждающие ваш комментарий.

III. Составьте небольшой текст-описание сада вашей мечты (письменно).



Підтримати сайт і наші Збройні Сили можна за посиланням на Buy Me a Coffee.