Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Фидкевич - Новая программа

ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Анализируем, комментируем

205. I. Прочитайте отрывок из записок американского писателя, лауреата Нобелевской премии, Эрнста Хемингуэя о романе «Война и мир».

...Когда у вас будет побольше свободного времени, прочитайте книгу Толстого, которая называется «Война и мир», и вы увидите, что все пространные исторические рассуждения, которые ему, вероятно, казались самым лучшим в книге, когда он писал ее, вам захочется пропустить, потому что, даже если когда-нибудь они и имели не только злободневное значение, теперь все это уже неверно и неважно, зато верным, и важным, и неизменным осталось изображение людей и событий. Не верьте, если критики станут объяснять, какой должна быть книга, исходя из требований сиюминутной моды. Все хорошие книги сходны в одном: то, о чём в них говорится, кажется достовернее, чем если бы всё это было на самом деле, и, когда вы дочитали до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и остаётся: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места и какая была погода. Если вы умеете всё это дать людям, значит, вы - писатель. Потому что это самое трудное.

II. Какие главные достоинства знаменитого романа Льва Толстого подчеркивает Эрнст Хемингуэй? Какие утверждения Хемингуэя, по вашему мнению, являются дискуссионными? Согласны ли вы с его мнением о хороших книгах?

III. Найдите синонимы к словосочетаниям книга, исходя из требований сиюминутной моды; хорошая книга.

Мир писателя

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Толстой в Ясной Поляне (фотография 1908)

206. I. Прочитайте текст. Какая информация больше всего заинтересовала вас?

Лев Николаевич Толстой - один из крупнейших писателей мира, мыслитель, просветитель, публицист.

Отличительной чертой внутренней и внешней биографии Толстого была непрерывная и иногда очень резкая изменчивость его взглядов и его поведения, которую он сам отмечал в дневниковых записях: «Нет ничего stable в жизни. Все равно как приспособляться к текущей воде. Всё - личности, семьи, общества, всё изменяется, тает и переформировывается, как облака».

Толстой родился в имении Ясная Поляна, 9 сентября 1828 г. в семье графа Николая Толстого и княгини Марии Волконской. Трое братьев и сестра рано остались сиротами и воспитывались под опекой родственников. Несмотря на это, детские годы остались в памяти Льва Николаевича как счастливая пора, пора первых поисков и открытий.

На всю жизнь запомнил он, как однажды старший брат, Николенька, объявил младшим, что у него есть тайна, посредством которой, все люди сделаются счастливыми «муравейными братьями»; тайна эта написана на зелёной палочке, а палочка зарыта в лесу, на краю оврага. Николеньке было тогда десять лет, Льву - пять. Эта история стала для Толстого своего рода символом веры: «Как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».

Начальный период деятельности Толстого резко отличает его биографию от классических биографий русских писателей второй половины XIX века. Бросив в 1847 году Казанский университет, Толстой четыре года не находит себе никакого дела. Ему уже двадцать три, а у него нет ни положения в обществе, ни образования, ни профессии, ни службы, ни определённого плана на будущее. Толстой ведёт так называемую «светскую жизнь», но ничего, кроме досады, раздражения и постоянных уколов самолюбия, эта «светская жизнь» ему не дает...

Он признаётся в письме к брату: «Поехал без всякой причины в Петербург, ничего там путного не сделал, только прожил пропасть денег и задолжал. Глупо... Надо было мне поплатиться за свою свободу и философию, вот я и поплатился... Бог даст, я исправлюсь и сделаюсь когда-нибудь порядочным человеком».

Эта философия, которую Толстой считает главной виновницей своих неудач, - изучение самого себя, теоретическое и практическое. Он следит за каждым своим шагом, вырабатывает целую систему «правил» поведения, ставит себя нарочно в самые трудные положения, экспериментирует и анализирует. Дневник этих лет представляет собой собрание записей по «диалектике души», которой страстно занят Толстой.

Ясная Поляна. Барский дом

Ясная Поляна. Кабинет Л. Толстого

Осенью 1851 г. Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая, офицера, уехать на Кавказ и поступить на военную службу. В этот период проходит более высокая стадия его самосовершенствования - изучение других людей на основе пройденной диалектики собственной души. Этот процесс становится для Толстого своеобразной духовной и литературной школой. Толстой выходит из неё писателем со своим собственным определённым методом, представляя каждое явление и событие с разных сторон, в процессе развития.

В 1852 г. впервые было опубликовано его первое произведение: в журнале «Современник» появилась повесть «Детство». Впоследствии были написаны повести «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857). Эта трилогия рассказывает о взрослении и духовном становлении человека.

В 1862 г. он женится на Софье Берс и после венчания привозит её в Ясную Поляну, где его полностью поглощают литературное творчество, семейная жизнь и домашние заботы. Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, занимается сельским хозяйством. Он собственноручно посадил в своём имении сто восемьдесят гектаров леса.

В 1865 г. в журнале «Русский вестник» печатается роман «Война и мир» (первая часть). Читателей поразило психологическое мастерство, с которым Толстой вписал частную жизнь героев в канву исторических событий. Роман-эпопею Лев Николаевич закончил в 1869 году, а на протяжении 1873-1877 годов трудился ещё над одним романом, вошедшим в золотой фонд мировой литературы, - «Анна Каренина».

На рубеже 80-х годов писатель трагически переживает «нравственную незаконность» своего положения состоятельного помещика среди нищих крестьян... Внешние изменения проявились в отказе от обеспеченной жизни. Граф переодевается в простонародную одежду, отказывается от прав на свои произведения, много работает физически.

Он критикует общественную элиту, государство и бюрократию, провозглашает идею непротивления злу насилием, призывая каждого человека к нравственному совершенствованию, к осознанию ответственности за свои поступки.

Перелом нашёл отражение и в литературном творчестве Толстого повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», в романе «Воскресение».

На рубеже XIX и XX вв. в художественных произведениях Толстого основной темой становятся отказ от прежнего образа жизни («Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», и «После бала» и другие).

В 1896 году в его дневниках появляются записи: «...Опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь». Толстой в очередной раз решает кардинально изменить свою жизнь.

В возрасте 82 лет осенней ночью 1910 года Толстой уходит из Ясной Поляны. Это был уход не только от семьи, но и от всего того, что он делал здесь своими руками в течение шестидесяти с лишком лет, - уходом от самого себя и попыткой начать новую жизнь.

В дороге писателя настигла болезнь, он был вынужден сойти с поезда на станции Астапово. 10 ноября 1910 года Лев Толстой ушёл из жизни.

Значение творчества Толстого для развития реалистического направления в мировой литературе сложно переоценить. Его влияние явно прослеживается в произведениях европейских и американских писателей: Эрнста Хемингуэя, Франсуа Мориака, Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Томаса Манна, Джона Голсуорси и других писателей.

По Борису Эйхенбауму

II. Какова роль Л. Толстого в истории русской и мировой литературы? Как вы думаете, почему его произведения, общественная и личная жизнь всегда были предметом всеобщего внимания?

III. Какие черты характера помогли ему стать выдающейся личностью? Какую роль в этом сыграло самообразование и самосовершенствованием?

IV. Если вы читали произведения Толстого или видели фильмы, снятые по ним, поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками.

Литературоведческий комментарий

207. I. Прочитайте текст. Раскройте значение слова бестселлер. В случае затруднений воспользуйтесь толковым словарём. Почему автор называет «Войну и мир» мировым бестселлером?

Роман «Война и мир» — это мировой бестселлер, переиздания которого появляются регулярно, даже спустя полтора столетия после первой публикации (1865-1866). Чем же он привлекает, просвещает и вдохновляет читателей всех возрастов и профессий, и почему вы можете заинтересоваться этой книгой и поместить её в ваш топ-список книг для чтения?

Толстой писал роман на протяжении 6 лет. По сведениям исследователей его творчества, он вручную переписал его примерно 7 раз, а отдельные эпизоды переписывал более 26 раз. В романе насчитывают более 550 героев. Это произведение содержит такой объём человеческого опыта, какого вы не найдёте ни в одном другом произведении современной литературы. В дневнике 1865 г. автор сравнил свой роман с «Илиадой» и «Одиссеей».

По своей сути, «Война и мир» — это книга о людях, пытающихся найти свою опору в мире, перевёрнутом с ног на голову войнами, социальными и политическими переменами, душевным смятением. Чувства Толстого и его героев знакомы и нам, живущим в начале двадцать первого века, а его роман может рассказать нам кое-что, важное для нас именно сейчас. Эта книга показывает, как моменты кризиса могут или «накрыть» нас, или помочь открыть в себе глубинные источники силы и творческого духа.

Если вам нравится история, вы полюбите «Войну и мир» за то, как поразительно и поучительно в ней изображена эпоха великих перемен. Сочетая глубину и детальность психологического романа с размахом и многофигурностью народного эпоса, писатель объединил множество сюжетных линий, разворачивающихся на фоне важнейших событий начала XIX века — антинаполеоновских войн, кульминацией которых, с точки зрения русской истории, стала Отечественная война 1812 года. В романе наравне с вымышленными героями действуют исторические персонажи (Наполеон, Александр I, Кутузов и другие), а художественные главы перемежаются историко-философскими, которые содержат рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса.

«Война и мир» - это одна из самых мудрых книг о самосовершенствовании, которую вам когда-либо удастся прочитать. То, что предлагает Толстой, не столько набор ответов на разные жизненные вызовы, сколько мироощущение. Он призывает нас не довольствоваться чужими советами и рецептами, а присоединиться к нему и его героям в поисках более глубоких смыслов, продолжать задавать самим себе важные вопросы и во всём находить собственный, достоверный опыт. «История, - как бы говорит нам Толстой, - это то, что с нами случается. А наша судьба - это то, что мы сами со всем этим делаем».

По Андре Кауфману

II. Раскройте смысл высказывания Л. Толстого из последнего абзаца текста.

Читаем, размышляем, интерпретируем

208. I. Впервые с Андреем Болконским и Пьером Безуховым - главными героями романа - мы встречаемся в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер в 1805 г. в Петербурге. Большинство разговоров на этом вечере ведётся на французском языке и посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». По окончанию приёма князь Андрей приглашает Пьера на ужин. Прочитайте отрывок главы VI (т. І, ч. I).

Иллюстрация А. Николаева. Салон А. П. Шерер

...Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда ещё не видал своего приятеля, начал говорить:

— Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно, а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждёшь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!.. Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.

- Моя жена, - продолжал князь Андрей, - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.

Князь Андрей, - говоря это, был ещё менее похож, чем прежде, на того Болконского, который, развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения.

- Ты не понимаешь, отчего я это говорю, - продолжал он. - Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, - сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. - Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник1, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis très aimable et très caustique2, - продолжал князь Андрей, - и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины... Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguées3и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всём - вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, - кончил князь Андрей.

- Мне смешно, - сказал Пьер, - что вы себя, себя считаете неспособным, свою жизнь - испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы...

Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждёт от него в будущем. «Как он может это говорить!» - думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всём имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтобы они ехали.

1 Колодник - арестант, закованный в колодки (тяжёлые дереаянные оковы, надевавшиеся в старину на шею, руки или ноги осуждённого за тяжкие преступление, в начале XIX века заменены кандалами).

2 Я хороший болтун.

3 эти порядочные женщины.

- Je suis un homme fini1, - сказал князь Андрей. - Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, - сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.

- А обо мне что говорить? - сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. - Что я такое? Je suis un bâtard!2 - И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. - Sans nom, sans fortune3... И что ж, право... - Но он не сказал, что право. - Я свободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьёзно посоветоваться с вами.

Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства.

- Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идёт тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...

- Que voulez-vous, mon cher, - сказал Пьер, пожимая плечами, - les femmes, mon cher, les femmes!4

- Не понимаю, - отвечал Андрей. - Les femmes comme il faut, это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin5, не понимаю!

Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.

- Знаете что! - сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, — серьёзно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.

- Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?

- Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел от своего друга. Ночь была июньская петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера. «Хорошо бы было поехать к Курагину», - подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось ещё раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что ещё прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру. Он поехал к Курагину.

1 Я конченый человек.

2 Незаконный сын!

3 Без имени, без состояния...

4 Что делать, женщины, мой друг, женщины!

5 Порядочные женщины... женщины Курагина, женщины и вино.

II. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.

Какими вы представляете Андрея Болконского и Пьера Безухова?

Кто из них вам более интересен? Кто вызывает большую симпатию? Почему? Обратившись к тексту, прокомментируйте их отношения друг к другу.

Лев Толстой был тонким психологом и умел раскрывать внутренний мир героя, скрытые мотивы его поступков, заветные мечты и стремления. Порассуждайте, какие мечты князя Андрея «спрятаны» в его сердитом монологе о женщинах.

Почему Пьер не согласен с князем Андреем? В чём, по-вашему, главное различие между друзьями?

Литературоведческий комментарий

209. I. Прочитайте текст. Что вы вкладываете в понятие «наполеонизм»?

Жизнь и судьба Наполеона, его стремительная карьера военного и государственного деятеля всегда волновали умы и воображение русского общества. Наполеон, всего добившийся сам (без протекции и денег), восхищал своим бесстрашием, умением следовать поставленной цели, поднять и повести за собой народы. Наполеон был кумиром русской «золотой молодёжи» конца XVIII - начала XIX века. Этому способствовал и тот ореол мученика, который стал окружать императора Франции после того, как он оказался в изгнании и заточении. Всесильный самодержец, повелевавший всей Европой, преобразился теперь в поверженного гения. Наконец, смерть Наполеона привела к окончательному переосмыслению образа, ярко высветив его героические и трагические грани.

Идея наполеонизма как культа человека, стоящего над другими людьми, была одной из тем, которые волновали Толстого и как писателя, и как философа. Толстой первым в мировой литературе развеял «наполеоновскую легенду», разрушил авторитет императора-завоевателя.

II. Читая роман-эпопею «Война и мир», понаблюдайте, как его герои проходят путь от увлечения и обожания до полного разочарования и презрения к французскому полководцу и императору.

Читаем, размышляем, интерпретируем

210. I. Андрей Болконский служит адъютантом при главнокомандующем Кутузове. Ночью, накануне Аустерлицкого сражения он думает, как должен проявить себя. Прочитайте отрывок главы XII (т. І, ч. III).

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! - думал он. - Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придётся, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? - говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? - говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? - «Ну, а потом, - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», - подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова.

II. Что такое слава для князя Андрея? Поинтересуйтесь, почему он называет славу Тулон. В случае затруднений воспользуйтесь Интернетом или справочной литературой.

III. Согласны ли вы с князем Андреем, что за минуту славы можно отдать всех, кто дорог?

211. I. Прочитайте отрывок главы XVI (т. І, ч. III), в котором описывается поведение князя Андрея во время Аустерлицкого сражения.

...Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нём. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат. Солдаты без команды стали стрелять.

- О-оох! - с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. - Болконский, - прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. - Болконский, - прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, — что ж это?

Но прежде чем он договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

- Ребята, вперёд! - крикнул он детски пронзительно. «Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.

- Ура! - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперёд и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его - на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым набок кивером, тянущего с одной стороны банник1, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали. «Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них. - Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его». Действительно, другой француз, с ружьём наперевес, подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, все ещё не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел. «Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются», - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

II. Поразмышляйте, почему эта сцена является ключевой в духовном развитии

Андрея Болконского.

III. Какова роль описания неба в этом эпизоде?

IV. Понаблюдайте, как меняется темп изложения и лексика этого текстового фрагмента. Передайте это с помощью его выразительного чтения.

1 Банник - деревянная колодка со щёткой на древке для очистки канала артиллерийского орудия от порохового нагара после выстрела и гашения тлеющих остатков.

212. I. Прочитайте отрывок главы XIX (т. І, ч. III) и прокомментируйте его, раскрывая истинную сущность войны.

...К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытьё. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове. «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? - было первою его мыслью. - И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?» Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения...

- Voila une belle mort1, - сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нём и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire2 того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далёкое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нём; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.

Кадр из фильма «Война и мир» (режиссёр С. Бондарчук, 1965)

1 Вот прекрасная смерть.

2 Ваше величество.

Иллюстрация А. Николаева. Пьер Безухов и Элен Курагина

- А! он жив, - сказал Наполеон. - Поднять этого молодого человека, се jeune homme, и снести на перевязочный пункт!..

II. Обратите внимание на восприятие войны раненым Болконским и отдающим приказания Наполеоном. Какие художественные средства использовал Толстой для создания их образов?

III. Почему Наполеон решает спасти жизнь Болконскому?

213. I. Прочитайте главу І (т. І, ч. III). Проанализируйте в связи с этим следующий фрагмент.

Пьер не смотрел на Элен, и она на него.

Но она была всё так же страшно близка ему. Он промычал что-то и покраснел. Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребёнком, про которую он рассеянно говорил:

«Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое».

II. Ответьте на вопросы и выполните задания к тексту.

Какие изменения произошли в жизни Пьера после того, как он стал «неожиданно богачом и графом Безуховым»? Почему он «испытывал чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага»?

Как неожиданно для себя Пьер почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая-то связь? Почему эта мысль испугала его?

III. Рассмотрите иллюстрацию Андрея Николаева к роману «Война и мир». Какие черты Пьера и Элен удалось показать художнику? Можно ли использовать приведённый фрагмент в качестве подписи под иллюстрацией?

214. I. Пьер исполнил свое давнишнее намерение - заехать к своему другу Болконскому, которого он не видел два года. За это время ими многое пережито. Андрей после ранения возвращается домой; у него рождается сын и умирает жена. Пьер участвует в дуэли, стреляя первый раз в жизни, ранит противника, порывает с нелюбимой женой и становится масоном (1). Прочитайте главы XI и XII (т. II, ч. II).

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Какие перемены в Болконском особенно поразили Пьера? Почему он решил, что «восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро неприличны» перед князем Андреем?

Как вы считаете, почему Андрей переосмыслил значение славы, которая прежде полностью занимала его?

Какие внутренние перемены произошли в самом Пьере? Каким очень важным для себя открытием он хочет поделиться с Андреем?

Обратите внимание на предмет спора друзей. Считаете ли вы вопросы дискуссии Пьера и Андрея актуальными для вас?

В чём различие во взглядах друзей на главные вопросы жизни? Аргументируйте своё мнение, опираясь на текст. Чья точка зрения в споре ближе вам? Почему?

Обсуждаем проблемный вопрос

Согласны ли вы с утверждением князя Андрея?

Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.

215. I. Прочитайте и проанализируйте главу XII (т. II, ч. II), в которой Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о смысле жизни. В чём заключается позиция каждого из них?

Иллюстрация В. Серова. Пьер и Андрей на пароме.

216. I. Прочитайте высказывание литературоведа Сергея Бочарова по поводу спора Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни. Как он характеризует рассуждения Болконского и Безухова?

Кажется, если смотреть вокруг, повсюду случайная внешняя связь вещей, хаос и произвол, отсутствие общего смысла; к этому выводу собственным опытом приходил и Пьер, и князь Андрей. Его возражения Пьеру убедительны, непрекраснодушны, трезвы, и Пьер им может противопоставить не столь же точные наблюдения, а лишь свои туманные речи. Он боится при этом, что друг его посмеется над этой туманностью, но напрасно боится: тот не смеётся, слушает очень серьёзно. В расплывчатых рассуждениях Пьера скрывается убедительность, перекрывающая убедительность трезвых реплик князя Андрея. Пьер говорит о «мире», противопоставляя его «земле»; так нам открывается ещё одно значение многосложного образа мира в книге Толстого, и значение это, быть может, самое глубокое, главное.

II. Каково значение слова мир в названии романа? Аргументируйте свою точку зрения. В случае затруднений воспользуйтесь толковым словарём и материалами Интернета.

217. I. Перечитайте отрывок - окончание спора друзей.

- Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, - говорил Пьер, - что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо). - Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому».

Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.

- Да, коли бы это так было! - сказал он. - Однако пойдем садиться, - прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нём. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

II. Порассуждайте, почему главы XI и XII (т. II, ч. II) критики считают особенно важными для понимания духовного развития Андрея Болконского и Пьера Безухова.

III. Какие изменения произошли в душе Андрея после разговора с Пьером? Случалось ли вам испытывать подобные чувства во время разговора с близкими вам людьми?

IV. Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова «Пьер и Андрей на пароме». Удалось ли художнику передать атмосферу спора друзей?

218. I. Прочитайте отрывок, в котором описан первый бал Наташи Ростовой, - главы XVI и XVII (т. II, ч. III).

Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголённые шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо. Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на неё указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих...

...Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с её удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле неё, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к её внутреннему счастию. В то время как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцевала по зале, князь Андрей любовался в особенности на её робкую грацию... Когда кавалер оставил её, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур. «Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», - сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на неё. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову! - подумал князь Андрей. - Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж... Это здесь редкость», - думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.

Кадр из фильма «Война и мир» (режиссёр С. Бондарчук, 1965).

II. Какое впечатление произвела на вас Наташа? С какой целью автор в этом эпизоде сравнивает Наташу и Элен? Объясните в связи с этим значение выражений светский отпечаток и говоренные речи.

III. Что особенно привлекло князя Андрея в Наташе? Как говорит Толстой о его чувствах Болконского к ней?

IV. Вспомните чувства Пьера после свидания с Элен, сравните их с чувствами, которые испытывает князь Андрей к Наташе на балу. Прокомментируйте авторское отношение к обеим героиням, привлекая цитаты.

219. I. Влюблялись ли вы неожиданно, с первого взгляда? Какие эмоции вы переживали? Хотелось ли вам поделиться своим чувством? Прочитайте, как пишет об этом Лев Толстой в главе XX (т. II, ч. III).

Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.

- Ну, душа моя, - сказал он, - я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблён, мой друг.

Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжёлым телом на диван подле князя Андрея.

- В Наташу Ростову, да? - сказал он.

- Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без неё. Но может ли она любить меня?.. Я стар для неё... Что ты не говоришь?..

- Я? Я? Что я говорил вам, - вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. - Я всегда это думал... Эта девушка такое сокровище, такое... Это редкая девушка... Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь... И я уверен, что счастливее вас не будет человека.

- Но она?

- Она любит вас.

- Не говори вздору... - сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.

- Любит, я знаю, - сердито закричал Пьер.

- Нет, слушай, - сказал князь Андрей, останавливая его за руку. - Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать всё кому-нибудь.

- Ну, ну, говорите, я очень рад, - говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея.

Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но за то ему он уже высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить её или обойдётся без его согласия, то он удивлялся, как на что-то странное, чуждое, от него не зависящее, на то чувство, которое владело им.

- Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, - говорил князь Андрей. - Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина - все, где её нет, там всё уныние и темнота...

- Темнота и мрак, - повторил Пьер, - да, да, я понимаю это.

- Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.

- Да, да, - подтверждал Пьер, умилёнными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

II. Что нового об Андрее Болконском и Пьере Безухове вы узнали из этого отрывка?

III. Кого из героев вы бы хотели видеть своим другом? Почему?

IV. Используя данный текст, объясните фразеологизм эгоизм счастья.

Литературоведческий комментарий

220. I. Прочитайте текст. Как вы понимаете выражение диалектика души?

Вы заметили, какие интересные, сложные, а порой противоречивые герои действуют в романе Льва Толстого «Война и мир»? Создавая их, писатель стремился показать внутреннее восприятие ими происходящего - обращал внимание читателя на нравственные ценности каждого из них. Именно в контексте произведений Толстого говорят о «диалектике души» в литературе - постоянном описании внутреннего мира героев, их движении и духовном развитии.

Толстой показал переломные моменты в жизни героев романа - Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова и других. Эти личности меняются и вырастают - через борьбу и страдания, через тяжести и радости, через жизненные взлёты и падения. Именно потому так многообразны детали, характеризующие различные чувства героев. Например, исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков для описания выражения глаз, которые недаром называют «зеркалом души». По числу это может сравниться только с многообразием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональное состояние героев.

Герои Толстого близки ему самому, потому что он тоже стремился к нравственным и духовным поискам, желал совершенствоваться и двигаться вперёд. Показывая истинное лицо каждого из действующих персонажей, их искренние побуждения и переживания, писатель демонстрировал своё личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек.

II. Приведите примеры художественных деталей, внутренних монологов и других средств психологизма, которые использует писатель.

Читаем, размышляем, интерпретируем

221. I. Прочитайте главу XXIII (т. II, ч. III), в которой описано сватовство князя Андрея к Наташе Ростовой.

...Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» - спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошёл к ней, опустив глаза.

- Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться? - Он взглянул на неё, и серьёзная страстность выражения её лица поразила его. Лицо её говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял её руку и поцеловал.

- Любите ли вы меня?

- Да, да, - как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.

- О чём? Что с вами?

- Ах, я так счастлива, - отвечала она, улыбнулась сквозь слёзы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.

Князь Андрей держал её руку, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью, тяжёлое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьёзнее и сильнее.

- Сказала ли вам маман, что это не может быть раньше года? - сказал князь Андрей, продолжая глядеть в её глаза...

- Вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов, и не понимала.

- Как ни тяжёл мне будет этот год, отсрочивающий моё счастие, - продолжал князь Андрей, - в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать моё счастие; но вы свободны: помолвка наша останется тайной, и ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы... - сказал князь Андрей с неестественной улыбкой...

- Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! - вдруг заговорила Наташа... - Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. - Она взглянула в лицо своего жениха и увидала в нём выражение сострадания и недоумения. - Нет, нет, я всё сделаю, - сказала она, вдруг остановив слёзы, - я так счастлива!

II. Как меняется чувство Андрея к Наташе в ответственный момент его жизни? Можно ли назвать это «диалектикой» его души?

222. Признаваясь Пьеру в своей любви к Наташе - глава XXII (т. II, ч. III), Андрей говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить её или обойдется без его согласия. Но, как видим, он съездил к отцу и принял его, а не своё решение по поводу брака. Как этот поступок характеризует Болконского-младшего? Он честно дает Наташе год для проверки её чувств, красиво «обставляет» свою нерешительность или жалеет отца, уважая его возраст? Почему Наташа была не готова к такому предложению? Свои высказывания стройте, опираясь на текст главы глав XXII и XXIII (т. II, ч. III).

223. I. Прочитайте и проанализируйте самостоятельно главы VII-XV (т. II, ч. V). о поездке Ростовых к старому князю Болконскому, знакомстве Наташи с семейством Курагиных и её ощущение себя в «безумном мире, в котором нельзя было знать, что хорошо, что дурно», её переживаниях по поводу чувств к Андрею и Анатолю Курагину.

Обсуждаем проблемный вопрос

Прочитайте отрывок из статьи Наталии Долининой и обсудите вопрос, поставленный литературоведом.

Вспомните, например, её [Наташи] увлечение красавцем Анатолем Курагиным. Как это могло случиться? Лучше даже сформулировать вопрос иначе: зачем писатель позволил Наташе совершить эту ошибку? И ещё один уточняющий вопрос: что предопределило увлечение героини романа безнравственным человеком? Почему она, уже невеста князя Андрея, наделённая необыкновенной чуткостью, не разглядела обмана?

Читаем, размышляем, интерпретируем

224. Перечитайте главу XX (т. II, ч. V). Каким героем - волевым или бесхарактерным - кажется вам Пьер Безухов? Можно ли считать его ключевой фигурой в романе «Война и мир»? Почему?

225. Какими предстают перед вами каждый из молодых людей - Пьер и Анатоль, выросшие и воспитанные примерно в одинаковых условиях? Как в этом небольшом фрагменте Толстой показывает их различные представления о чести и достоинстве?

226. Прочитайте главу XXI (т. II, ч. V). Как характеризует князя Андрея его отказ простить поступок Наташи? Понятны ли вам его переживания? С помощью каких художественных средств писатель передаёт их в этой главе?

227. Анализируя «Войну и мир», литературоведы разделяют героев на тех, кто живёт умом, и тех, кто подвластен «жизни сердца». Кто из героев - князь Андрей, Пьер, Наташа - живёт умом, а кто сердцем?

228. I. Перечитайте отрывок из главы XXII (т. II, ч. V).

...Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою её ожидал Пьер), стояла посередине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему, или подождать его. Пьер поспешно подошёл к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтобы петь, но совсем с другим выражением.

- Петр Кирилыч, - начала она быстро говорить, - князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, - поправилась она (ей казалось, что всё только было и что теперь всё другое). - Он говорил мне тогда, чтоб обратиться к вам...

Пьер молча сопел носом, глядя на неё. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать её; но теперь ему сделалось так жалко её, что в душе его не было места упреку.

- Он теперь здесь, скажите ему... чтоб он прост... простил меня. - Она остановилась и ещё чаще стала дышать, но не плакала.

- Да... я скажу ему, - говорил Пьер, - но... - Он не знал, что сказать. Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру.

- Нет, я знаю, что всё кончено, - сказала она поспешно. - Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё... - Она затряслась всем телом и села на стул. Ещё никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.

- Я скажу ему, я всё ещё раз скажу ему, - сказал Пьер, - но... я бы желал знать одно...

«Что знать?» - спросил взгляд Наташи.

- Я бы желал знать, любили ли вы... — Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нём, — любили ли вы этого дурного человека?

- Не называйте его дурным, — сказала Наташа. — Но я ничего, ничего не знаю... - Она опять заплакала. И ещё больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слёзы, и надеялся, что их не заметят.

- Не будем больше говорить, мой друг, - сказал Пьер. Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос. - Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас - считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь - не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, - вспомните обо мне. - Он взял и поцеловал её руку. - Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... - Пьер смутился.

- Не говорите со мной так: я не стою этого! - вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал её за руку. Он знал, что ему нужно что-то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.

- Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей.

- Для меня? Нет! Для меня всё пропало, - сказала она со стыдом и самоунижением.

- Всё пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

II. Какова была первая реакция Пьера на опрометчивый поступок Наташи? Почему, увидев её, Пьер не осуждает, а сочувствует юной графине? Прокомментируйте прочитанный отрывок с позиций «диалектики души» Л. Толстого.

III. На основе анализа этого и предыдущих отрывков оцените участие Пьера в сложной жизненной ситуации, в которой оказались его самые близкие друзья. Какие качества его личности проявляются здесь с особой силой?

Расширяем культурный кругозор

229. I. Прочитайте текст.

За более чем 100 лет роман-эпопея «Война и мир» был экранизирован девять раз, что говорит об актуальности романа для сегодняшних читателей и зрителей. Наиболее удачные из них - фильм 1956 года, снятый в Голливуде (режиссёр К. Видор), где роль Наташи Ростовой сыграла Одри Хепберн. Фильм вызвал бурю обсуждений, получил три номинации на премию «Оскар» Американской киноакадемии и премию «Золотой глобус». Второй фильм снял режиссёр Сергей Бондарчук (см. с. 175, 179). Работа над ним началась в 1961 году, а на экранах фильм появился в 1965-1967 годах в четырёх частях. Роль

Наташи Ростовой сыграла Людмила Савельева. Сам Бондарчук сыграл роль Пьера Безухова. Кинокартина получила главную премию Московского международного кинофестиваля (1965) и премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В этой картине была поставлена самая массовая сцена - в битве за Бородино снималось более 120 000 человек.

«Война и мир» Сергея Бондарчука по сей день считается лучшей и наиболее полной экранизацией романа-эпопеи Льва Толстого. Сценаристы и режиссёр сделали всё, чтобы фильм как можно больше соответствовал первоисточнику.

Последующие экранизации предпочитали частично отойти от политической темы и поставить акценты на сложной любовной линии. В том числе это касается и последней экранизации (2016) - мини-сериала, снятого британской телерадиокомпанией ВВС (режиссер Т. Харпер).

Постер к американскому фильму «Война и мир» (1956)

II. Подготовьте сообщение с видеорядом об экранизациях «Войны и мира» или исполнителей главных ролей какой-либо виденной вами экранизации (по выбору).

III. Рассмотрите иллюстрацию. Кто из актрис больше всего соответствует вашему представлению о Наташе Ростовой?

Одри Хепберн

Людмила Савельева

Лили Джеймс

Выполняем домашнее задание

230. Задание на выбор.

I. Литературный критик Сергей Бочаров, говоря об особенностях романа «Война и мир», пишет, что главное в нём не единство действия, связующее всех героев, а жизненные ситуации, в которые они попадают. Прочитайте и проанализируйте главы III-V (т. I, ч. III). Как ведут себя Анатоль Курагин и Марья Болконская в ответственные моменты своей жизни? С помощью каких средств Толстой психологически достоверно показывает различия в их жизненных установках? Запишите примеры в тетради.

II. Используя материал учебника и примеры из романа Л. Толстого подготовьте сообщение о «Войне и мире» как романе-эпопее.

III. В чём состоит суть различий между монологом и внутренним монологом? Подтвердите свои тезисы примерами внутренних монологов из «Войны и мира»

IV. В романе «Война и мир» важную роль для понимания душевного состояния героев играют пейзажные образы-символы. Прочитайте главы I-III (т. II, ч. III) и подготовьте сообщение «Пейзаж как одно из главных художественных средств в романе “Война и мир”» (устно).

V. Литературовед Дмитрий Бак считает, что «Войну и мир» можно читать, начиная с любого места; этот роман настолько универсален, что каждый из читателей может найти в нем ответ на любой волнующий его вопрос. Напишите на основе прочитанных вами глав эссе «Мои любимые страницы в романе Л. Толстого “Война и мир”»

VI. Напишите пост «Почему стоит читать “Войну и мир”» и разместите его в социальных сетях.