Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Фидкевич - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Лирические стихотворения

Анализируем, комментируем

151. I. Прочитайте отрывок критической статьи русского философа Владимира Соловьёва о поэзии Фёдора Тютчева.

И. фон Рехберг. Портрет Ф.И. Тютчева (1838)

Ему не приходилось искать душу мира и безответно приветствовать отсутствующую: она сама сходилась с ним и в блеске молодой весны, и в «светлости осенних вечеров»; в сверканье пламенных зарниц и в шуме ночного моря она сама намекала ему на свои роковые тайны. В этом нет ещё ничего особенного. Живое отношение к природе есть существенный признак поэзии вообще, отличающий её от двоякой прозы: житейско-практической и отвлеченно-научной. Но у Тютчева... важно и дорого то, что он не только чувствовал, а и мыслил, как поэт, - что он был убеждён в объективной истине поэтического воззрения на природу:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

II. О каком отношении Тютчева к природе говорит В. Соловьев?

III. Почему свою мысль философ иллюстрирует известным четверостишием поэта?

152. I. Рассмотрите фотопортрет Фёдора Тютчева и прочитайте текст.

О наружности своей он вообще очень мало заботился: волосы его были большею частью всклокочены и, так сказать, брошены по ветру, но лицо было всегда гладко выбрито; в одежде своей он был очень небрежен и даже почти неряшлив... роста был небольшого; но этот широкий и высокий лоб, эти живые карие глаза, этот тонкий выточенный нос и тонкие губы, часто складывающиеся в пренебрежительную усмешку, придавали его лицу большую выразительность и даже привлекательность.

Александр Георгиевский

Мир писателя

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

153. I. Прочитайте текст.

Федор Иванович Тютчев пронёс через десятилетия самобытное видение красоты мира и глубин души человека. Современники отмечали его необыкновенную силу лирического пафоса и лирическую смелость и называли его «поэтом мысли».

Он происходил из старинного дворянского рода и отличался тонкой и изящной духовной организацией. Блестяще образованный и остроумный, одинаково хорошо писавший по-русски и по-французски (у него есть цикл французских стихотворений), Тютчев стал заметной фигурой в светских и литературных салонах своего времени. Поэта знали и ценили Тургенев, Гончаров, Достоевский, Лев Толстой, а его отзывы об их романах были метки и оригинальны. Острые и парадоксальные афоризмы поэта впоследствии составили особый сборник - «Тютчевиану». Французские его письма и статьи также литературны, полны отточенных афоризмов и острот, глубоких суждений о политике и литературе. Но главной в этой жизни остается лирика, «поэзия мысли» как великое открытие и наследие Ф. Тютчева. «Мыслью, как тончайшим эфиром, обвеяно и проникнуто почти каждое его стихотворение. Большей частью мысль и образ у него нераздельны. Мыслительный процесс этого сильного ума, свободно проникавшего во все глубины знания и философских соображений, в высшей степени замечателен. Он, так сказать, мыслил образами», - писал исследователь его творчества Иван Аксаков.

Лирик-мыслитель Тютчев был непревзойдённым мастером малой поэтической формы, его лучшие стихотворения обычно коротки, состоят из одной-трех строф. Л. Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувство. Эти характеристики отражают преобладающее в стихотворении начало. Они могут служить своеобразной классификацией лирики Тютчева. Глубина преобладает в философской лирике, красота - в лирике природы, а страстное чувство сильней всего выражено в стихах о любви.

По Всеволоду Сахарову

II. Почему Тютчева называют «поэтом мысли»?

III. Каковы главные особенности поэзии Фёдора Тютчева? Как характеризовал его стихотворения Лев Толстой?

Литературоведческий комментарий

154. I. Прочитайте текст. Определите его значение для вашей учебной деятельности. Составьте основные тезисы текста.

ОБ АНАЛИЗЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Отличительная черта лирики - это художественное оформление мысли и чувства поэта в образ-переживание, который находит воплощение в особом словесном выражении. В лирическом образе, выраженном в слове, сохраняется «душевное движение», пафос, мысль автора. Кроме того, лирика и самый субъективный род литературы, так как поэт делится с читателями своими мыслями и чувствами, и самый «всеобщий», так как лирическое стихотворение способно разбудить ответное чувство и в читателе-современнике, и в последующих поколениях.

Художественный, а в особенности лирический текст, порождает вокруг себя поле возможных толкований. Чем значительнее, глубже произведение, чем дольше живёт оно в памяти человечества, тем шире расходится угол возможных в читательском восприятии интерпретаций. Но интерпретации художественного текста должен предшествовать его анализ. Только изучив лирический текст в смысловом и в историко-культурном контексте, можно добиться более глубокого понимания и более оригинальных и самостоятельных интерпретаций.

Универсального «ключа» к любому стихотворению нет, и задача читателя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Даже самые подготовленные читатели не могут до конца исчерпать смысл лирического текста, и каждое следующее поколение способно открыть в шедеврах поэзии что-то новое.

Единственным общим принципом анализа поэтического произведения является тип его композиции. Композиция стихотворения связана с его темой и подчинена задаче раскрытия его художественной идеи. Содержание лирического стихотворения включает последовательное изображение чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы и т. д.

В лирическом стихотворении литературоведы находят и «лирический сюжет», понимаемый как движение лирического образа, и материальный мир, то есть вещи, природу, людей. Но они не изображаются сами по себе, а рождают у поэта мысли, чувства, ряд ассоциаций, составляющих лирический образ.

В поэтическом произведении существует лирический зачин, который настраивает читателя на определённую эмоциональную волну. В центральной части стихотворения обычно развиваются тематические образы. Их можно разделить на три основных типа: сопоставление двух образов; развитие одного центрального образа; логическое рассуждение.

Важнейший элемент композиции лирического стихотворения - его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.

На этапе общения с текстом рождаются собственные раздумья читателя, его первые оценки, начинается синтез появившихся наблюдений, причем, чем глубже был внутренний анализ текста, чем больше «уровней» сумел в нём обнаружить читатель, тем выше его понимание произведения и многограннее связанное с ним ощущение эстетической картины мира.

После чтения и анализа следует личностная интерпретация текста, то есть высказываются читательские идеи, оценки, чувства, которые стали результатом переживаний, переосмыслений, связанных с восприятием лирики.

По Владиславу Холшевникову

II. Раскройте понятие «образ-переживание».

III. Поразмышляйте, почему художественное произведение, а лирическое особенно, может иметь множество интерпретаций (толкований). Какова роль при этом анализа художественного текста?

IV. Каков общий принцип анализа поэтического произведения? Что значит «найти ключ» к лирическому тексту?

Читаем, размышляем, интерпретируем

155. I. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева, посвящённое его второй жене - Эрнестине Дернберг (написано в 1858 г.)

* * *

Она сидела на полу

И груду писем разбирала -

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела —

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо-пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно-грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

II. Обратите внимание на картину, описанную в первых двух строфах. Как помогают понять настроение лирической героини найденные поэтом сравнения?

III. Прокомментируйте эпитеты третьей строфы. Какие чувства они передают?

IV. Каким показан лирический герой в стихотворении? Поразмышляйте, почему образ любимой женщины представляется ему «милой тенью».

156. I. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева и рассмотрите репродукцию картины Ильи Репина «Летний пейзаж» (1879). Как изображён летний вечер в произведении?

И. Репин. Летний пейзаж (1879)

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Уж солнца раскалённый шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звёзды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течёт меж небом и землёю,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобождённая от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

II. Проанализируйте метафоры первых двух строф стихотворения. Можем ли мы назвать его пейзажной зарисовкой?

III. Литературовед Дмитрий Бак считает, что ключевая ситуация в поэзии Тютчева - это встреча человека и природы, причём природа у него обладает многими свойствами человека, его характера и даже его тела. Прокомментируйте в этой связи третью и четвёртую строфы. Приходилось ли вам испытывать подобное наслаждение летним вечером? Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками.

IV. Как вы считаете, отразились ли на полотне чувства и переживания, о которых писал Тютчев? Приведите свои аргументы.

157. I. Прочитайте стихотворение.

ДЕНЬ И НОЧЬ

На мир таинственный духов1,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День - сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

О чём размышляет поэт в этом стихотворении? Какие художественные образы привлекли ваше внимание?

С помощью каких изобразительных средств создаётся образ дня и образ ночи? В чём философский смысл противопоставления этих образов? Почему нам «страшна» ночь?

Какой образ является связующим, ключевым в стихотворении? Прокомментируйте его. Как он помогает нам раскрыть идею, воплощённую автором? Обратите внимание на поэтическую лексику, использованную Тютчевым: к какому стилю речи относятся слова златотканый, сей, роковой словесные формулы человеков, духов, меж ей и нами? С какой целью употребляет их поэт? Порассуждайте, почему стихотворение «День и ночь» относится к философской лирике.

Расширяем культурный кругозор

158. I. Прочитайте текст.

Композиторы обратились к поэзии Тютчева ещё при жизни поэта. Но именно Пётр Чайковский открыл для публики в его поэзии неисчерпаемый источник для музыкального творчества, написав романсы «Как над горячею золой», «Песня Миньоны», «Слёзы людские». Неоднократно к поэзии Тютчева обращался Сергей Танеев, но, пожалуй, лирика поэта оказалась наиболее близка Сергею Рахманинову. Этим композитором написаны романсы «Весенние воды», «Всё отнял у меня», «Сей день я помню», «Ты знал его», «Фонтан».

По Татьяне Кушниренко

II. Подготовьте аудиопрезентацию одного из романсов на стихи Ф. Тютчева, сопроводив её рассказом об истории создания музыкального произведения.

1 Духов - Ф. Тютчев использует устаревшую форму слова дух с ударением на втором слоге.

Выполняем домашнее задание

159. Задание на выбор.

I. Используя результаты анализа стихотворений Тютчева в классе, создайте его письменную интерпретацию одного из прочитанных стихотворений (по выбору).

II. Выберите и самостоятельно проанализируйте два-три стихотворения Ф. Тютчева о природе. Прочитайте их одноклассникам и обоснуйте свой выбор.

III. Найдите информацию в Интернете о стихотворениях «Денисьевского цикла». Представьте её в классе в форме видеопрезентации.

Анализируем, комментируем

160. I. Прочитайте отрывок из статьи литературоведа Лии Розенблюм. О каком событии в жизни Фета говорится в нём?

В путевых очерках «Из-за границы» (1856-1857) Фет говорит о тех потрясающих впечатлениях, которые пережил он в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской.

Рафаэль. Сикстинская мадонна (1513-1514)

Венера Милосская (ок. 130-100 г. до н. э.)

Главная мысль Фета о непостижимости этих вершинный явлений и скусства для рационалистического познания, о совсем иной природе поэтической идеи. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, - пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение на приходила мысль о живописи и искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастью, нрикогда не постигну». И далее - о Венере: «Что касается до мысли художника, - её тут нет. Художник не существует, он весь перешёл в богиню... Ни на чём глаз не отыщет тени преднамеренности; всё, что вам невольно поёт мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, всё остальное - его профанация1». И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может...»

1 Профанация (книжн.) - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление.

II. В чём, по мнению поэта, состоит предназначение произведения искусства?

III. Рассмотрите репродукцию картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» и фотографию скульптуры Венеры Милосской неизвестного автора. Как вы понимаете выражение А. Фета «Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля»?

Мир писателя

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

161. I. Прочитайте текст.

Фет родился, чтобы поэтически воплотить стремление человека к красоте, в этом и заключалась «тайна его личности». «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», - признавался он.

В 1843 году в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение тогда ещё никому не известного 23-летнего поэта «Я пришёл к тебе с приветом...», где он возвещал о радостном блеске солнечного утра и страстном трепете молодой весенней жизни, о жаждущей счастья влюблённой душе и неудержимой песне, готовой слиться с веселием мира. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знали во всей русской поэзии!» — воскликнул тогда критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве Фета.

Фет всегда тяготел к темам так называемого «чистого искусства»: темам природы и любви. Искусство для него связано лишь с вечным идеалом красоты. В своих статьях он развивал эти идеи: «...Единственная задача искусства — передать во всей полноте и чистоте образ, в минуту восторга возникший перед художником, и другой цели у искусства быть не может».

Шепнуть о том, пред чем язык немеет

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

Ничему грубому, жестокому, вульгарному, безобразному доступа в мир фетовской лирики нет. Она соткана только из красоты. «У всякого предмета, - пишет Фет, - тысячи сторон, но художнику дорога только одна сторона предметов: их красота...»

Эту красоту Фет видел в самых обычных будничных предметах. Я. Полонский вспоминал: «Юный Фет, бывало, говорил мне: “К чему искать сюжеты для стихов: сюжеты эти на каждом шагу, - брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжеты”».

Неизвестный художник. Портрет А. А. Фета (1840-е гг.)

Устало всё кругом:

Устал и цвет небес.

И ветер, и река, и месяц, что родился...

Критики недоумевали: как может цвет небес устать? Как может минувшее улыбаться? При таком словоупотреблении стушёвывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Эпитет уже не столько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Редакторы ставили на полях его рукописей пометки: «не понимаю», «что это значит?», «чушь!» И это непонимание сопровождало Фета всю жизнь.

Особенности художественной манеры Фета - в стремлении передавать те чувства и озарения, которые невозможно определить точным словом, а можно только «навеять на душу» читателя. В умении уловить неуловимое, дать название тому, что до него было лишь смутным, мимолётным ощущением души человеческой.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И тёмный бред души, и трав неясный запах...

С лирической дерзостью связан и такой момент фетовской лирики, как её музыкальность. Когда цель стиха - не смысловое сообщение, а передача настроения, чувства. Однажды в письме Льву Толстому Фет, в очередной раз сокрушаясь, что в словах передать ничего нельзя, написал: «Всё понимается музыкой груди». Музыкальность Фета — это и есть мучительная и сладкая музыка груди, задевающая сердечные струны читателя, чтобы исторгнуть из них ответный звук.

По Наталии Кравченко

II. Порассуждайте, каковы, по мнению А. Фета, задачи поэтического искусства?

III. Каковы темы лирики А. Фета? В чём её необычность?

IV. Почему поэзия Фета была непонятна многим его современникам?

Читаем, размышляем, интерпретируем

162. I. Прочитайте стихотворение.

* * *

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

II. Выпишите ключевые слова этого поэтического текста. Прокомментируйте их роль в стихотворении.

163. І. Прочитайте стихотворение.

* * *

Шёпот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

I. Какое событие поэтически воплощено в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье...»? В чём необычность его грамматической и синтаксической форм?

II. Поработайте в парах. Проанализируйте звуковой строй этого стихотворения. Ознакомьтесь в связи с этим с оценкой поэзии А. Фета его современником — критиком Дмитрием Минаевым: «Муза г. Фета задалась грациозной работой подбирать звучные, мелодические слова, которые, будучи подобраны вместе, производят эффект своей музыкальностью. Весь процесс ее творчества состоит в том, что она ловит картинные выражения и из них лепит одну общую мозаику, вовсе не беспокоясь о том, будет ли смысл в целом произведении».

III. Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.

Обсуждаем проблемный вопрос

Ознакомьтесь с мнением литературоведа Александра Архангельского, которое он высказал, анализируя стихотворение А. Фета «Шёпот, робкое дыханье...».

Это стихи о любви. А о любви человек должен говорить без остановки, на одном дыхании, не «уходя в глаголы», называя вещи своими именами.

Согласны ли вы с этим мнением?

164. I. Прочитайте стихотворение.

* * *

Какая ночь! Как воздух чист,

Полночный свет, ты тот же день:

Как серебристый дремлет лист,

Белей лишь блеск, чернее тень,

Как тень черна прибрежных ив,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Как безмятежно спит залив,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Как не вздохнет нигде волна,

Да вместо страсти хочет грудь

Как тишиною грудь полна!

Вот этим воздухом вздохнуть.

II. Что главное в этом стихотворении Фета: изображение картин природы или чувств и настроений лирического героя?

III. После чтения стихотворения поделитесь впечатлениями с одноклассниками.

IV. Рассмотрите репродукцию картины Ефима Волкова «Тёплый вечер». Можно ли утверждать, что художник отразил на полотне те же чувства, о которых писал поэт? Обоснуйте свою точку зрения.

Е. Волков. Тёплый вечер (1913)

Литературоведческий комментарий

165. I. Прочитайте текст.

А. А. Фет говорил: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». По мнению поэта, «поэзия тем ещё прекрасна, что способна увести человека из мира страданий в мир высокого, единственно возможного счастья...» и «Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей...». В поэзии нет места сиюминутному, временному. Природа, любовь, красота — вот что должна воспевать лирика!

Фет неизменно четко различал поэзию и науку, поэзию и жизнь, жизнь и красоту жизни: «Насколько в деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении с вдохновением, настолько в практической жизни требую разумных оснований, подкреплённых опытом».

Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за камерный характер его поэзии. Поэтические шедевры Фета относили к «чистому искусству», в котором не находили отражения проблемы времени. Далеко не все современники поэта улавливали точность его наблюдений, тонкость восприятия мира, поэтическое и художественное мастерство.

II. Почему стихотворения Фета относят к поэзии «чистого искусства»? Порассуждайте на эту тему.

III. Дайте собственную оценку прочитанным вами стихотворениям Фета.

Расширяем культурный кругозор

166. I. Прочитайте текст.

Музыкальность - одна из особенностей поэзии А. Фета. Не случайно Фет считал, что «нет музыкального настроения - нет художественного произведения». Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета «на романс, написанный в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринятый». Композитор Пётр Чайковский писал: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а поэт-музыкант».

Чайковский создал несколько романсов на его стихи. Один из самых известных и пленительных: «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

Среди наиболее известных романсов следует также назвать «На заре ты ее не буди» А. Варламова, «Сад весь в цвету» А. Аренского, «Не отходи от меня», «Певице», «Серенада», «Свеж и душист твой роскошный венок» Н. Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» С. Танеева и другие.

По О. Охрименко

I. Какие особенности поэзии Фета «ориентируют» её «на романс»?

II. О каких известных романсах говорится в тексте? Какие из них вы слышали? Расскажите о своих впечатлениях.

Выполняем домашнее задание

167. Задание на выбор.

I. Представьте, что вы готовитесь к дискуссии о предназначении поэзии. Выберите, какую позицию вы будете отстаивать: защитников или критиков «чистого искусства». Составьте и кратко запишите ваши аргументы.

II. Подготовьте аудиопрезентацию одного из романсов на стихи А. Фета, сопроводив её рассказом об истории создания музыкального произведения.

III. А. Фета часто пародировали. Прочитайте его стихотворение «Чудная картина» и одноимённую пародию Д. Минаева. Какие особенности фетовской лирики осмеял критик? Что бы вы ему возразили?

* * *

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

* * *

Чудная картина!

Грезы всюду льнут:

Грезит кустик тмина,

Грезит сонный пруд,

Грезит георгина,

Даже, как поэт,

Грезит у камина

Афанасий Фет.

Грезит он, что в руки

Звук поймал, - и вот

Он верхом на звуке

В воздухе плывёт,

Птицы ж щебетали:

«Спой-ка нам куплет

О «звенящей дали»,

Афанасий Фет».