Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

66. АНТОН ЧЕХОВ. ХУДОЖНИК ЖИЗНИ. «ХИРУРГИЯ», «КРЫЖОВНИК»

1. С портрета О. Браза на зрителя смотрит строгий, печальный, задумчивый человек. Невероятная усталость, болезнь, страдания наложили свой отпечаток на облик писателя. Он сидит в кресле с высокой спинкой, обтянутой тёмно-зелёным бархатом, а весь портрет выдержан в холодных тонах. Современники упрекали художника в будничности позы, в которой он представил Чехова. Да и самому писателю портрет не очень нравился. А вот русский художник, историк искусства А. Бенуа хвалил Браза и писал, что будущие поколения по достоинству оценят его работу и будут благодарны за объективность исполнения. Что думаете по этому поводу вы? О чём говорит лично вам этот портрет писателя, к произведениям которого вы уже обращались раньше?

• В. Короленко, близко знавший Чехова, так нарисовал его облик при первом знакомстве: «Передо мною был молодой и ещё более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний... Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приёмов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще, в это первое свидание Чехов произвёл на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему ещё предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону Общее впечатление было цельное и обаятельное».

• Что общего в описании внешности Чехова и в фотографии двадцативосьмилетнего писателя (см. с. 273) вы видите? Сравните портрет А. Чехова кисти О. Браза с описанием впечатлений В. Короленко. Что изменилось во внешнем облике писателя за десять лет, разделяющих эти работы? Вспомните или узнайте из книг или Интернета, какие жизненные обстоятельства наложили свой отпечаток на внешность Чехова.

2. Об А. Чехове сохранилось много воспоминаний. Ознакомьтесь с некоторыми из них, данными в учебнике и электронной хрестоматии, и составьте на их основе рассказ о том, каким человеком был писатель, какие черты его характера, особенности личности привлекали людей и делали их навсегда друзьями. Что в духовном и душевном мире Чехова стало залогом гуманизма, альтруизма и неиссякаемой доброты, ярко выразившимися во всех его произведениях?

Жизнь Чехова — невероятна, его творчество — удивительно...

Обыкновенный человек, обыватель пришёл бы в ужас от каждодневного сумасшедшего ритма Чехова; читатель же долго оставался в недоумении: откуда в нём взялся целый мир героев, вещей, ситуаций, анекдотов, трагедий. Наш обыватель завидовал Чехову чёрной завистью, — сколько энергии, сколько силы; литератор же восклицал — с какой простотой и лёгкостью Чехов «разбил» зеркало русской литературы на тысячи осколков! И они были совершенно правы, даже не зная о том, какой мучительный, тяжёлый, требующий выдержки и силы воли гений выпал на его долю.

Удивительный был человек! Удивительный писатель. (Иван Бунин)

Многим казалось, что Чехов подобен волшебнику, у которого до всего есть дело и который всё может. Те же самые крестьяне ходили к своему «простоватенькому» барину — то с просьбой о постройке пожарного сарая, то с необходимостью колокольни — Чехов строил. Чехов покупал народные книжки — потом некий Фрол читал их всей деревне. Во время голода Чехов занялся «коммерцией» — отвешивал крестьянам полтора пуда зёрна, а брал лишь как за пуд; покупал по другим волостям лошадей, чтобы потом продать подешевле своим безлошадным...

Была в характере Чехова ещё одна «напасть» — «он был гостеприимен, как магнит» [К. И. Чук]. Едва только осваивался на новом месте, как тут же рассылал бесчисленные приглашения, угрожая вечными муками ада за неприезд. Усадьба Мелихово не избежала участи других квартир Чехова — превратилась в гостиницу. Писатели, девицы — почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники с сынишками... Антон Павлович при этом был центром, вокруг которого сосредотачивалось внимание всех. Естественно, от такого многолюдства Чехов уставал, но гостей не прогонял. (Вячеслав Лютов)

Чехов стремился писать так, чтобы читатели и зрители не просто переживали, страдали и плакали вместе с его героями, но чтобы это «сопереживание» наталкивало их на мысль: как же надо жить? Что сделать, чтобы жизнь стала иной? (Зиновий Паперный)

Чехов был несравненный художник. Художник жизни... И достоинство его творчества то, что оно понятно не только всякому русскому, но всякому человеку вообще. И благодаря искренности его, он создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде!.. Это единственный в своём роде писатель.

...Чехов — это Пушкин в прозе. Вот как в стихах Пушкина каждый может найти что-нибудь такое, что пережил сам, так и в рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли... (Лев Толстой)

• Прочитайте в электронной хрестоматии статью о жизни писателя в его подмосковном имении Мелихово, где им написано около 40 произведений. Как полученные | сведения дополнили ваши представления о личности писателя?

Теория литературы

Юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются доброжелательно, подчёркиваются недостатки и слабости человека или явления, незлая, добродушная улыбка. Как правило, юмор достигается спокойным, объективным повествованием, определённым подбором фактов, образных средств — эпитетов, метафор, сравнений.

Ирония — один из видов юмора, тонкая, затаённая насмешка. Иронический смысл достигается, например, преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют.

Сатира — особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. В сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех — главное острое и мощное оружие сатиры. Обличая зло, сатирик даёт читателю возможность представить положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу.

Читаем художественный текст

3. Рассказ А. Чехова «Хирургия» был написан в августе 1884 года и впервые опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки» за подписью А. Чехонте. Он написан по жизненным впечатлениям Чехова-доктора и его жанр был определён автором как сценка. Прочитайте рассказ в электронной хрестоматии и докажите, что он относится к юмористическим рассказам и действительно похож на разыгрывание перед читателем сценки из жизни.

• Определите, над какими пороками и недостатками людей смеётся Чехов, какими средствами достигается юмор в рассказе «Хирургия».

• В рассказе «Хирургия» нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создаётся полная картина о характерах героев. Каким образом это достигается? Приведите примеры из текста. Обратите внимание на «говорящие фамилии», портреты, одежду и речь персонажей, ремарки автора.

Теория литературы

Внутренний конфликт — развитие в душе героя противоречивых чувств, желаний, целей; внутренняя борьба персонажа с самим собой из-за необходимости выбора между чувством и долгом, между местью и благородством, между правдой и ложью. Внутренний конфликт делает персонаж более объёмным, и, соответственно, всё повествование более интересным.

4. Читая рассказ А. Чехова «Крыжовник» (в электронной хрестоматии он подан в сокращении), обратите внимание на героя, у которого в душе происходит внутренний конфликт. Определите, к каким выводам его приводит этот конфликт. Каково отношение самого автора к тому, что переживает его герой? Докажите примерами из текста и жизни Чехова.

Теория литературы

Художественная деталь (от франц. detail — подробность, мелочь, частность) — одно из средств создания образа; элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Художественная деталь может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета, интерьера, действия или состояния, речи героя и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Стремление автора к детализации продиктовано, как правило, задачей достижения исчерпывающей полноты изображения.

5. Прочитав рассказ А. Чехова «Крыжовник», скажите, каким человеком показался вам ветеринарный врач Иван Иванович. Каково его душевное состояние? Чем это вызвано? Приходилось ли вам задумываться над вопросом, каким должно быть счастье и можно ли достичь полного счастья?

• Как понимает смысл жизни брат Ивана Ивановича Николай Иванович? Достиг ли он своей главной жизненной цели? Сомневается ли сам Николай Иванович или доволен собой? Является ли истинным счастье для человека то, что кажется ему счастьем?

• Уверен ли Иван Иванович в том, что его брат достиг истинного счастья? Как он относится к такому счастью? Хочет ли такого счастья для себя самого? Почему он утверждает, что «счастья нет и его не должно быть»? Воплотил ли в жизнь он сам какие-либо из своих убеждений? Что происходит в душе Ивана Ивановича? Можно ли это чувство назвать внутренним конфликтом?

• Как относится автор к Ивану Ивановичу? В чём он с ним, очевидно, согласен, а в чём согласиться не мог? Отвечая на этот вопрос, учтите, что ещё в бытность Чехова его называли «человеком с молоточком». Что для него было тем молоточком, который всем довольным и счастливым напоминал стуком, что есть несчастные?

• Какие художественные детали помогают зримо представить происходящее и раскрыть суть образов? Почему самой выразительной художественной деталью в рассказе стал крыжовник?

6. Рассмотрите иллюстрацию современной художницы И. Затуловской, работающей в стиле арте пувера (итал. Arte Povera — бедное искусство) — художественного течения, последователи которого хотели освободить творчество от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, используя промышленные или нехудожественные материалы. (Подробнее о творчестве И. Затуловской вы можете прочитать в электронной хрестоматии). В чём вы видите оригинальность решения художницы как представительницы названного течения, в иллюстрировании рассказа А. Чехова? Если бы вы не знали содержания рассказа «Крыжовник», о чём бы вы подумали прежде всего, глядя на эту иллюстрацию?

• Зелёный цвет обычно имеет позитивное значение и ассоциируется с природой, молодостью, плодородием и жизненной силой. Что же, на ваш взгляд, обозначает зелёный цвет в иллюстрации И. Затуловской? Какие чувства вызывает, с какими вкусовыми ощущениями связывается лично для вас?

• Найдите в иллюстрации детали, которые свидетельствуют о её современности.

Дома

Выполните одно из заданий по выбору.

Представьте себя на литературной конференции, посвящённой творчеству А. Чехова. Вам нужно сделать доклад об эволюции художественного сознания писателя от юмориста до мыслителя, от насмешника до моралиста. Составьте тезисы вашего доклада, указав в них прочитанные в классе и самостоятельно произведения Чехова.

Напишите эссе на одну из тем:

• «Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар»;

• «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!».