Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

59. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». САМАЯ ЧИСТАЯ РАДОСТЬ

1. В заметках о путешествии по Швейцарии Л. Толстой писал: «Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда те самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют синеву далёкого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокую голубизну бесконечного неба...». И о том же — в одном из писем к жене: «Самая чистая радость — радость природы». Читая роман «Война и мир», вы заметили, какое важное значение имеет для автора изображение пейзажа, как он сливается с внутренним состоянием героев или оттеняет его. Вспомните описания природы в романе, расскажите, как их воспринимали вы.

С. Прокудин-Горский. Фотопортрет Л. Н. Толстого. 1908 г.

Литературоведческая справка

Известно, что изображение картин природы в литературном произведении являются одним из средств образного выражения замысла автора. В основе пейзажей романа Л. Толстого «Война и мир» лежит философская мысль о вечности природы и быстротечности человеческой жизни, они служат психологическим подтекстом, фоном происходящих событий и самым тесным образом связаны с главными героями, отражая их душевное состояние. Картины природы в романе намечают повороты в судьбах героев или всего народа, подчёркивают значимость определённых эпизодов, эмоционально передают взгляды и чувства самого автора.

Особенностями изобразительных средств создания пейзажей у Толстого являются:

• тонкий психологизм и в связи с этим использование приёма олицетворения;

• объёмность, стереоскопичность картин природы, достигаемые изображением в движении, звуках и красках, с игрой света и теней (использование тропов, антитезы);

• различие эмоциональных оттенков стиля — то вдумчиво-глубокого, то реалистически точного, то романтически-приподнятого, восторженно-величавого, то шутливо-обыденного.

Дополнительные сведения о роли картин природы в романе Л. Толстого «Война и мир», литературоведческую справку о художественном приёме параллелизма вы найдёте в электронной хрестоматии.

Читаем художественный текст

2. Прочитайте в электронной хрестоматии описание лунной ночи в Отрадном от слов «По опекунским делам...» до слов «...тотчас же заснул» (Том второй. Часть третья. Глава II).

Сравните восприятие красоты весенней ночи Наташей Ростовой, Соней и князем Андреем. Какую роль играет пейзаж в этом эпизоде? Какие толстовские особенности его изображения вы можете выделить?

3. Прочитайте в электронной хрестоматии описание зимней святочной ночи в X главе четвёртой части второго тома, когда ряженые Ростовы едут к Мелюковым, от слов «Две тройки были разгонные...» до слов «...думал Николай». Чем оно близко к картине ночи в Отрадном? При помощи каких изобразительных средств передано в этой картине движение, радость и молодость? Какую роль играют белый и чёрный цвета, а также их оттенки?

4. Рассмотрите в электронной хрестоматии иллюстрацию художника Н. Каразина «Поездка Ростовых на святках к Мелюковым». Найдите сходства и различия в словесном описании пейзажа святочной ночи и пейзажем, нарисованным художником. Расскажите, есть ли такие детали пейзажа в романе, на которые вы, возможно, обратили внимание только благодаря иллюстрации. Поделитесь своими размышлениями о том, находите ли вы необходимым и целесообразным сопровождать художественные тексты иллюстрациями?

5. Как замечают многие исследователи творчества Л. Толстого, пейзажи, поэтизирующие любовь, в романе «Война и мир» традиционно лунные, как в народных песнях, где большую роль играют звёзды, месяц, заря. Как подтверждаются эти заметки в описании восприятия Пьером Безуховым появления кометы 1812 года в московском небе? Почему писатель комету, которая в народе считается предвестником серьёзных потрясений, изображает как источник света? Что это за свет? Какой тьме он противопоставлен в пейзаже, изображённом во фрагменте текста XXII главы пятой части второго тома от слов «Куда? — спросил себя Пьер...» до слов «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе». (см. материалы в электронной хрестоматии).

6. Природа для Л. Толстого — критерий красоты и правды, символ мира и единения. Прочитайте в электронной хрестоматии картины природы, изображающие Бородинское поле перед битвой и после неё в XXX главе от слов «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя...» до слов «...сливаясь, виднелись по всему этому пространству» и в XXXIX главе второй части третьего тома от слов «Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах» до слов «Опомнитесь. Что вы делаете?» Найдите контрастные образы, которые служат для осуждения войны как дела неприродного, неестественного для людей.

Дома

Напишите эссе на одну из тем на выбор:

• Природа — равноправный герой романа Л. Толстого «Война и мир».

• Символический образ высокого неба.

• Связь пейзажей с духовной эволюцией героя (герой / героиня — на выбор).

• Пейзажи в романе «Война и мир» — мои верные помощники.