Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

57. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». ЛЮДИ КАК РЕКИ

1. Ознакомьтесь с высказываниями. Поделитесь своими мыслями о том, что их объединяет. Что, на ваш взгляд, вкладывает в понятия «герои» и «люди» Лев Толстой? Согласны ли вы с его утверждением, что для художника «не должно быть героев, а должны быть люди»? Как, по-вашему, соотносятся те же понятия «героев» и «людей» в высказывании Николая Николаевича Страхова?

• Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета.... Для историка, в смысле содействия, оказанного лицом какой-нибудь одной цели, есть герои; для художника, в смысле соответственности этого лица всем сторонам жизни, не может и не должно быть героев, а должны быть люди.

Лев Толстой

• Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых и будущих.

Николай Страхов

Теория литературы

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, при помощи которого писатель раскрывает характер героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В художественной литературе портрет является одним из средств характеристики персонажа, используемых в композиционном единстве с другими средствами: развёртыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, внутренним монологом, описанием обстановки и др. Портрет является одной из сторон художественного образа и отличается особой зрительной наглядностью, вместе с пейзажем и бытовыми описаниями он придаёт произведению особую силу изобразительности.

В литературе XIX века выделяются два основных вида портрета: экспозиционный и психологический. Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов и других примет внешности, важных для создания определённого социального типа, например — чиновника, крестьянина.

В психологическом портрете преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера, внутреннего мира, душевных движениях и переживаниях. Психологический портрет, как особый вид реалистического портрета, подчёркивает индивидуально-неповторимое в героях, их вовлечённость в динамический процесс жизни. В нём подробное перечисление черт наружности уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования.

Читаем художественный текст

2. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты романа «Война и мир», посвящённые Наташе Ростовой: VIII главу первой части первого тома от слов «Наступило молчание...» до слов «...Борис не рассмеялся», XV главу первой части второго тома от слов «Наташа взяла первую ноту...» до слов «... не испортив его» и X главу первой части эпилога от слов «Наташа вышла замуж...» до слов «... ещё более привлекательна, чем прежде». Определите, как в портретной характеристике героини проявляется эволюция её личности, связанная с определёнными жизненными событиями, душевными переживаниями. Какие детали делают этот портрет динамичным и узнаваемым? Сопоставьте портреты Наташи Ростовой, созданные художниками Дементием Шмариновым, Елизаветой Бём и Александром Николаевым (см. материал в электронной хрестоматии). Героиня изображена на них в разные периоды её жизни, что же даёт понять, что это именно она? Чьё понимание характера Наташи Ростовой вам ближе?

3. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты романа «Война и мир», посвящённые княгине Марье Болконской: XXII главу первой части первого тома от слов «Княжна Марья возвратилась...» до слов «...как скоро она смотрелась в зеркало», III главу третьей части первого тома от слов «Маленькая княгиня поднялась...» до слов «...приготовляясь к рыданиям» и VI главу первой части четвёртого тома от слов «Когда Ростов вошёл в комнату...» до слов «...главное, чем он сам». В чём вы видите сходство и отличие портретных характеристик княгини Марьи и Наташи Ростовой? Какая деталь в портрете Марьи остаётся постоянной в любых жизненных ситуациях? Чем вы можете это объяснить?

Рассмотрите в учебнике и в электронной хрестоматии иллюстрации художников К. Рудакова и А. Николаева, изображающие княжну Марью. Что стремился подчеркнуть в своей героине каждый из художников? Какую роль играет фон в каждой из работ? Помогают ли иллюстрации понять сущность характера героини? Совпадают ли они с вашими представлениями о ней?

Константин Рудаков. Княжна Марья. 1946 г.

Теория литературы

«Диалектика души» — одна из форм психологического анализа, психологизма в художественном произведении, картина душевной жизни героев; подробное воспроизведение процесса зарождения, оформления, развития мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, переход одних в другие, сложный постепенный переход одного чувства в другое, сочетание, борьба двух начал в душе персонажа, перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п. В литературоведении термин появился в связи с творчеством Л. Толстого.

4. По мысли Л. Толстого, нравственный уровень человека зависит от его способности к духовному совершенствованию и развитию. Проводя героев своего романа «Война и мир» через множество испытаний, позволяя им ошибаться, сбиваться с правильного пути, возвращаться на него, искать и находить истину, писатель утверждает, что только человек, способный исправлять свои ошибки, не останавливаться в развитии, постоянно самосовершенствоваться, «биться», «бороться и лишаться», достоин любви и счастья. Способность меняться, стремиться к лучшему, к идеалу стала для писателя определяющей в его отношении к собственным героям. У него есть герои любимые и нелюбимые. Кого можно назвать любимыми героями Толстого в романе, а кого — нелюбимыми? А кто-то, возможно, занимает среднее положение? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная схема.

Задумайтесь над высказыванием Л. Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою». Как это убеждение писателя реализовано в изображении его любимых персонажей? Какую роль в этом играет особый психологизм — «диалектика души»? Почему непохожи на реки нелюбимые персонажи Толстого?

Читаем художественный текст

5. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагменты XVI и XVII глав первой части третьего тома романа «Война и мир» от слов «Болезнь Наташи была так серьёзна...» до слов «...которой она знала несколько примеров», где описывается состояние Наташи Ростовой после попытки побега с Анатолем Курагиным. Какими художественными средствами изображает Толстой «диалектику души» героини? Почему в этом описании нет внутреннего монолога, портретной характеристики, что так характерно для автора «Войны и мира»?

6. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагмент о Наташе Ростовой в период после смерти князя Андрея Болконского — из I главы четвёртой части четвёртого тома романа от слов «После того как она почувствовала...» до слов «...она проникает тайну...». Что изменилось в описании Толстым психологического состояния героини? Какие средства изображения «диалектики души» Наташи помогают точно передать сложность и глубину её внутреннего переживания?

• Рассмотрите иллюстрацию художника Д. Шмаринова к прочитанному эпизоду, сопоставьте описание состояния Наташи Толстым и Шмариновым. Обратите внимание на позу героини, её взгляд, руки, пальцы, на интерьер комнаты. Удалось ли художнику отразить внутреннее состояние героини, «диалектику её души»?

Дома

Можно ли сказать, что Наташа Ростова и Марья Болконская — любимые героини Л. Толстого? Подготовьте рассказ об одной из героинь на выбор, обращая особое внимание на динамику их духовного мира.

• Подготовьте рассказ о Наташе Ростовой по плану:

1. Первое знакомство с героиней.

2. Любовь к князю Андрею.

3. Трагическая пора жизни Наташи (увлечение Анатолем Курагиным).

4. Наташа в дни войны 1812 года (патриотический подъём, подводы для раненых).

5. Скорбные дни ухаживания за умирающим Болконским.

6. Возрождение Наташи для помощи матери, потерявшей сына.

7. Наташа — мать и жена в эпилоге романа.

• Подготовьте рассказ о княжне Марье по плану:

1. Княжна Марья — послушная дочь и внимательная сестра.

2. Стойкость и мудрость княжны Марьи в дни войны 1812 года.

3. Преображающая и возвышающая любовь к Николаю Ростову.

4. Роль княжны Марьи в молодой семье Ростовых.