Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

52. ЭССЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

1. Прочитайте письмо «Цель и самооценка» из публицистического цикла «Письма к молодёжи» Д. С. Лихачёва, написанное в форме эссе. Какую важную нравственную проблему исследует писатель?

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и ещё какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи — это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится — другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

• Проанализируйте структуру эссе.

• Какие черты публицистического стиля проявляются в тексте?

2. Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Какие языковые особенности публицистического стиля ярко проявились в тексте?

Все люди хотели бы жить в обществе, где благо каждого человека оборачивается благом для всех, и все живут в согласии друг с другом. Однако в этом непростом и противоречивом мире трудно найти равновесие между своим стремлением к счастью и желанием других быть счастливыми.

Каждый день мы сталкиваемся с различными ситуациями, требующими выбора: как поступить? Представьте себе, что вы уже стоите на пороге своей комнаты, чтобы убежать на важную и приятную для вас встречу. Вдруг звонит ваш близкий друг и говорит, что он попал в беду.

Что окажется для вас более важным — личная встреча или несчастье друга? Ведь вы не скажете ему, чтобы он оставил вас в покое, потому что сейчас вам недосуг заниматься его проблемами, не так ли?

Люди, определяя своё поведение в обществе, руководствуются нравственными принципами. Они проявляются в ответах на сложные вопросы, которые ставит перед человеком сама жизнь.

Нужно ли всегда быть честным или иногда, если этого требуют обстоятельства, можно немного солгать? Зависит ли счастье в первую очередь от обладания материальными благами, от высокого уровня жизни, или оно определяется чем-то другим (например, интересной, хотя и не очень высокооплачиваемой работой, хорошими отношениями в семье и т. д.)?

Рано или поздно молодой человек вынужден принимать сознательные решения в подобных нравственных ситуациях. От чего же зависят наши действия? Они определяются теми принципами, которые мы избираем в своей жизни.

Наши собственные поступки, отношение к нам со стороны других заставляют нас взглянуть в своё внутреннее зеркало и задаться вопросом: «Что я за человек и каким человеком я хочу стать?». Мало кто из нас признаётся себе, что он плохой. Вам не нравится, что окружающие указывают на ваши недостатки, но вы рады, когда вас хвалят и называют хорошим. Так уж устроен человек, что он стремится оказаться правым в споре и не любит ошибаться. Одним словом, в каждом из нас заложено подсознательное желание быть хорошим.

Однако что это означает — быть хорошим человеком? Если спросить десять разных людей, то наверняка вы получите десять разных ответов. Хотя все мы — подсознательно или осознанно — стремимся к добру, наши представления о том, что считать добром, а что — злом, могут быть ошибочными.

Чтобы отделить добро от зла, человек сверяется со своей совестью — внутренним голосом, помогающим принимать решения в сложных жизненных ситуациях. Совершая плохой поступок, вы чувствуете, что идёте против совести и нередко стремитесь заглушить её голос. (Елена Волкова)

• Проанализируйте структуру текста. Укажите тезис, который выдвигает автор, доказательства, которые приводит. Как заканчивается текст?

• Составьте на основе текста словарный диктант.

3. Поделитесь своими размышлениями по проблемам, которые поднимают авторы текстов в форме эссе. (Если вам нужна помощь в оформлении мыслей, обратитесь к теме 38.)

Дома

Пройдите тест для измерения уровня самоуважения и самооценки М. Розенберга. Тест Розенберга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов. Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведёнными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру: 4 — полностью согласен; 3 — согласен; 2 — не согласен; 1 — абсолютно не согласен. С интерпретацией ответов натест вы можете познакомиться в электронной хрестоматии.

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворён собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ к тесту. За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом: прямые вопросы: 1, 3, 4, 6; обратные вопросы — 2, 5, 7, 8, 9, 10 — баллы в них начисляются наоборот: 4 = 1, 3 = 2, 2 = 3, 1 = 4. Уровень самоуважения равен сумме баллов.