Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Давидюк - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

50. ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Читаем научный текст

Вы уже знаете, что жанр — это форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено прежде всего наличием в нём разновидностей, и в каждой разновидности множества типов текстов.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Разновидность стиля

Жанры

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, бакалаврская работа, магистерская работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог, энциклопедия

Научно-учебный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится тезис — утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чём говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объёма научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации — примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.

Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведённого исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

1. Ещё раз внимательно прочитайте таблицу (см. рубрику «Читаем научный текст»). Какую информацию она содержит? Есть ли в таблице незнакомые вам слова? Как вы думаете, почему некоторые жанры встречаются в таблице дважды, относясь к разным разновидностям стиля?

2. Прочитайте текст. Определите его жанр и разновидность стиля.

Лев Иванович Скворцов. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи».

Культуре речи, воспитанию заботливого отношения к родному языку, к слову посвящена эта книга. Автор совместно с читателем выясняет, почему и что следует сделать, чтобы сохранить богатство, выразительность русского языка.

Книга, адресованная старшеклассникам, может быть использована в качестве элективного курса не только в классах гуманитарного и филологического профилей, но и в любом образовательном учреждении, так как культура речи важна для всех.

• Сделайте синтаксический разбор двух последних предложений.

• Напишите аннотацию к вашему учебнику «Русский язык и литература».

3. Прочитайте. Как вы думаете, что представляет собой этот фрагмент текста? Составной частью какого жанра он является?

Введение

1. Экология слова: постановка проблемы

2. Культура русской речи и экология слова

2.1 Состояние речевой культуры общества на современном этапе

2.2 Соблюдение нормы — главное условие культуры речи

2.3 Пути повышения речевой культуры Заключение

Список использованной литературы

• Опираясь на план, определите тему реферата. Аргументируйте свой ответ.

4. Прочитайте отрывок из научной работы. Определите жанр работы. Какой частью работы является отрывок? Обоснуйте свой ответ.

Термин «экология» обычно употребляется в естественнонаучном смысле: как наука о биосфере, о взаимодействии человека с природой, как с домом, в котором он живёт. Но, с конца 70-х годов XX века, в журнальной и газетной публицистике всё чаще возникает проблема экологии культуры, и постепенно приобретает всё более глубокое содержание, превращаясь в термин гуманитарной области знания.

В настоящее время актуальным стал термин «языковая экология», или «экология слова». Экология слова охватывает слой всех «некультурных» слов, противопоставляя его «культурному», тем самым выступая за «экологически чистый» русский язык без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т. д. Появилось даже понятие — «экология речевой среды», т. е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

Обращение к этой проблеме позволяет актуализировать уже добытое знание о слове, нарастить новое и проанализировать и оценить состояние речевой культуры современного общества, разглядеть некоторые опасные процессы, протекающие в ней. Таким образом, хорошее владение русским языком, правильная речь были, есть и будут актуальными.

Цель работы — всестороннее изучение и обобщение проблемы экологии слова. Для этого будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «экология слова», «экология речевой культуры».

2. Изучить состояние речевой культуры общества на современном этапе.

3. Выявить пути повышения речевой культуры.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объём работы — 16 страниц.

• Вы, наверное, заметили, что в тексте встречаются речевые недочёты, лексические ошибки, нарушение логики изложения. Отредактируйте и запишите текст в исправленном виде.

5. Прочитайте определения и краткую характеристику наиболее распространённых жанров научного стиля. Есть ли в тексте новая для вас информация?

Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера. Они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография — научный труд, научная книга, посвящённая изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Название (заголовок) научного текста — важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

• название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике);

• название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе);

• названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия).

Введение должно быть кратким и точным. В нём обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования, формулируются цели и задачи работы.

Основная часть текста монографии делится на главы в соответствии с задачами и объёмом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется новым абзацем.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходные данные. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объёма (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свёрнутости в конспекте первичного текста различают виды конспектов.

Конспект — особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КОНСПЕКТА

1. Выделяются смысловые части — вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

8 ПРАВИЛ РАБОТЫ НАД КОНСПЕКТОМ

1. Записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план — основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определённую систему подчёркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. В тезисах логично и кратко излагается данная тема.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1) преамбула;

2) основное тезисное положение;

3) заключительный тезис.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. (По материалам сайта «Видеотъютор по русскому языку»)

• Письменно ответьте на вопрос: чем тезисы отличаются от конспекта?

Дома

Проведите небольшую исследовательскую работу:

• проанализируйте теоретический материал одного параграфа из любого учебника (история, география, биология): название, соответствие содержания названию, структура (наличие введения, основной части и заключения), использование терминов, доступность и понятность изложения, логичность;

• проанализируйте одну из научно-популярных статей из книги «Занимательная лингвистика» (см. материал в электронной хрестоматии): название, соответствие содержания названию, структура (наличие введения, основной части и заключения), использование терминов, доступность и понятность изложения, логичность.



Підтримати сайт і наші Збройні Сили можна за посиланням на Buy Me a Coffee.