Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

49. ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «ВОЙНА И МИР». ВЕЧНОЕ ТЕЧЕНИЕ

1. Рассмотрите репродукцию портрета Л. Толстого, написанного И. Репиным. Какие детали портрета привлекли ваше внимание? Какими средствами художник выразил своё понимание личности великого писателя: поза, фон, интерьер, выделение определённых деталей внешности и т. п.?

• Прочитайте словесный портрет Л. Толстого, сделанный его современником, врачом семьи Толстого и яснополянских крестьян Д. Маковицким: «У Льва Николаевича была прямая, бодрая не по летам осанка, окладистая борода, широкий нос и густые, нависшие над глазами брови, удивительные по своей живости и проницательности глаза. Лев Николаевич, разговаривая, не морщился, не проявлял неудовольствия в лице и не жестикулировал руками. Головой чрезвычайно редко делал знак отрицания, медленно покачивая вправо и влево. Вообще он ничего не делал возбуждённо, а во всём держался тихо, степенно». Сравните это описание с портретом Л. Толстого кисти И. Репина и его портретами работы других художников (см. электронную хрестоматию). Определите, что оно подтверждает, а что добавляет в ваше представление о внешности писателя.

2. Ознакомьтесь с высказываниями о творчестве Л. Толстого, принадлежащими известным учёным-литературоведам XX века. Расскажите о том, что нового, важного для понимания творчества писателя вы узнали. В чём вы видите подтверждение вашего представления о Толстом как личности, как мыслителя, который находится в постоянном философском поиске: смысла жизни человека, сути его духовного существования, необходимости беспрестанного развития.

Жизнь Толстого полна отречения, самоуничижения и вместе с тем нерешительности. Он был как бы соткан из компромиссов и постоянно тяготился двусмысленностью своего положения. Говорят, что Толстой не любил тикание маятника — тот словно спрашивает: «Кто я? Что я?». Ответа не было. «Жизнь человеческая есть всё большее и большее удаление от скотской жизни и приближение к жизни божественной».

Духовный путь человека не вытесан в камне — это вечное течение. Жизнь Толстого была подобна реке — бурная в истоках и мудрая в устье. И он жил волнами... (Вячеслав Лютов)

Художественное творчество Толстого нуждается в новых подходах, непредвзятом прочтении. Моральные ценности, от которых мы долго отмахивались как от досадной назойливости и слабости великого художника, выступают во всей своей красоте и силе. И главное: способны помочь современному человеку...

Ведущая тема последних сочинений Толстого — состязание добра со злом... Толстой был уверен, что человек приходит в мир для добра, обязан быть добрым, счастлив тем, что добр. Этим убеждением проникнуты все его сочинения... Подлинным героем Толстого всегда была, кроме правды, человеческая душа, способная меняться и тем самым двигаться вперёд. Своей собственной жизнью и смертью писатель так наглядно подтвердил эту истину! (Лидия Опульская)

Если поставить вопрос о том, в чём заключается главная поэтическая идея, пафос художественного творчества Толстого, — то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Два эпиграфа могли бы быть поставлены к творчеству Толстого: «Да здравствует весь мир!» — слова приветствия, которыми так радостно обмениваются друг с другом крестьянин-австриец и молодой русский офицер Николай Ростов в светлое утро, когда, кажется, весь мир сияет счастьем; и другой эпиграф: «Зло есть разобщение людей» — слова из статей Толстого. Таковы две стороны единой и постоянной художественной мысли писателя. (Владимир Ермилов)

Литературоведческая справка

Личность Льва Толстого в контексте его эпохи

Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь, саму по себе сравнимую с эпохой, и его не случайно называют «свидетелем века». Действительно, писатель был свидетелем сложных и очень острых социальных процессов в России, он пережил и Крымскую войну, и крепостную реформу, испытал многие социальные и политические потрясения второй половины XIX века.

Толстой никогда не оставался в стороне от происходящего, он был горячим обличителем общественного порядка, порождающего неисчислимые бедствия народа. Однако, как у настоящего великого писателя, в произведениях Толстого отражены и острые жизненные коллизии, и частный быт людей, и борьба философских, политических течений, и внутренние переживания героев, и тайны их психологии.

Толстой был художником, воплотившим огромную любовь к жизни, вдохновенным выразителем идей жизнеутверждения. Именно за это Толстого любят и ценят во всём мире.

Великий писатель Л. Н. Толстой жил в эпоху, когда литература стала великой силой общественного движения. И он с непревзойдённой в истории мировой литературы силой сумел отразить жизнь во всей её сложности и противоречивости, показать богатство и красоту души человека в его мучительных поисках правды и справедливости.

3. Роману «Война и мир» Л. Толстой посвятил шесть лет напряжённого, упорного труда. В архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов, по которым можно проследить всю историю создания романа. Опираясь на основные этапы истории создания произведения, загляните в творческую мастерскую писателя и проследите, как менялся замысел его грандиозного труда, постарайтесь осознать, насколько философски глубокими были его размышления об исторически важных для родины событиях, связанных с жизнью главного героя и сотен людей, их переживавших. В процессе наблюдения воспользуйтесь материалами статьи об истории создания романа и подборкой цитат о нём в электронной хрестоматии.

Основные этапы работы Льва Толстого над романом-эпопеей «Война и мир»

• Замысел — роман о декабристе, стариком возвращающемся из ссылки.

• Обращение к времени 1812 года (молодости задуманного вначале героя) — времени великого торжества победы над «бонапартовской» Францией.

• Желание описать неудачи и поражения 1805 и 1807 годов, чтобы ярче проступило значение всенародного торжества в 1812.

• Отступление на задний план личности задуманного героя и выдвижение на первый план многих героев и героинь, проведённых через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856 годов.

• Приближение замысла к современности; желание Толстого через прошлое объяснить настоящее и спрогнозировать будущее.

• Время работы над произведением — 6 лет; постепенное сжатие его временных рамок.

• Работа над историческими трудами русских и французских учёных, воспоминаниями современников и участников войны 1812 года, биографий исторических лиц, документов той эпохи, исторических романов писателей-предшественников.

• Встречи с ветеранами и вернувшимися из ссылки декабристами.

Теория литературы

Роман-эпопея — жанр, совмещающий черты романа и эпопеи, изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. п.). Для романа-эпопеи характерны: 1) интерес как к отдельной личности, так и к эпохальным идеям, социальным процессам; 2) отражение жизни и быта всех слоёв общества; 3) большое количество главных и второстепенных персонажей; 4) широкий временной и географический охват; 5) народность содержания.

• Подготовьте сообщение о творческой истории романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир», используя сведения, полученные из учебника и электронной хрестоматии. За дополнительными сведениями обратитесь к материалам Интернета.

4. Н. Гоголь так определял понятие «эпопея»: «Величайшее, полнейшее, огромнейшее и многостороннейшее из всех созданий драматично-повествовательных есть эпопея... Эпопея объемлет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой, с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество... и не одно частное лицо, но весь народ, а часто и многие народы совокупляются в эпопею, оживают на миг и восстают точно в таком виде перед читателем, в каком представляет только намёки и догадки история. Поэтому-то эпопея есть создание всемирное, принадлежащее всем народам и векам, долговечнейшее, не стареющееся и вечно живое, и потому вечно повторяющееся в устах». Какие основные черты жанра эпопеи выделяет Гоголь? Соотнесите это определение эпопеи с произведением Л. Толстого и найдите в нём признаки этого жанра.

ПРИЗНАКИ ЭПОПЕИ В «ВОЙНЕ И МИРЕ»

Картины истории

Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, война 1812 г., Бородинское сражение, пожар Москвы

Общественная и политическая жизнь

Масонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов

Большие географические пространства

Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Изображение жизни всех слоёв общества

Дворянство, чиновники, армия, крестьянство

Широкая панорама бытовых сцен

Балы, приёмы, обеды, охота, посещение театра и т. д.

Читаем художественный текст

5. Прочитайте в электронной хрестоматии фрагмент главы II первой части первого тома романа «Война и мир» от слов «Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться» до слов «Разговор показался ему интересен...». Выскажите своё впечатление от салона фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер и самой его хозяйки, её гостей, тем, которые обсуждаются в нём. На какие размышления об обсуждаемых в салоне Шерер событиях наводит лично вас Л. Толстой?

6. Сопоставьте портретное описание Пьера Безухова Л. Толстым в указанных в задании 5 главах и портрет этого героя, созданный художником В. Серовым (см. электронную хрестоматию). Найдите в них основные черты, присущие Пьеру и дающие читателю возможность предположить, что именно он станет одним из главных героев, искания которых составляют идейное содержание романа.

7. Прочитав в электронной хрестоматии фрагменты главы III первой части первого тома романа от слов «Вечер Анны Павловны был пущен...» до слов «В третьем — Мортемар и Анна Павловна», рассмотрите иллюстрацию художника А. Николаева «Салон Анны Павловны Шерер». Назовите героев, изображённых на ней, передайте содержание их разговоров. Какие детали помогли вам сделать такие умозаключения? Раскройте смысл сравнения салона Анны Павловны с прядильной мастерской, а самой хозяйки — с мастером, который умело справляется с «разговорной машиной». Почему она очень внимательно следит за тем, чтобы звук «веретён» был равномерным?

8. Прочитайте фрагмент главы III первой части первого тома романа от слов: «В это время в гостиную вошло новое лицо...» до слов «Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин...». Расскажите, что вы узнали о князе Андрее Болконском. Как детали его портрета и поведения раскрывают особенности его характера? Выскажите своё отношение к этому герою.

Дома

Выполните все задания.

• В 1965—1967 гг. по роману Л. Толстого «Война и мир» известным режиссёром С. Бондарчуком был снят одноимённый четырёхсерийный художественный фильм, получивший в 1969 г. премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Посмотрите первую его часть, которая называется «Андрей Болконский», и сопоставьте прочитанное о салоне Анны Павловны Шерер с изображением этих эпизодов в фильме. Какими вы увидели гостей салона Шерер? Как они себя ведут, как и на какие темы разговаривают? Как проявляется отношение Толстого к светскому кругу в книге и в фильме? Каково ваше отношение к людям этого круга?

• Кто из гостей салона Шерер не вписывается в его антураж? Как это показано у Л. Толстого? Удалось ли режиссёру С. Бондарчуку передать отношение Толстого к этим героям?

Дополнительные сведения о фильме С. Бондарчука «Война и мир» и кадры из него вы можете найти в электронной хрестоматии.