Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

4. АУДИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

1. Обсудите с одноклассниками и одноклассницами высказывания древнегреческого историка Плутарха.

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

2. Прочитайте афоризмы. Какая мысль их объединяет?

Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит.

Мишель Монтень

Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего.

Восточная мудрость

Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

Русская пословица

3. Прочитайте фразеологизмы со словом ухо. Значение всех ли фразеологизмов вам знакомо? Если нет, обратитесь за разъяснениями к словарю фразеологизмов (см. материал в электронной хрестоматии). Распределите данные фразеологизмы по тематическим группам. Аргументируйте свои действия.

Держать ушки на макушке; держать ухо востро; в одно ухо влетает, в другое вылетает; медведь на ухо наступил; режет ухо; вешать лапшу на уши; до ушей краснеть; тугой на ухо; до ушей улыбаться; ушами хлопать; краем уха слышать; пропустить мимо ушей; по уши в грязи; за уши не оттащишь; влюблён по уши; за ушами трещит; притянуто за уши; и ухом не повёл; рот до ушей; ушами хлопать; уши вянут; слушать вполуха (одним ухом); уши горят; не видать, как своих ушей; навострить уши; надрать уши, развесить уши.

• Рассмотрите шуточный рисунок. Какой фразеологизм лёг в его основу? К какой басне этот рисунок может служить иллюстрацией? Назовите её автора.

Шутке — минутка

Поиграйте: за минуту составьте шуточный рассказ, употребив как можно больше фразеологизмов со словом ухо. Победит тот, кто уместно использует большее количество фразеологизмов.

4. Задумывались ли вы раньше о различии значений глаголов слушать и слышать? Прочитайте фрагмент научно-популярной статьи «Как слушать на лекции». Есть ли в тексте новая для вас информация? Если да, то какая?

Нужно научиться слушать! Может быть, у кого-то эти слова вызвали недоумение? Как же так, скажет он, все люди, обладающие нормальным слухом, слышат друг друга, общаются, беседуют. Однако слышать и слушать — не совсем одно и то же. СЛЫШАТЬ — это значит физически воспринимать звук. А СЛУШАТЬ — это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемом, понимать значение и смысл воспринимаемых звуков. Именно в этом смысле говорят: «Слушать слушая».

Оказывается, умение слушать является редчайшей способностью. По мнению учёных, не более 10 % людей обладают умением выслушать собеседника, спокойно и целенаправленно вникнуть в суть того, что говорится. Остальные 90 % людей плохо умеют слушать других, особенно если эти слова не затрагивают их интересов. Между тем умение слушать является залогом успешной учёбы.

Умение слушать, так же как и говорить, — это искусство, которому можно и нужно обучиться.

СЛУШАНИЕ представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это способность сосредоточиться на ней, выделить из сообщения максимум информации, его идеи, осмыслить мысли, чувства, эмоции, позицию говорящего.

К условиям, необходимым для эффективного слушания, относят:

• зрительный контакт (смотрите на говорящего внимательно, заинтересованно);

• позу (примите удобную, комфортную, ненапряжённую позу, которая позволит вам более эффективно слушать);

• внимание (сосредоточьтесь на том, что говорится, стремитесь понять то, что говорится);

• фиксацию содержания (делайте записи, выделяя главное).

• Перечислите условия эффективного слушания. Используете ли вы их на уроках в школе? Почему?

5. Рассмотрите репродукцию картины современного американского художника М. Вейстлинга «Сельская школа, 1879 год». Какое впечатление произвела она на вас? Как дети слушают учительницу? Кто из учениц или учеников привлёк ваше внимание? Почему? Проанализируйте позы и выражения лиц детей. Кого из них можно назвать внимательным слушателем? Почему? Нужно ли внимательно слушать на уроках? Аргументируйте свой ответ.

6. Подготовьтесь слушать текст (установите зрительный контакт с учителем, примите удобную позу, сосредоточьте внимание, приготовьтесь делать записи).

Послушайте текст из учебного пособия по русской литературе XIX века. Определите его стиль, тему. Подумайте, как его можно озаглавить.

XIX век справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперёд.

В начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму пришёл романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта Василия Жуковского, а также в ранних стихотворениях Александра Пушкина. Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20—30-х годов начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в русской литературе следует считать А. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Медный всадник», драмы «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка» и других произведений, А. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображённых им во всём многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Николай Гоголь развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика (комедия «Ревизор», поэма «Мёртвые души»). Н. Гоголь углубил тему «маленького человека» (повесть «Шинель»), введённую в русскую литературу А. Пушкиным (повесть «Станционный смотритель»).

В 40-х годах формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Фёдора Достоевского, «Записки охотника» Ивана Тургенева, «Сорока-воровка» Александра Герцена, «Обыкновенная история» Ивана Гончарова.

В 1850—1870-х годах стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщённый образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 года разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. В этой атмосфере напряжённой борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова, «Былое и думы» Александра Герцена, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Гроза» Александра Островского, «Что делать?» Николая Чернышевского, «Обломов» Ивана Гончарова, «Война и мир» Льва Толстого, «Господа Головлёвы» Михаила Салтыкова-Щедрина. В этих классических произведениях наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX века проявился талант Антона Чехова, Владимира Короленко, Всеволода Гаршина. В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни.

В 1890-е годы «старая» литература, по выражению поэтессы Зинаиды Гиппиус, «была на кончике», на её смену шла литература серебряного века (эпохи модерна).

• Проанализируйте структуру текста. О чём шла речь во вступлении? Сколько подчастей можно выделить в основной части? О чём говорится в заключении?

• Проанализируйте основную часть. Какой принцип лежит в основе структурирования содержания?

• Сколько хронологических периодов выделяют авторы в литературе XIX века? Назовите их и кратко охарактеризуйте каждый (годы, ведущее литературное направление, представители, произведения, темы).

• Помогли ли вам ответить на вопросы записи, которые вы делали во время слушания? Почему?

7. Прочитайте текст, который вы слушали. Соотнесите свои записи с содержанием текста и проанализируйте их. Выделили ли вы главное, сумели ли передать основное содержание, смогли ли структурировать записи?

Дополните свои записи пропущенным вами материалом и, опираясь на них, перескажите текст.

Дома

К тексту из задания 6 подберите визуальный ряд: подготовьте компьютерную презентацию или покадрово её опишите.

Создайте на основе текста задания 6 информационный плакат «XIX век — золотой век русской литературы».