Учебник по Русскому языку и литературе. 10 класс. Давидюк - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

39. ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ. «ПОДРОСТОК». РОМАН О ЮНОШЕ, КОТОРЫЙ МЕЧТАЕТ СТАТЬ БОГАТЫМ, КАК РОТШИЛЬД

Читаем художественный текст

1. Прочитайте фрагменты романа Ф. Достоевского «Подросток». О чём они? В каких словах, по мнению героя, заключена тайна достижения его цели? Как он их понимает? Подтверждают или опровергают фрагменты романа мысль Д. Л. Быкова о «хаосе, громоздящемся в голове подростка»? Аргументируйте своё мнение.

1-й фрагмент. Моя идея — это стать Ротшильдом. Я приглашаю читателя к спокойствию и к серьёзности.

Я повторяю: моя идея — это стать Ротшильдом, стать так же богатым, как Ротшильд; не просто богатым, а именно как Ротшильд. Для чего, зачем, какие я именно преследую цели — об этом будет после. Сперва лишь докажу, что достижение моей цели обеспечено математически.

Культурологическая справка

Династия Ротшильдов — европейская династия банкиров и общественных деятелей еврейского происхождения, чья история восходит к концу XVIII века. В 1816 году император Австрийской империи Франц II пожаловал Ротшильдам баронский титул. Ротшильды стали принадлежать высшему свету австрийского дворянства. Британская ветвь династии была принята при дворе королевы Виктории. Считается, что с XIX века Ротшильды имеют самое крупное состояние в мире. Младший из пяти братьев Джеймс Ротшильд умер за шесть лет до начала действия в романе, в 1868 году, оставив фантастически огромный капитал. Генрих Гейне, перефразируя Коран, заметил: «Деньги — это Бог нашего времени, и Ротшильд — его пророк». И действительно, в Европе XIX века вместо «богат, как Крез» говорили «богат, как Ротшильд».

Возникновение понятия «ротшильдовская идея» связано с социальными установками XIX века. Идея быстрого приобретения денежного капитала являлась одной из доминирующих, она непосредственно связана с идеей неограниченной власти.

Идея быстрого обогащения нашла своё отражение в художественных произведениях. В русской и европейской литературе сложилась традиция изображения героя-скупца (Ж.-Б. Мольер, О. Бальзак, А. Пушкин, Ф. Достоевский).

• Прочитайте 2-й фрагмент от слов «Дело очень простое...» до слов «...дальнейшее — всё пустяки». (Здесь и далее см. материал в электронной хрестоматии).

• Зачем Аркадий записывает в дневнике истории о нищих, скопивших огромные суммы?

• Как характеризуют Аркадия опыты, которые он провёл над собой?

• Прочитайте 3-й фрагмент: от слов «С двенадцати лет, я думаю...» до слов «... от меня закрывались».

• Как сам Аркадий объясняет свою «нелюбовь людей»?

• Прочитайте 4-й фрагмент: от слов «Да, я жаждал могущества...» до слов «Деньги сравнивают все неравенства».

• К какому выводу приходит Аркадий? На чём он основан? Согласны ли вы, что деньги «сравнивают все неравенства»?

• Прочитайте 5-й фрагмент.

• Нужно ли противопоставлять «деньги, богатство» — «общественная польза», «гуманные подвиги»? Что думает об этом Аркадий? А вы?

• Как Аркадий в свете своей теории относится к образованию?

• В чём суть идеи Аркадия Долгорукого? Изложите идею и выразите своё отношение к ней.

2. Рассмотрите обложку романа Ф. Достоевского с иллюстрацией Виталия Горяева. Какое впечатление произвела на вас эта иллюстрация? Опишите её, предложите свою интерпретацию изображённого.

Дома

Прочитайте фрагмент статьи литературоведа Л. М. Сараскиной и выполните одно из заданий.

В романе «Подросток» герой, двадцатилетний мальчишка, решил стать Ротшильдом. Он хочет быть таким же богатым, как богатейший из банкиров, и править миром. Но от этой заманчивой идеи ему пришлось отказаться. Сердце юноши откликается на страдания других: нужно помочь ближнему! Нужно поделиться своим насущным, помочь вдове, пожалеть сироту. У него не получается быть скрягой, бездушным скупцом.

Но посмотрите, что происходит сегодня! У нас со всех экранов кричат: «Заработай миллион! Десять миллионов!». У нас миллион стал национальной идеей. При жизни Достоевского подумать было невозможно, что такое — когда-нибудь случится. Достоевский предупредил нас

об этой опасности. Сегодняшние богатеи совсем не похожи на Аркадия Долгорукого. Они не экономят на себе, ни в чём себе не отказывают. Что значит «быть, как Ротшильд»? Этот банкирский дом создавался веками, за два столетия сумел сколотить огромный капитал, а сегодня человек ухитряется за два-три года выскочить в миллиардеры. Как?! Достоевский сформулировал: «Они хотят разом весь капитал».

• Напишите эссе «Почему Аркадий Долгорукий не смог стать Ротшильдом?».

• Подготовьте информационное сообщение «Кто они — современные Ротшильды?». (Помните, что бизнес бывает и социально сознательным, и социально активным.)



Підтримати сайт і наші Збройні Сили можна за посиланням на Buy Me a Coffee.