Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

37. СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ

Наблюдаем, анализируем, делаем выводы

Рассмотрите репродукции картин известных художников. Как вы думаете, они принадлежат к одному стилю или к разным? Аргументируйте своё мнение. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, прочитайте вначале научный текст.

Читаем научный текст

Стиль в искусстве — структурное единство образной системы и приёмов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Понятие «стиль» употребляется для характеристики:

• крупной эпохи в развитии искусства,

• различных художественных направлений,

• индивидуальной манеры художника.

Стиль служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм). В формировании стиля участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о природе искусства, его функциях, выражаемые в творческом методе и мировоззрении художников.

1. Прочитайте словарную статью слова «стиль» из словообразовательного словаря. Знакомо ли вам значение всех слов из статьи?

СТИЛЬ

стиль

стил-и’стик-а

стил-и’ст

стили’ст-к-а

лингв-о-стили’стик(а) лингвист

лингвостилисти’ч-еск-ий

стил-я’г(а)

стиля’ж-к-а

стиля’ж-ий

стиля’ж-н-ый

стиля’ж-нича-ть

стиля’жнич-еств-о

стил-ев-о’й

стил-ист/и’ческ(ий)

стилисти’ческ-и

сти’ль-н(ый)

сти’льн-о

сти’льн-ость

стил-изова’-ть

стилизова’ть-ся

стилиз-а’циj-а [стилизация]

стилиз-а’тор

стилиза’тор-ств-о

стилиза’тор-ск-ий

стилизо’ва-нн(ый), прич.-прил.

стилизо’ванн-ость

• Объясните разницу в значении слов стилист и стиляга; стилевой, стилистический, стильный. К каждому прилагательному подберите подходящее по смыслу существительное.

• Создайте облако слов «Стиль».

2. Прочитайте статью с сайта «Модная директива» (начало в учебнике, продолжение — в электронной хрестоматии). Определите тему, основную мысль и стиль статьи. Аргументируйте свой ответ.

Директива — руководящее указание высшего органа органам подчинённым.

Наверняка, каждому приходилось не раз слышать выражение «стильная женщина», «стильный наряд», «стильный аксессуар» и ещё множество вариаций, связанных с понятием «стиль». Но далеко не все знают, какие бывают стили в одежде и зачастую называют «стильной» любую модную вещь. Однако эти понятия хотя и взаимосвязаны друг с другом, но отнюдь не означают одно и то же.

• Рассмотрите фотографии. Какие стили в одежде они иллюстрируют?

• Выпишите из текста два любых предложения. Сделайте их синтаксический разбор.

3. Прочитайте статью из словаря литературоведческих терминов. Объясните, как вы поняли, что такое стиль писателя.

Стиль писателя — это средство и способ реализации творческого замысла писателя и его художественных идей, манера письма, отличающая автора от других. Стиль писателя связан с его видением мира, восприятием искусства, пониманием закономерностей этого мира.

Жизненный опыт писателя во всём его неповторимом своеобразии, его талантливость, уровень понимания общественного развития — всё это делает каждое произведение особенным, индивидуальным.

В основе понятия «стиль писателя» лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих данному писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка.

Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуются по законам этого стиля язык, предметный мир, житейские и исторические события, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психологический мир человека.

4. Прочитайте четыре фрагмента из произведений современных писателей: два из них принадлежат одному, а два — другому. Проанализируйте стиль отрывков (манеру письма и видение мира, лексику и синтаксис) и попытайтесь сгруппировать их по авторам. Аргументируйте свои действия.

Правильность выполнения задания вы сможете проверить, обратившись к электронной хрестоматии.

I. Мальчики, по локоть в песке, подняли головы, очнулись: мама стоит на деревянном крылечке, машет рукой: сюда, сюда, давайте! Из двери пахнет теплом, светом, домашним вечером.

Действительно, уже темно. Сырой песок холодит коленки. Песочные башни, рвы, ходы в подземелья — всё слилось в глухое, неразличимое, без очертаний. Где дорожка, где влажные крапивные заросли, дождевая бочка — не разобрать. Но на западе ещё смутно белеет. И низко над садом, колыхнув вершины тёмных древесных холмов, проносится судорожный, печальный вздох: это умер день.

II. Впрочем, Татарский никогда не был большим моралистом, поэтому его занимала не столько оценка происходящего, сколько проблема выживания. Никаких связей, которые могли бы ему помочь, у него не было, поэтому он подошёл к делу самым простым образом — устроился продавцом в коммерческий ларёк недалеко от дома.

Работа была простой, но нервной. В ларьке было полутемно и прохладно, как в танке; с миром его соединяло крохотное окошко, сквозь которое еле можно было просунуть бутылку шампанского. От возможных неприятностей Татарского защищала решётка из толстых прутьев, грубо приваренная к стенам.

III. Я повернулся к роялю и стал тихо наигрывать из Моцарта, свою любимую фугу фа минор, всегда заставлявшую меня жалеть, что у меня нет тех четырёх рук, которые грезились великому сумасброду. Охватившая меня меланхолия не имела отношения к эксцессу с фон Эрненом; перед моими глазами встали бамбуковые кроватки из соседней комнаты, и на секунду представилось чужое детство, чей-то чистый взгляд на закатное небо, чей-то невыразимо трогательный мир, унёсшийся в небытие. Но играл я недолго — рояль был расстроен, а мне, вероятно, надо было спешить. Но куда?

IV Маленькая, тучная, содышкой, Марьиванна ненавидит нас, а мы её. Ненавидим шляпку с вуалькой, дырчатые перчатки, сухие коржики «песочное кольцо», которыми она кормит голубей, и нарочно топаем на этих голубей ботами, чтобы их распугать. Марьиванна гуляет с нами каждый день по четыре часа, читает нам книжки и пытается разговаривать по-французски — для этого, в общем-то, её и пригласили. Потому что наша собственная, дорогая, любимая няня Груша, которая живёт с нами, никаких иностранных языков не знает, и на улицу давно уже не выходит, и двигается с трудом. Пушкин её тоже очень любил и писал про неё: «Голубка дряхлая моя!». А про Марьиванну он ничего не сочинил.

5. Прочитайте размышления об авторском стиле в одном из блогов, посвящённых литературе и культуре. На какие особенности авторского стиля писателей обращает внимание блогер? А о каких особенностях он не упомянул? Как вы думаете, кому адресована статья?

Что подразумевается под авторским стилем в литературе? Авторский стиль (или манера) — это все те особенности, которые отличают произведения одного автора от произведений других, отражают его индивидуальность. Чаще всего это понятие используется применительно к языку, которым написаны произведения — и действительно, именно здесь все особенности проявляются ярче всего. Какими же они могут быть?

1. «Краткость — сестра таланта», — заметил А. П. Чехов, но всегда ли это работает, и почему тогда великими писателями называют Толстого и Тургенева, которым краткость явно не была даже четвероюродной тёткой? Одни говорят, что писать кратко может всякий, другие — что легче лить воду, но на самом деле и лаконичность, и витиеватость повествования не терпят халатного к себе отношения — иначе они легко могут превратиться в скомканность или бессмысленную перегруженность.

2. Средства выразительности — сравнения, эпитеты, метафоры, аллитерация и ассонанс... Много их или мало, что используется чаще и т. д. Здесь нужно проявить осторожность, чтобы избежать всем известных штампов и не создать взамен собственных.

3. Символы. Не все авторы используют символы, не всегда это уместно... но когда они используются с умом, символы могут стать большим плюсом для автора и своеобразной его «фишкой». Главное — не забыть, что вы использовали какое-то явление в качестве символа: если жёлтый цвет на протяжении всего произведения символизировал разврат, безумие и предательство, то лучше не умиляться в предпоследней главе лютиками на лугу (если только не хотите припугнуть читателей).

4. Движение. Есть довольно интересная теория о том, что в текстах, написанных авторами-мужчинами, используется больше глаголов, что придаёт им динамичность, а в написанных авторами-женщинами — прилагательных, что делает их более статичными. Вряд ли это так сильно зависит от пола, но, безусловно, влияет на авторский стиль.

5. Стилизация. Если вы пишете фэнтези, исторические или псевдоисторические произведения, то наверняка её используете. Каждый автор делает это по-своему, в большей или меньшей степени выделяя в языке чужой эпохи близкие именно ему детали и опуская другие.

6. И, наконец, атмосфера повествования, эмоции, которые оно вызывает. Всё-таки, если автор пишет узнаваемо, его работы вызывают у читателя схожие эмоции, в чём и выражается его индивидуальность. Особенно это легко заметить у тех, кто пишет малую прозу — в качестве примеров можно привести Г.-Х. Андерсена, Э. По, О. Генри, М. Зощенко...

Основная проблема с индивидуальностью и стилем в литературном творчестве заключается в том, что у себя в голове мы себе всё прекрасно представляем, а вот воплотить на бумаге не можем... Как же с этим бороться? Ответ прост и одновременно сложен — больше читать и больше писать. И делать это вдумчиво, внимательно отслеживая все перечисленные черты.

Дома

Выполните одно из заданий по выбору.

• Проанализируйте отрывок из любого произведения одного из писателей, творчество которого вы изучали, и определите особенности его стиля.

• Подготовьте информационное сообщение на одну из тем: «Стиляги», «Стили в современной моде».

• Составьте исторические справки о выражениях икона стиля, законодатель моды, новый стиль, старый стиль.