Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

33. ВНЕТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ КНИГИ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Наблюдаем, анализируем, делаем выводы

Ознакомьтесь с текстом. О какой проблеме, касающейся издания, оформления и продажи книг, идёт речь в заметке Светланы Каплий? Раскройте смысл возникшей у автора ассоциации «качественной литературы» с «качественной ветчиной, завёрнутой в газету».

— На что это похоже? — спросила подруга, небрежно кивнув на пёструю стопку из семи романов, приобретённых на известном книжном рынке по рекомендации уважаемого знакомого.

Скепсис имел основания. Монстры на обложках плохо сочетались с помещённой здесь же цитатой из «Книжного обозрения»: «Фэнтези четы Дяченко — предсказуемо качественная литература». Ассоциация возникла почему-то с качественной ветчиной, завёрнутой в газету.

Позже авторы объяснили мне, что это безобразие — ноу-хау современных издательств, приобщающих таким образом молодых «рокеров» и «хакеров» к чтению художественной литературы. И воля авторов над рекламной выдумкой издателей не властна.

К счастью для читателя, обложкой сюрпризы не исчерпываются. Тот, кто отважится заглянуть внутрь книги, быстро найдёт ответ, на что это похоже. Да ни на что. В том смысле, что похоже только на Марину и Сергея Дяченко. Не лишённых здорового прагматизма, нормальных романтиков конца XX века, умно, точно, легко и интересно творящих коммерчески успешную литературу.

• Как вы думаете, зачем книге нужна обложка? Какую информацию можно почерпнуть благодаря обложке книги? Обращаете ли вы внимание на обложки книг при их покупке или выборе в библиотеке?

• Как вы относитесь к применяемому некоторыми современными издательствами приёму приобщения молодого поколения к чтению художественной литературы, описанному в статье?

• Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что иллюстрации на обложке хорошо известной вам книги не соответствовали её содержанию или даже искажали его? Какой, на ваш взгляд, должна быть обложка книги и почему?

1. Рассмотрите переплёт и обложку книги С. и М. Дяченко «Дикая энергия. Лана». Расскажите, что вы можете узнать о романе благодаря им. Прочитайте текст. Сопоставьте информацию, полученную из обложки, с информацией из текста. В чём они дополняют друг друга? Может ли книга, незнакомая читателю, заинтересовать его своим оформлением?

Здесь люди работают пикселями. Энергию жизни получают по проводам. Существа с огромным ртом подстерегают самоубийц. На вершинах покинутых небоскрёбов вьют гнёзда бунтари, глубоко в заброшенном метро живут люди-кроты, и каждый день вагончик канатной дороги отправляется на Завод — легендарное место, где, как говорят, все счастливы... «Дикая энергия» читается на одном дыхании и обращена в первую очередь к юному поколению. Вместе с тем это роман-метафора, который будет интересен читателям любого возраста. На международном конгрессе фантастов «Еврокон-2005» (Глазго, Шотландия) Марина и Сергей Дяченко признаны лучшими фантастами Европы. Известная певица Руслана, победитель «Евровидения», создаёт новый стиль-проект в жанре фэнтези по мотивам этого романа.

2. Прочитайте текст, устно переведите его на русский язык. Определите стиль и тип текста, сформулируйте его общую идею и основные положения. Приведите аргументы в пользу актуальности поднятых в романе С. и М. Дяченко проблем.

Сопоставьте художественное оформление обложки романа с его содержанием и поднятыми в нём проблемами, выскажите своё мнение.

«Дика Енергія. Лана» — фантастичний роман українських письменників Марини та Сергія Дяченків.

Сюжет роману розгортається в майбутньому, в місті, охопленому глобальною енергетичною кризою. У містах немає електростанцій, і, щоб запустити електроприлади, людям треба або крутити педалі самим, або садити в спеціальні колеса звірів. Але найстрашніше — люди втратили волю до життя. Щоб жити, їм потрібно постійно заряджатися. За роботу вони отримують не гроші, а енергопакети — енергію для життя. Два дні без енергії — вірна смерть для більшості людей.

Але серед людей, що сидять на енергії, ніби на голці, є ті, хто живе своєю енергією, своїм ритмом. Вони звуть себе дикими, а залежних від дротів людей презирливо називають «синтетиками». Ховаючись на вершинах напівзруйнованих хмарочосів, вони живуть сім’ями, літаючи над хмарами на штучних крилах, і лише раз на день злітаються на енергетичний ритуал — свято дикого ритму та посвята для нових «диких». Але й дикі не залишаються поза небезпекою: кожен день хтось із них пропадає. Вони списують це на неминучі ризики свого способу життя й не надають цьому великого значення. А дарма...

Читачі роману добре розуміють, що своїм твором автори алегорично висвітлюють дуже актуальні для нашого сьогодення питання. Це, за словами Руслани Лижичко, насамперед відсутність енергії серця — «палива для людей», яка незабаром може спіткати суспільство, якщо не розвивати й не підтримувати творчий потенціал нації.

Читаем научный текст

Книга — это инструмент для чтения, который служит местом хранения и средством передачи необходимого для общения между людьми накопленного человеческого опыта. Книга является и средством общения между людьми, орудием массовой информации, и произведением литературы, плодом авторской работы, и продуктом издательско-полиграфической деятельности, и особой формой издания, отличной от газеты, журнала, буклета, альбома.

Ведущее начало в книге — содержание, и основная её функция — сделать содержание максимально доступным для читателя. Ядром содержания является текст, т. е. литературное, научное, научно-популярное произведение. Однако, попадая в книгу, текстовое сообщение претерпевает ряд специальных превращений, направленных на то, чтобы читатель мог легко и естественно воспринимать его при чтении, издателями продумывается оформление и размещение текста с целью удобства отыскания в ней нужного материала или нужной книги среди других книг.

Особую роль в восприятии и понимании содержания книги играет внетекстовая информация книги, элементами которой являются обложка, переплёт, суперобложка, форзац, титульный лист, оглавление, выходные данные, алфавитный указатель, иллюстрации и рисунки, а также размер и цвет шрифта, оформление страниц, система заголовков и др.

Текст и внетекстовая информация тесно взаимосвязаны. Умение сопоставлять внетекстовую информацию с текстом, определять её назначение, находить ассоциации и соответствия с содержанием книги — это специальное умение и важный читательский навык.

3. Прочитайте таблицу и в своём учебнике — книге, которую вы держите в руках, укажите элементы книги. Какие элементы структуры книги отсутствуют в учебнике? Как вы думаете, почему? (Дополнительные сведения о строении книги смотрите в электронной хрестоматии).

СТРУКТУРА КНИГИ

Название элемента книги

Определение элемента книги

Назначение элемента книги

Переплёт, или обложка

Прочная покрышка книги из картона, верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу

Сообщает самые общие сведения о книге: фамилию автора, название, возможно, издательство и год издания

Суперобложка

Обложка с отворотами, надеваемая на переплёт или основную обложку

Защищает переплёт от загрязнения, служит для рекламы книги, выступает как элемент книжного оформления; может содержать некоторые сведения о книге: имя и фамилию автора, заглавие, название издательства

Форзац (передний и задний)

Двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой

Используется как элемент оформления книги: содержит декоративные или сюжетные изображения, справочные сведения, материалы, которые требуют запоминания: правила, таблицы, формулы и др.

Титульный лист книги

Лист, на котором помещены все сведения о книге, её своеобразный паспорт

Содержит имя и фамилию автора книги, заглавие или название, имена и фамилии переводчика (если это перевод с иностранного языка), редактора, иллюстратора, выходные данные (город, издательство, год издания)

Авантитул

Страница, предшествующая титульному листу

Помещается издательская марка, название серии или цитата, крылатое выражение, посвящение и др.

Шмуцтитул

Страница с заглавием крупной части книги (раздела, главы)

Заглавие может сопровождаться иллюстрацией, перечнем глав или других разделов этой части

Аннотация

Короткий рассказ о книге, обычно помещаемый на второй странице или на оборотной стороне книги

Кратко раскрывает содержание книги, её назначение, сведения об авторе; может носить рекомендательный характер; облегчает выбор книги

Содержание или оглавление

В начале или в конце книги

Содержит перечень произведений или статей, которые вошли в сборник, или глав отдельного произведения

Предисловие

Вступительная статья перед авторским текстом

Рассказывает об истории написания книги, о жизни и творчестве автора, о времени, в котором происходят события, описанные в книге, подготавливает читателя и настраивает его на чтение

Послесловие

Заключительная статья, расположенная после основного авторского текста

Представляет некоторые итоги, заключения, выводы, приглашает к размышлению над прочитанной книгой

Иллюстрации

Иллюстрации в книге — рисунки, фотографии, карты, таблицы, схемы, графики

Помогают раскрыть содержание книги, лучше понять текст

Рубрикация

Система заголовков внутри текста, набранные шрифтами разного размера и начертания, которые графически членят произведение на разделы, главы, параграфы

Предупреждают читателя о теме, облегчают процесс чтения благодаря невольным паузам, которые читатель вынужден делать перед каждой новой частью

4. Ознакомьтесь с алгоритмом быстрого просмотра книги. Пользуетесь ли вы, выбирая книги, этим алгоритмом?

• Откройте титульный лист и прочитайте заглавие книги и фамилию автора (возможно, автор вам знаком и вы знаете, о чём он пишет).

• Найдите и прочитайте аннотацию книги.

• Просмотрите внимательно оглавление (содержание).

• Бегло прочитайте предисловие.

• Перелистывая страницы, выборочно почитайте текст.

• Рассмотрите шмуцтитулы, иллюстрации, рубрикацию книги.

• Ответьте на вопросы: «Чем мне интересна данная книга? Хочу ли я её прочитать?»

5. Объединитесь в группы и подготовьте презентацию одного из учебников, по которым вы изучаете школьные предметы, основываясь только на внетекстовой информации. Воспользуйтесь сведениями, помещёнными в таблице «Структура книги».

Дома

Выполните одно из заданий по выбору.

• Подробно опишите книгу, которую вы читаете в настоящее время (по школьной программе или самостоятельно), включив в своё описание аннотацию к книге и пересказав предисловие и послесловие (если они есть в книге).

• Сделайте макет книги к самостоятельно выбранному небольшому литературному произведению (стихотворению, балладе, легенде, притче, новелле и т. п.) со всеми изученными элементами.

Воспользуйтесь советами, как сделать книгу своими руками, помещёнными в электронной хрестоматии.