Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

30. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Читаем научный текст

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Что нового вы узнали о составе слова? Назовите типы морфем русского языка.

Каждый из нас может встретить новое слово и даже не заметить этого. Не верите? Тогда вот вам пример: прочитали вы в газете, что граждане Украины распутешествовались. Скорее всего вы порадуетесь, ведь путешествие — это возможность увидеть собственными глазами необыкновенные места, встретиться с интересными людьми, обогатиться опытом, отдохнуть наконец. А вот то, что этого слова распутешествовались нет пока ни в одном словаре, вы, точно, не догадались. Ведь и так всё ясно: распутешествовались — это значит стали много путешествовать. И подсказали вам это наименьшие значимые единицы языка — морфемы, с помощью которых было образовано новое слово. Г. П. Цыганенко в «Словаре служебных морфем русского языка» так и писала: раз вместе с -ся присоединяются к глаголам, придавая им значение «достигнуть большей, чем есть, интенсивности действия», как, например, в словах разбегаться, размечтаться, разодеться.

Термин морфема введён в науку крупнейшим русским и польским языковедом И. А. Бодуэном де Куртенэ, с которым переписывался и которого уважал И. Я. Франко. Учёный писал: «Считать подобный термин лишним — это то же самое, что считать лишним объединяющий термин “дерево” и довольствоваться частными названиями “дуб”, “берёза”, “ель”, “ива” и т. д.».

Морфемы распознаются не только учёными, но и обычными носителями языка, потому что встречаются в разных словах, сохраняя своё значение. Это их свойство воспроизводимости помогает нам различать и запоминать слова, несмотря на то, что морфемы выполняют свою функцию передачи простого понятия незаметно. Морфемы как единицы морфемного уровня языка отличаются от звуков и слогов тем, что имеют своё собственное значение, а от единиц лексического — большей абстрактностью своих значений, тем, что они несамостоятельны, вне слова они не существуют.

Морфемика — это учение о составной части слова — морфеме.

Морфема — наименьшая значимая часть слова и как смысловая единица далее неделима. Морфема является единицей морфемного уровня языка.

Морфемы, с помощью которых создаются новые слова, называются словообразовательными, а морфемы, служащие для образования форм слов, — формообразующими.

Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Морфемы бывают корневые и служебные (слово может состоять из одного корня, без служебных морфем). По своей роли в образовании и функционировании конкретного слова служебные морфемы делятся на словообразовательные (служат для образования новых слов) и формообразующие (или словоизменительные — служат для образования форм слова).

Возвращаясь к заинтересовавшему нас неологизму, нужно сказать, что он примечателен ещё в одном отношении: все типы морфем русского языка, которые вам известны, представлены в этом слове:

Можно только уточнить, что в научной литературе морфема -ся и её фонетический вариант -сь называются постфиксом (он находится в слове после окончания — отсюда и название).

Наконец, если быть совсем точным, то в данном случае сь выступает в комплексе с префиксом рас- — именно так было образовано новое слово.

Дополнительно

Дайте определение морфемы, используя перечислительный способ толкования, а каждого типа морфем — описательный.

Историческая справка

Слова меняются, как всё в мире. Одно из таких изменений, специфичных именно для слова, — изменение его состава: слово, членимое на части, упрощает свой состав, внутренняя форма слова забывается. Обычно это происходит в результате разрыва связей между родственными словами. Так произошло со словом белка — названием маленького пушного зверька. В древности было два слова для обозначения этого животного: веверица и белка. Последнее возникло из словосочетания белая веверица. В ходе истории языка слово веверица утратилось, и словом белка стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Белыми белки бывают крайне редко, поэтому внутренняя форма слова перестала осознаваться: связь с прилагательным белый утратилась. В результате этого слово белка перестало выделять корень бел-. В современном языке корень этого слова -белк- (суффикс -к- слился с корнем).

Сливаются с корнем и префиксы. Так, праславянское слово обликъ было образовано с помощью префикса об ‘вокруг’ от ликъ ‘лицо’ и означало то, что видно, черты лица, а сейчас в русском языке словом облик обозначают внешний вид, наружность и — переносно — душевный склад. В украинском языке исходное слово не сохранилось (не смешивать со словом облік!), а от однокоренного старославянского обличию ‘образ, вид’ развилось обличчя.

«Зарастают» швы на границе морфем и тогда, когда сложные слова становятся простыми. Например, наречие сегодня в современном языке не членится на составляющие его части, хотя исторически это форма родительного падежа сочетания сей день: сего + дня. Прилагательное сей (этот) — устарелое, сочетание сего дня употреблялось ранее в значении ‘в этот день’. В ходе частого употребления две части слились в одно целостное, неделимое слово — сегодня (сравн. украинское сьогодні).

Изменения в составе слова могут быть связаны с утратой слов, послуживших базой для данного. Так, в современном русском языке (в отличие от украинского) нет слова коло. В результате этого слово кольцо (первоначально уменьшительное от коло, содержащее суффикс -ц-, сравните: сенцо, оконце, пальтецо) утратило значение уменьшительности и суффикс перестал в нём выделяться. (По Е. А. Земской и по материалам этимологического словаря Г. П. Цыганенко)

1. Ознакомьтесь с таблицей и озаглавьте ее. Заполните таблицу, обозначив соответствие утверждению знаком «+», несоответствие — «-».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА

МОРФЕМА

СЛОВО

Членится на значимые части

Имеет более абстрактное значение

Существует самостоятельно и может быть членом предложения

Только воспроизводится, то есть извлекается из памяти в виде готовой единицы, но никогда не образовывается

Воплощается в большем количестве единиц

Дополнительно

Специально для математиков и тех, кто любит статистику. Если вас заинтересовали сведения, приведённые в справочной части, то, применяя правила комбинаторики, посчитайте количество возможных сочетаний морфем в словах, если в словообразовательном словаре русского языка 70 префиксов, 500 суффиксов, 12 600 корней, составивших 126 000 слов. Какова доля реализованных комбинаций морфем в русском языке?

2. Прочитайте отрывок из книги «Краткое введение в науку о языке» Д. Н. Ушакова, одного из составителей орфографического словаря и «Толкового словаря русского языка».

О каких условиях, необходимых для установления состава слова, говорит учёный?

...рука разлагается на рук + а не только потому, что -а существует ещё в ног-а, изб-a, жен-а и т. п., но и потому, что основа рук- существует ещё в рук-ою, рук-у, рук-ами и т. д. <...> Так же беленький разлагается на бел + еньк + ий в соотношении со словами бел-ый, бел-ить и т. п., а также чёрн-еньк-ий, красн-еньк-ий и т. п.

• Докажите, что общая часть в каждой группе слов не является морфемой.

1. Ме-тр, Пё-тр, спек-тр, теа-тр. 2. Пор-ок, пор-ох, пор-тал.

3. План-ктон, план-татор, план-шет.

3. Прочитайте и дополните алгоритм определения окончания и основы в слове.

I. Определяем, изменяется слово или нет. Если не изменяется, то всё слово является ... а окончание в нём...

II. Если слово изменяется, то склоняем или... его и определяем изменяющуюся часть.

Помним:

• что окончание может находиться не только в абсолютном ... слова;

• что у слова может быть ... (не выраженное материально) окончание;

• что звук [й] может быть «спрятан», он является частью... если повторяется в формах изменяемого слова.

ІІІ. Изменяющаяся часть слова — это ..., а оставшаяся — ...

•Прочитайте в электронной хрестоматии отрывки из книги Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях». Выпишите выделенные курсивом слова и определите в них окончания и основы, пользуясь составленным алгоритмом.

•В выписанных словах определите корни и обозначьте их. В каких из них наблюдается чередование звуков? В каких есть беглые гласные? Как вы это определили?

4. Прочитайте в электронной хрестоматии стихотворение А. Фета «Я вдаль иду моей дорогой...». Определите тему и основную мысль стихотворения.

•Выпишите в два столбика: в первый — однокоренные слова разных частей речи, во второй — разные формы одного слова (ограничьтесь прилагательными). Какой корень и какое слово в разных формах повторяются трижды? Как это повторение связано с раскрытием замысла поэта?

• Разберите слова проводницей, гостеприимный, своеволью, хлебом-солью, спасибо, музе-страннице по составу. Какие из них сложные? Какое слово состоит из одной основы? А из одного корня?

5. Прочитайте заметку о слове спасибо. Что произошло с его структурой? Какое слово из исторической справки имело аналогичную судьбу?

Из жизни слов и выражений

Спасибо! — говорим мы, не задумываясь о происхождении слова. А ведь это слово связано со священным «Спаси Бог!». Ещё недавно, конечно по историческим меркам, эта связь осознавалась. Во всяком случае в уникальном памятнике русской литературы «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном» (1672—1673 гг.) находим: «...мальчику тому спаси Бог, который ходил в церковь по книгу и по воду ту святую, пособлял тебе...».

Слово спасибо было к тому времени уже известно, что подтверждается документально. В 1622 году в «Курантах» (так называлась первая русская рукописная газета) один из авторов рассказывал о путешествии к скульптуре всятого: «Да тут же стоит кумира* золотая... и ту кумиру обнял: и спасибо-де тебе, кумира, что ты меня дождалася».

Появилось же слово спасибо, как утверждают этимологи, раньше. После того, как исчез конечный гласный в слове Богъ, был утрачен и согласный г. Два слова в выражении благодарности срослись, в результате получилось слово, состоящее из одного корня.

И в другом выражении признательности — благодарю — современные словообразовательные словари выделяют один корень благодар-. Глагол был заимствован из старославянского, где означал «благо дарить» и представлял собой буквальный перевод греческого слова.

Выражение благодарности есть в каждом языке. И не случайно по инициативе ООН и ЮНЕСКО 11 января стал Международным днём «Спасибо»: так мировое сообщество утверждает вежливость и приязненное отношение между людьми.

Украина отмечает этот день с 2008 года. СМИ напоминают нам 11 января о самом вежливом дне и о том, что признательность будет настоящей, если она идёт от чистого сердца. Велико слово: спасибо, — гласит одна пословица. А другая поправляет: Спасибо — великое дело.

6. Какая часть слова называется корнем?

Выпишите родственные слова, отметив как исторические (фиксируемые на письме), так и живые, возникающие в устной речи чередования в корнях.

Образец: Лестный, нелестно, лесть, льстец, льстить, подлещиваться (разг.), обольщаться (лес- //лест’- //льст’- //лещ- //лыщ-).

1. Земля, заземление, земелька, оземь, околоземный, земляника, земство, землянин, позёмка, чернозём. 2. Весы, весить, развесчик, перевешивать, развеска, невесомый. 3. Вестись, вожатый, ведущий, вождение, природоведение, водитель, поводырь, экскурсовод, выпроваживать.

• Сгруппируйте родственные слова, учитывая то, что корни слов могут быть омонимичными.

Примечание. В одном случае материал исторической справки подскажет вам правильный ответ.

1. Лесок, лесник, леска, лесина, леший, мелколесье, лесенка, подлесье, лесополоса. 2. Белить, белила, белый, белка, беляк, белок, белорус, бельё, беличий, бельчатник, белокурый, белорусский, бельевой, белошвейка, по-белорусски, двухдецибельный. 3. Водный, водяной, переводчик, паводок, наводнение, водитель, водопроводчик, водонепроницаемый, приводниться, проводница, водоподводящий. 4. Датировать, датчик, подавать, датировка, отдача, задавать, незадачливый, законодательный.

• Четвёртый — лишний. Найдите его. Обоснуйте свой выбор.

1. Бестолковый, беспечный, бесспорный, бесполезный. 2. Роскошь, роспись, роспуск, россыпь. 3. Виноград, винодел, виноградарство, виноградник.

• Составьте рассказ о корнях слов на основании выполненного вами задания.

7. Какие части слова называются префиксами и суффиксами?

Четвёртый — лишний. Найдите слово со служебным аффиксом, омонимичным аффиксу других слов ряда.

1. Развесёлый, разудалый, раздельный, разнесчастный. 2. Моряк, добряк, поляк, пятак. 3. Прибрежье, приморье, прибавление, Приднепровье. 4. Пошивочный, поквартальный, помесячный, понедельный. 5. Крикнуть, толкнуть, рвануть, крепнуть. 6. Страна, газета, Маша, Лука. 7. Плащ, мяч, дач, ткач.

• Подберите однокоренное слово в первом ряду с синонимичным префиксом; во втором — синонимичным суффиксом.

1. Беспорядок, предысторический, постшкольный, супермодный, изгнать, подтормозить (разг.), избаловать. 2. Аграрий, лесничий, рыбарь (устар. и простор.), ловитель (разг.), житие (книжн. устар., теперь шутл.).

• Подберите однокоренное слово с антонимичным префиксом.

Прикарпатье, надводный, пореформенный, последипломный, предоперационный, отвязать, разморозить, улететь, войти, недосол.

• Что нового вы узнали о морфемах?

• Почему морфемы могут быть омонимичными, синонимичными, антонимичными?

8. Определите морфемный состав слов.

Подоконник, маслёнок, собачонка, домина, несчастье, припарковаться, желток, сценарист, пятница.

• Можем ли мы определить, какой признак положен в основу этих наименований? Объясните почему.

• Определите лексическое значение слов, запишите их толкования. С какими морфемами соотносится родовое понятие в толковании слов? Можно ли утверждать, что корень — главный носитель лексического значения слова, а аффиксы только уточняют смысл корня?

9. Прочитайте отрывок из книги Михаила Михайловича Пришвина «Глаза земли» (глава «Недосмотренные грибы»). Какой признак был положен в основу слов подосиновик и подберёзовик? Указывает ли внутренняя форма на важнейшее свойство называемого объекта?

В осиннике до того теснит осинка осинку, что даже и подосиновик норовит найти себе ёлочку и под ней устроиться на свободе. Вот почему, если гриб зовётся подосиновиком, то это вовсе не значит, что каждый подосиновик живёт под осиной, а подберёзовик живёт под берёзой. Сплошь да рядом бывает, что подосиновик таится под ёлками, а подберёзовики открыто сидят на поляне в еловом лесу.

• Составьте пары, подобрав к словам русского языка украинские слова, имеющие такой же морфемный состав, и запишите их. Совпадает ли внутренняя форма слов каждой пары? А значение?

Корыстный, властный, уродливый, неделя, скончаться.

10. Ознакомьтесь с толкованиями слов в словарях. Найдите в каждом толковании слово, родственное толкуемому. В каком случае в толковании его нет? Членится ли основа этого слова на морфемы? (Этимологию слова см. в электронной хрестоматии.)

Печник — рабочий, специалист по установке и ремонту печей.

Таёжник — человек, живущий или промышляющий в тайге.

Дачник — городской житель, живущий в летнее время на даче.

Словарник — составитель словаря.

Плотник — рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

• Какое слово из каждой пары в толкующей части имеет более простую структуру? В слове, более сложном по структуре, определите морфемный состав. Можно ли с помощью толкования определить, как было образовано данное слово?

Примечание. Определение путей образования слова через толкование предложил известный учёный Г. О. Винокур.

Правило Винокура: если одно слово можно истолковать через другое — родственное, обычно более простое по устройству, то от него и было образовано разбираемое.

Если необходимо узнать всю цепочку производства разбираемого слова, процедуру следует повторять, пока не обнаружится слово с основой, которая далее не членится.

• Измените толкования так, чтобы было понятно, от какого слова образовано толкуемое.

Лесник — лесной сторож; работник лесного хозяйства.

Мельник — владелец мельницы или работник на мельнице.

Словник — список единиц словаря.

• С помощью толкования определите, в образовании каких слов был использован суффикс -ик, а каких — -ник.

Аграрник, багажник, баловник, бездельник, вечерник, десятиклассник, осинник, сырник, творожник, трёхтомник, шестиугольник.

• Проверьте результат по разным сайтам, на которых производится морфемный разбор слов. Всем ли сайтам можно доверять?

• Найдите слова, в которых суффиксальный способ образования сочетается с другими, назовите способы образования этих слов.

11. Прочитайте и запишите начало описания дома Толстых в Ясной Поляне по книге Н. С. Шер «Рассказы о русских писателях», раскрывая скобки и объясняя написание слов.

Дом, в котором жили Толстые, был большой, в нем было до сорока комнат: детские, кла(с/сс)ная, спальни, дива(н/нн)ая, фортепья(н/нн)ая, большая и малая гости(н/нн)ые и ещё много разных комнат, которые часто годами стояли запертые. В доме не было никакой роскоши — некраше(н/нн)ые полы, простая мебель работы своих крепостных мастеров, и только в парадных комнатах стояли дедовские зеркала в золочё(н/нн)ых рамах, столы красного дерева, висели по стенам старые портреты.

• Определите способы словообразования выделенных курсивом слов из словосочетаний и предложений, взятых из этого отрывка и продолжения текста (см. электронную хрестоматию): со всей домашней прислугой; зимой катались с гор; семья собиралась в гостиной; был особенно учтив и ласков; «Ну-ка, Левка, пузырь (его так звали, потому что он был очень толстый), отличись шарадой!»; был какой-то «лучезарный; хочет сейчас сообщить.

• Какие способы образования слов в русском языке не отражены в задании? Подберите соответствующие примеры. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

12. Рассмотрите схему «Способы словообразования». Какой принцип русской орфографии является основным? Что необходимо знать, чтобы следовать морфологическому принципу написания слов?

Морфологический принцип требует единообразного написания одних и тех же морфем, вне зависимости от их произношения (исторические чередования не учитываются).

13. Рассмотрите схему правил русской орфографии на электронном форзаце (см. http://www.orioncentr.com.ua/російська-мова-та-література-інтегро/). Какой принцип русской орфографии она демонстрирует? Каких правил на местах, обозначенных вопросительными знаками, не хватает? Какие принципы положены в основу этих правил?

Дома

Подготовьте орфографическую памятку сами, дополнив схему, к которой вы обращались в задании 13, недостающими правилами и примерами. Сделайте схему такой, которая была бы удобна вам.