Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

27. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕКСТА

Наблюдаем, анализируем, делаем выводы

• Известно, что для успешной учебной деятельности очень важно научиться извлекать из прочитанного или прослушанного текста нужную информацию и запоминать её, чтобы потом кратко, но ёмко излагать содержание, формулировать основные положения и идеи, то есть овладевать умениями преобразовывать, сокращать текст. Какие способы и приёмы сокращения текста вы знаете? При выполнении каких работ вы их применяли?

• Рассмотрите схему «Основные способы сжатия исходного текста». Устно отметьте, какие понятия вам знакомы, а какие вызывают вопросы. Обсудите эти вопросы в классе.

• Составьте устное высказывание, опираясь на данную схему.

Читаем научный текст

Информационное преобразование текста — это процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и фиксация её разными способами.

Сжатие текста происходит по двум взаимосвязанным направлениям:

1) содержательное сжатие информации текста;

2) языковое сжатие информации текста.

Способов содержательного преобразования текста известно два: исключение и обобщение.

При исключении как смысловом сжатии текста необходимо:

• разделить информацию на главную и второстепенную;

• выделить главное (существенное) и исключить несущественное, второстепенное;

• убрать детали и подробности.

Обобщение как смысловое сжатие текста подразумевает:

• свёртывание подробной информации за счёт обобщения, то есть перевода частного в общее;

• вычленение единичных фактов, их обобщение;

• подбор языковых средств для обобщённой передачи единичных фактов.

Способов языкового преобразования текста — три: замена, сокращение и слияние.

Замена как языковое сжатие текста означает замену одних синтаксических конструкций другими:

• сложноподчинённых предложений с придаточными определительными синонимичными простыми с обособленными определениями;

• сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными синонимичными простыми с обособленными обстоятельствами;

• сложного предложения с несколькими структурными частями на сложное с меньшим количеством структурных частей;

• замена прямой речи, диалога косвенной речью;

• замена фрагмента текста синонимичным выражением.

Сокращение как языковое сжатие текста подразумевает:

• исключение повторов;

• исключение синонимов;

• исключение синтаксических конструкций, осложняющих предложение;

• сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части и т. п.

Слияние как языковое сжатие текста требует объединения нескольких предложений в одно простое с однородными членами или сложное предложение1.

1 Более подробную информацию о способе сжатия текста вы найдёте в электронной хрестоматии.

1. Прочитайте фрагменты текстов. Выделите главную информацию, исключите второстепенную и запишите полученные предложения. Устно докажите правильность своих действий.

I. «Скажите, кто любит сказки?» — обратился однажды к ребятам Корней Иванович Чуковский. Было это в Переделкине, у него на даче, где писатель ежегодно устраивал для детей праздники. Лес рук поднялся кверху.

II. Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в ветре, в земле, в кресле, в доме, в дне и вечере, в тебе самом.

III. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они подскажут, как выйти из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки докажут, что весёлый, но слабый человек может победить сильного, но хмурого.

IV. Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок может вспомнить каждый из нас. И «Репку», и «Колобка», и про Ивана-царевича, и про Царевну-Лягушку. И всё-таки, смею утверждать, мы не знаем этого жанра фольклора.

V. Сказки творил не только народ, их создавали писатели. Большой популярностью пользуются до сих пор сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек», в которой любовь оказывается сильнее всех козней и неодолимых преград, поэтические сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка и волшебные сказки Павла Бажова о красоте, силе, верности первому чувству, долгу.

2. Прочитайте предложения. Выделите единичные факты, определите, что их объединяет, обобщите их и запишите полученные предложения.

1. Сказки любят взрослые и дети, мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, сильные и слабые, добрые и не очень. 2. В каких бы странах я ни бывал, в каких бы городах ни жил, мой родной город остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по нему, по улице Абрикосовой или Каштановой, по Центральному бульвару или Речной набережной, и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город. 3. В этом стихотворении различные эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и гиперболы помогают передать основную мысль.

3. Прочитайте предложения из произведений К. Паустовского, сократите и запишите их. Докажите, что вы сделали это правильно.

I. Мальчишка вбежал в комнату и воскликнул:

— Мама, ты не представляешь, как было здорово на катке!

II. Близкий друг Лермонтова Раевский, сосланный за распространение лермонтовских стихов, подчёркивал позже: «Самые же стихи его были отражением мнений не одного лица, но весьма многих».

III. Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству.

4. Познакомьтесь с памяткой «Как работать над сжатием текста», постарайтесь запомнить алгоритм преобразования текста.

Следуя алгоритму, преобразуйте данный в упражнении текст, применив разные способы и приёмы сжатия. Запишите получившийся текст.

Прокомментируйте примеры употребления тире между подлежащим и сказуемым, постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ НАД СЖАТИЕМ ТЕКСТА

При первом чтении:

1. Внимательно прочитайте или прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

2. Определите тему (о чём текст?), идею (что говорится о теме?).

3. Определите стиль текста, тип речи, сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

4. Запомните последовательность событий, рассуждений.

5. Составьте подробный план текста (простой или сложный).

6. Названия пунктов плана пишите, оставляя место для записи ключевых слов.

После второго чтения:

1. Выберите способы содержательного и языкового сжатия для каждого абзаца текста.

2. Используя выбранные способы сжатия, сократите текст, сохраняя главную информацию.

Помните: необходимо передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Проверьте связь между частями изложения, наличие авторского замысла.

Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Гостья из леса

Резными, ажурными, игольчатыми появляются на свет травинки. Сразу и не различишь, какое растение проклюнулось, показалось из влажной тёплой весенней земли. Пройдёт несколько дней, прежде чем расправятся, распустятся листочки и можно будет узнать по ним и тысячелистник, и одуванчик, и ромашку. Но самое настоящее чудо происходит, когда растения зацветают.

И расцвечиваются опушки, косогоры и поляны необыкновенными цветочными узорами. Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные. Но среди пёстрого разнотравья есть и неприметные, скромные, но по-своему очаровательные цветы. Один из них — анютины глазки.

Только наш рассказ не о тех анютиных глазках, которые растут на клумбах, а о диких их родственниках, что приютил человек 350—400 лет назад. Конечно, ни по красоте, ни по размерам дикарки не могут с ними равняться. Но присмотритесь к ним внимательнее.

Фиалка трёхцветная — так зовут это растение учёные. Какие же три цвета у фиалки — гостьи из леса? Белый, жёлтый, фиолетовый. Эти цветы можно отыскать в лесу на полянах, среди кустарников и по обочинам дорог с апреля-мая и до глубокой осени.

Фиалку трёхцветную в народе часто неправильно называют иван-да-марья. Это народное название другого растения — марьянника дубравного, у которого тоже есть жёлтая и фиолетовая краски.

Для лечебных целей фиалку трёхцветную применяют от кашля.

Анютины глазки — один из самых популярных цветов. Во Франции они считаются символом верности, в Польше их ласково называют «братки», а у немцев про фиалку трёхцветную есть трогательная сказка, и зовут они это растение мачехой.

В цветке пять лепестков. Нижний, крупный, — мачеха, два боковых красивых — родные дочери, а верхние, самые маленькие, — падчерицы. Мачеха обижала бедных падчериц, и добрый волшебник сжалился над ними и повернул цветок. Мачехе за зло он дал шпорец, а её красавиц дочерей наградил усами — чёрными чёрточками на лепестках.

(По Тамаре Горовой)

Шпорец — полый удлинённый вырост чашелистика или лепестка цветка. Служит обычно для скопления выделяемого нектара.

5. Кроме указанных способов информационного преобразования текста существует ещё и творческий приём смыслового чтения и интерпретации текста — составление сенканов.

Сенкан — «белый стих», стихотворение из пяти строк (от фр. cinq — пять), в котором обобщена основная информация текста.

СТРУКТУРА СЕНКАНА

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырёх слов (основная мысль).

5. Существительное (повторение темы другим словом — смысловым или лексическим синонимом).

• Прочитайте текст «Тайны воды», определите его тип и стиль. Что отражает название текста: тему или основную мысль? На какие структурно-смысловые части можно разделить текст, какие слова являются ключевыми в каждой из них?

• Составьте по прочитанному тексту сенкан.

Кажется, о воде все и всё хорошо знают. Вода — самое распространённое вещество на свете. Люди и всё живое на Земле пользуются ею как только появились на свет. Учёные, однако, считают, что вода — одна из самых загадочных жидкостей на свете, а постижение её тайн, по существу, только начинается. Химическая формула воды — два атома водорода и один атом кислорода, однако множество молекул ещё не составляют воду в нашем понимании.

На все тайны воды не хватит и толстой книги, а потому упомянем, например, о существовании у её молекул электрического заряда. К такому выводу пришёл английский физик Дж. Берналл, а это в свою очередь привело к фантастическим выводам.

Наверное, помните: в сказках есть живая и мёртвая вода? Оказывается, верно это не только в сказках. Казалось бы, какая разница растению, поливает его дождь из тучи или садовник из лейки? Тем не менее опыты показали, что дождь для урожая намного лучше. Почему? Ответить на этот вопрос попытался изобретатель И. Остряков и выяснил, что капли в грозовом облаке электризуются. Большая их часть приобретает положительный заряд, а меньшая — отрицательный. Если поливать растение положительной водой, оно будет быстрее наращивать листья и побеги. Отрицательная вода, наоборот, полезнее для корневой системы и корнеплодов. Вода же из водопровода никакого заряда не имеет: всё электричество в ней ушло в землю через металлические стенки труб.

(Из книги «Энциклопедия — школьнику»)

Дома

Выполните задание по выбору.

• Произведите сжатие текста одного из параграфов вашего учебника по биологии, например, «Краткая история развития биологии» или «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки». Запишите текст сжатого изложения, предварив его простым планом.

• Ознакомьтесь с приёмами преобразования текста при помощи составления кластеров, опорных конспектов, интеллект-карт (см. материалы в электронной хрестоматии). Произведите сжатие текста одного из параграфов вашего учебника по любому другому предмету или текста, данного в электронной хрестоматии.