Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

25. ТИПЫ РЕЧИ: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ

1. Прочитайте тексты; определите их принадлежность к тому или иному типу речи; приведите доказательства правильности ваших утверждений (см. дополнительные материалы об украинской хате и задания к ним в электронной хрестоматии).

I. Хата — традиционный дом украинцев. Классическая хата представляет собой дом с глинобитными, саманными или деревянными стенами, покрытыми смесью земли, глины и соломы. Традиционно хата белится изнутри и снаружи.

В богатых хатах на окна делались ставни, которые закрывались на ночь, а летом использовались для теплоизоляции. Крыша хаты всегда соломенная, из вымоченных в глине снопиков соломы, собранной серпом вручную, или камышовая.

(По Игорю Ивченко)

II. Хата — это не только традиционное жилище украинских крестьян, но и оригинальное народное произведение, самобытное явление культуры.

Украинская хата славилась красотой и своеобразием. Её очертания выразительны, легки и живописны. В оформлении хаты проявлялась тяга народных мастеров к симметрии, к фольклорным ритмам. Это видно в размещении окон, главного входа, в декоративных украшениях.

За хатой бережно ухаживали. Она всегда была убрана, помазана, разрисована цветной глиной, украшена цветами и ароматными травами. В её интерьере отражаются многочисленные украинские народные традиции, символы, обычаи и обряды. Магическое значение имело и настенное рисование. Верили, что всевозможные красочные изображения и орнаменты могут отвлекать злую силу от людей.

Предметы в интерьере тоже имели символическое значение. Стол выступал символом единства и прочности семьи. Его покрывали скатертью, на нём всегда лежал хлеб. Печь с огнём — ещё один символ, с которым непременно связывалась незыблемость семьи.

Украинская хата поистине увлекательна и поучительна, по ней можно многое узнать не только о быте украинского народа, но и о его поэтической душе.

(По Архипу Данилюку)

III. Одна только хата светилась ещё в конце улицы. Это жилище головы. Голова уже давно окончил свой ужин и, без сомнения, давно бы уже заснул; но у него был в это время гость, винокур, присланный строить винокурню помещиком, имевшим небольшой участок земли между вольными козаками...

В это время что-то стало шарить за дверью; дверь растворилась, и мужик, не снимая шапки, ступил за порог и стал, как будто в раздумьи, посреди хаты, разинувши рот и оглядывая потолок. Это был знакомец наш, Каленик. «Вот, я и домой пришёл! — говорил он, садясь на лавку у дверей и не обращая никакого внимания на присутствующих. — Вишь, как растянул, вражий сын сатана, дорогу! Идёшь, идёшь, и конца нет! Ноги как будто переломал кто-нибудь. Достань-ка там, баба, тулуп, подослать мне...». Каленик приподнялся немного, но неодолимая сила приковала его к скамейке...

(По Николаю Гоголю)

• Рассмотрите репродукцию картины И. Репина «Украинская хата» на с. 127. Найдите соответствия в изображении хаты художником и в сведениях, почерпнутых вами из прочитанных текстов. Что является для вас известным, а что оказалось новым?

• Составьте текст об украинской хате в самостоятельно выбранном типе речи. Подумайте, от чего зависит выбор типа речи.

Читаем научный текст

Наиболее общими типами речи (типами текста) являются повествование, описание и рассуждение. Они формировались на протяжении столетий, зависят от цели речи, её содержания, требуют соответствия определённой типичной структуре и использования наиболее подходящих грамматических средств.

Повествование — текст, в котором рассказывается, сообщается о событиях, явлениях или процессах, следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Повествование тесно связано с пространством и временем, поэтому для него важно обозначение места действия, название лиц, производящих действия, и обозначение самих действий. Оно может быть создано в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.

Композиция повествования включает в себя:

1) завязку — начало развития действия;

2) развитие действия;

3) кульминацию — момент наиболее напряжённого развития повествования;

4) развязку — результат действия, его итог.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства

Рассказать о событии:

а) показать в развитии;

б) выделить основные (узловые) факты;

в) показать взаимосвязь фактов

Логическая последовательность соблюдается.

Динамизм, смена событий подчёркивается.

Композиция соответствует хронологии событий

Простые и сложные предложения:

а) со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида;

б) со сказуемыми в видо-временных формах, подчёркивающих смену и характер событий;

в) со сказуемыми, выражающими причину, следствие, временную обусловленность

Описание — текст, представляющий словесную картину, дающий общее представление о предмете, портрете, пейзаже, событии, их отдельных признаках, авторском отношении к ним и т. п.

Тексты-описания очень разнообразны, но существует определённая логика их построения:

1) определение, общее представление, основные сведения об описываемом предмете, человеке, явлении, событии;

2) отдельные признаки и детали описываемого, внешние свойства (форма, материал);

3) внутренние свойства: функции, употребление;

4) авторская оценка.

ОПИСАНИЕ

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства

Перечислить признаки, свойства, элементы предмета речи.

Указать на его принадлежность к определённому классу предметов.

Указать на назначение предмета, способы и области его применения, функционирования

Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.

Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.

Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.

Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления

Простые и сложные предложения:

а) с прямым порядком слов;

б) с составным именным сказуемым;

в) с глагольными формами одновременного действия;

г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;

д) с определительными характеристиками

Рассуждение — текст, который содержит аргументированные, доказательные размышления автора, имеющие цель выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. В центре рассуждения находятся определённые проблемы и называются пути их решения. Чаще всего рассуждение используется в научном и публицистическом стилях и художественной литературе.

Композиция рассуждения включает следующие элементы:

1) тезис — поставленная проблема и отношение к ней;

2) аргументы — доказательства тезиса, его обоснование;

3) вывод — подведение итогов рассуждения.

РАССУЖДЕНИЕ

Цель создания текста

Исследовать сущностные свойства предметов или явлений. Обосновать взаимосвязь предметов или явлений

Содержание и форма текста

Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса)

Используются размышления, умозаключения, пояснения.

Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.

То, что не относится к доказательству тезиса, опускается

Типичные грамматические средства оформления

Простые распространённые предложения:

а) с глаголами разных видовых форм;

б) с причастными оборотами или с другими обособленными определениями;

в) с деепричастными оборотами или другими обособленными обстоятельствами;

г) с обстоятельствами причины, следствия, цели.

Сложные предложения с преобладанием сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели, условия, уступки

2. Прочитайте фрагменты из повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Можно ли точно определить, какой тип текста представляет каждый из них? Какой из типов текстов является основным в каждом из них, а какие — представлены отдельными элементами? Докажите своё утверждение, приводя аргументы и примеры из текстов, обращая внимание на цель создания каждого из них, содержание, форму и типичные грамматические средства.

I. Звонкая песня лилась рекою по улицам села***. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко, сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает.

— Галю! Галю! ты спишь или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод! Не бойся: никого нет. Вечер тёпел. Но если бы и показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою руками тебя — и никто нас не увидит. Нет, ты не спишь, гордая дивчина! — проговорил он громче и таким голосом, каким выражает себя устыдившийся мгновенного унижения. — Тебе любо издеваться надо мною, прощай! Тут он отворотился, насунул набекрень свою шапку и гордо отошёл от окошка, тихо перебирая струны бандуры. Деревянная ручка у двери в это время завертелась: дверь распахнулась со скрыпом, и девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядываясь и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звёздочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щеках её.

II. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно-зелёные стены садов. А вверху всё дышит; всё дивно, всё торжественно. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё белее, ещё лучше блестят при месяце толпы хат; ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.

• Примера какого типа речи нет в приведённых фрагментах? Как вы думаете, почему?

• Какой тип речи вы использовали при построении ответов на предложенные вопросы? Какова их структура?

• Охарактеризуйте лексику отрывков. Слова какого стиля речи преобладают? Для чего используются украинские устаревшие и диалектные слова, просторечия?

• Какова роль изобразительно-выразительных средств языка? Какую роль выполняют эпитеты, сравнения, метафоры?

• Чем отличается синтаксис данных текстов: преобладает монологическая или диалогическая речь, простые или сложные предложения, осложнённые или нет, есть ли восклицательные и вопросительные предложения? О чём всё это свидетельствует?

Рассмотрите в электронной хрестоматии картину А. Куинджи «Украинская ночь», которая прославила художника и положила начало новому этапу его творчества. В чём, на ваш взгляд, перекликаются пейзажи А. Куинджи и Н. Гоголя? Какой пейзаж кажется вам более выразительным, зримым? Почему?

• Прочитайте в электронной хрестоматии фрагмент книги В. Н. Осокина «Рассказы о русском пейзаже». Совпали ли ваши впечатления от картины с впечатлениями искусствоведа?

• Если вы заинтересовались творчеством А. Куинджи и хотите расширить свои знания о художнике, обратитесь к электронной хрестоматии и ознакомьтесь с краткими сведениями о нём и репродукциями его картин, посвящённых пейзажам Украины.

Дома

Выполните одно из заданий по выбору.

• Прочитайте текст «На вечере у Погодина» в электронной хрестоматии под рубрикой «Расширяем кругозор». Определите, какие типы речи использованы писателем, установите, какой из них преобладает и почему. Расскажите, какими предстали перед вами герои отрывка, что вас удивило, заинтересовало, а возможно, и заставит обратиться к другим источникам информации, чтобы узнать о них больше.

• Представьте себе, что к вам в гости приехали ваши зарубежные сверстники, которые заинтересовались украинскими традициями. О чём вы им расскажете, сможете ли использовать сведения из прочитанных текстов? Выберите соответствующий тип речи и составьте текст. Сопроводите свой монолог иллюстративным рядом (иллюстрациями, репродукциями картин, фотографиями).

• Представьте, что изобретена машина времени и вам предоставлена возможность отправиться «в гости» к Н. Гоголю. О чём бы вы расспросили писателя? О каких своих впечатлениях от творчества вы бы ему рассказали? Что вам мог бы ответить писатель? Расскажите об итогах вашего путешествия одноклассникам и одноклассницам, выбрав соответствующий тип речи для своего высказывания.

• Объясните замысел современного украинского художника В. Слепченко. (Сведения о нём см. в электронной хрестоматии). Как вы думаете, понравился ли бы такой портрет писателю?