Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

23. ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: АФАНАСИЙ ФЕТ

1. Рассмотрите репродукцию портрета поэта. Какие детали привлекли ваше внимание? Кем по происхождению и по профессии мог бы быть человек, изображённый на портрете?

• В одном из писем Я. Полонский, поэт и друг А. Фета, писал: «Что ты за существо — не понимаю... Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески благоговейные стихотворения?.. Какой Шопенгауэр, да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или тот психический процесс такого лирического настроения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый, и нам, грешным, невидимый, человек, окружённый сиянием, с глазами из лазури и звёзд, и окрылённый! Ты состарился, а он молод! Ты всё отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклонённый, зарыдать готов перед одним из её воплощений...». Какие черты поэтического творчества А. Фета подчёркивает его друг? Каким он видит автора стихотворений?

• Прочитайте отзыв о поэзии Фета его современника — драматурга, прозаика, лирика А. Толстого. Какие три особенности стихотворений Фета выделяет Толстой?

Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук.

Читаем художественный текст

Прочитайте стихотворение А. Фета. Каким чувством оно проникнуто?

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

1842

• К какой лирике (пейзажной, философской, интимной) относится стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

• Любит ли поэт зиму? Докажите, что природа и человек слиты в стихотворении воедино.

• За счёт аллитерации каких звуков первая строфа приобретает особую музыкальность? Аллитерацию какого звука использует поэт во второй? С какой целью?

• С помощью каких изобразительно-выразительных средств автору удаётся передать красоту и очарование зимней ночи? Укажите эпитеты, олицетворение, инверсию, повторы-перифразы, синтаксический параллелизм.

• Опишите цветовую гамму стихотворения.

• Проанализируйте синтаксическую конструкцию стихотворения и укажите его морфологические особенности.

Читаем художественный текст

Прочитайте стихотворение. Какое чувство испытывает лирический герой?

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

1843

• Определите микротему каждой строфы.

• К кому и зачем пришёл лирический герой стихотворения? О чём он хочет рассказать? Ответ подтвердите стихотворными строками.

• Какова роль анафоры в стихотворении?

• Опираясь на текст стихотворения, подтвердите или опровергните слова Афанасия Фета: «Поэт есть собственно человек, у которого видимо для постороннего взгляда изо всех пор сочится жизнь, независимо от его воли».

• Как вы думаете, каким словом можно заменить слово «поэт» в высказывании А. Фета? Обоснуйте своё мнение.

• Можно ли назвать это стихотворение гимном любви? Почему?

• При первой публикации стихотворения И. Тургенев настоял на отсечении двух последних строф (которые А. Фет восстановил в публикации 1863 года). Как вы думаете, почему Тургенев настоял на отсечении строф, а Фет потом восстановил их?

Это мастерское стихотворение; в нём нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение — картина... Но прочтите эти стихи любому мужику, он будет недоумевать, не только в чём их красота, но и в чём их мысль. Это — вещь для небольшого кружка лакомок в искусстве. (Лев Толстой)

4. Прочитайте стихотворение. Каким настроением (чувством) оно проникнуто?

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

<1850>

• О чём это стихотворение? Какие приметы помогают нам определить тему стихотворения?

• Основной принцип построения этого поэтического произведения — параллелизм. Проследите, как меняется ночная природа и параллельно с ней отношения влюблённых. Проведите эксперимент: прочитайте только те строки, которые описывают отношения влюблённых, а затем те, в которых передано состояние природы. Как вы думаете, почему поэт соединяет свидание и природу в одну картину?

• Какие «волшебные изменения» описаны в стихотворении?

• Проанализируйте звуковой ряд стихотворения. Можем ли мы утверждать, что первая и последняя строки противопоставлены по звуковому составу?

• Проследите, как меняется цветовая гамма стихотворения.

• Выделите ключевые моменты сюжета стихотворения: завязку, развитие действия, кульминацию.

• Вы, конечно, обратили внимание, что в тексте нет глаголов. Назовите существительные, с помощью которых автор передаёт действие. Как называются такие существительные?

• Какую синтаксическую конструкцию использует автор в стихотворении? Как вы думаете, почему поэт соединяет в одном предложении такие разные картины? Вспомните определение предложения. Какая «законченная мысль» выражена в стихотворении?

5. Прочитайте элегию. Каким настроением проникнуты авторские строки? Как меняется мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу?

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

1854

Нега — 1) состояние полного довольства; жизнь без нужды и забот; 2) блаженство, упоение; 3) нежность, ласковость.

• Охарактеризуйте средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, инверсию, олицетворение, синтаксический параллелизм, антитезу - и их роль в раскрытии основной мысли стихотворения.

• Рассмотрите старинную открытку авторства Елизаветы Меркурьевны Бём (1843—1914). Какое настроение она передаёт? Может ли открытка служить иллюстрацией к стихотворению А. Фета? Обоснуйте своё мнение.

6. Прочитайте в электронной хрестоматии стихотворение «Какая ночь!..». Какое чувство переполняет лирического героя?

• Докажите, что в стихотворении описана не ночная природа, а впечатление лирического героя от ночной природы.

• Какие изобразительно-выразительные средства и с какой целью использует автор в первой части?

• Какое открытие делает лирический герой во второй части? С помощью использования слов какой части речи (её формы) автор достигает эффекта сравнения?

7. Прочитайте в электронной хрестоматии стихотворение «Осень». Какие чувства оно у вас вызвало?

• Определите настроение каждой строфы. Какие средства художественной изобразительности помогают автору создавать это настроение?

• За счёт аллитерации каких звуков первая строфа приобретает грустную мелодичность? Аллитерацию каких звуков использует поэт во второй строфе? С какой целью? Какие звуки создают тональность третьей строфы?

• Докажите, что первая и последняя строфы синонимичны по настроению.

8. Стихотворение, помёщенное на следующей странице, называется «Поэтам». Определите по заголовку, о чём это поэтическое произведение. Прочитайте стихотворение. Подтвердилось ли ваше предположение? Определите тему стихотворения.

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты.

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья;

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопеньи.

Только у вас мимолётные грёзы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,

Видеть так радостно тонкие краски,

В радугах ваших, прозрачно-воздушных,

Неба родного мне чудятся ласки.

5 июня 1890

• Какие чувства испытывает автор к поэтам? За что благодарен лирический герой поэтам?

• С помощью каких лексических средств автор передаёт возвышенность чувств, его переполняющих?

• С чем сравнивает автор поэтические произведения?

• Представьте, что вам нужно исполнить романс Фета, а ноты утеряны... и вам нужно сделать музыкальное переложение. Опишите музыкальный вариант стихотворения «Поэтам». Может быть, вам поможет данное ниже высказывание П. Чайковского.

Ему дана власть затрагивать... струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, а как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.

(Пётр Чайковский)

Дома

• Прочитайте фрагмент статьи В. В. Агафонова «Музыка стиха» (см. материал в электронной хрестоматии). Подтверждают ли стихи А. Фета мысль автора? Если у вас есть музыкальное образование, попробуйте повторить эксперимент исследователя на одном из стихотворений Фета.

• Многие стихотворения А. Фета положены на музыку и стали романсами. Послушайте несколько таких романсов вместе с родителями или друзьями, обсудите с ними музыкальное воплощение темы и основной мысли поэтического текста.

• Выучите наизусть одно из стихотворений А. Фета и подготовьте его мелодекламацию.