Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

22. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Читаем научный текст

Лексикология и фразеология — это разделы науки о языке, которые изучают самостоятельные значимые единицы, выполняющие назывную функцию: лексикология описывает слова, а фразеология — устойчивые сочетания слов.

Лексика — совокупность всех слов языка. Лексикология — наука, изучающая словарный состав языка.

Слово — основная единица лексического уровня. Каждое слово имеет две стороны: звуковую форму и содержание (лексическое и грамматическое значения). Лексическое значение, в отличие от грамматического, индивидуально: оно присуще данному слову, а не целому классу слов.

В лексическом значении отражается то, что люди узнали о предметах, процессах, свойствах. Название даётся не произвольно, а на основании определённого, важного для человека признака. Так, пока писали на табличках и свитках, у славян не было слова книга. Но когда пергаментные свитки стали разрезать на листы и сшивать, это слово понадобилось. Не умещавшиеся в одной книге сочинения стали разбивать на отдельные части — со временем русским языком было заимствовано из французского слово том. Сшитые вместе листы бумаги — это и тетради, и блокноты, и альманахи, и монографии, и под. Все перечисленные предметы имеют своё обозначение — слова, каждое из них содержит наряду с общим признаком тот, который выделяет называемый предмет из ряда других: слово тетрадь характеризуется признаками «изначально без текста» и «с тонкой или утолщённой обложкой»; слово журнал отличается признаком «периодическое издание» и от слова книга, и от слова тетрадь и т. д. Такой отличительный признак, если слово создано по законам русского словообразования, может быть подчёркнут структурой слова, тогда он ещё подсказывает, почему именно так был назван предмет, действие, признак, ср.: книга-раскраска, книга-перевёртыш, письмовник. Крупнейший украинский языковед А. А. Потебня назвал признак, который лёг в основу слова при его возникновении, внутренней формой.

Слово — самостоятельная значимая единица языка, выполняющая назывную функцию. Слово является основной единицей лексического уровня.

К этому уровню на основании выполняемой ими функции обычно относят также фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения и другие типы устойчивых сочетаний.

Слова и фразеологизмы — основные носители информации о мире в языке.

Описанием слов и фразеологизмов (их значений, происхождения, особенностей употребления в речи и др.) занимается лексикография — наука о словарях.

В слове находит отражение и эмоционально-экспрессивное, оценочное отношение народа к именуемому понятию: книжечка, книжища, книжонка.

К слову, если брать во внимание его функцию в речи, приравниваются фразеологизмы. К фразеологизмам относят прежде всего образные в настоящем или в прошлом устойчивые обороты, толкуемые как единое целое. Они могут быть выражены и сочетанием слов, и предложением: за тридевять земель — далеко; одна нога здесь, другая там — быстро. Такие фразеологизмы обычно имеют разговорную окраску, в речи они выступают в качестве яркого экспрессивного средства. В научном и деловом стилях распространены обороты другого типа, лишённые образности, но тоже эквивалентные одному слову, понятию, например: иметь значение — значить, оказать помощь — помочь, а также составные термины — удельный вес, точка кипения, простое предложение.

Фразеология — 1) совокупность фразеологизмов и других устойчивых сочетаний языка; 2) наука, изучающая фразеологический состав языка.

При широком понимании фразеологии к фразеологизмам относят также пословицы, созданные народом, и крылатые выражения, имеющие автора. Крылатые выражения могут называть один предмет, одно явление, например: пришедший из древнегреческих мифов оборот ахиллесова пята обозначает слабое место, уязвимую сторону; библеизм имя им легион — множество (о людях). Но чаще они называют ситуацию, например, пушкинское: О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух... Пословицы всегда имеют структуру предложения и обозначают ситуации.

В наименованиях всех типов воплощается тот взгляд на мир, который отличает один народ от другого, потому что у каждого из них свой быт, своя история, своя культура, свои нравы и привычки (сравним: в русском языке об удачливом человеке говорят родился в сорочке, в английском — родился с серебряной ложкой во рту, французском — родился причёсанным, монгольском — родился в шубе). А значит, и своя языковая картина мира — так называется совокупность отражённых в обыденном языке представлений народа о человеке и окружающей его действительности.

• Какие языковые единицы изучают лексикология и фразеология? Почему эти два раздела науки о языке объединены?

• К какому языковому уровню принадлежит слово? Вспомните, что называют звуком речи (фонемой) и морфемой. Чем от них отличается слово?

• Почему фразеологизм относится к тому же уровню, что и слово? Может ли фразеологизм состоять из одного слова? А может ли толковаться одним словом? Какие типы фразеологизмов вы знаете? В чём их отличие?

• Приведите примеры сохранения словами и устойчивыми оборотами сведений о быте, истории, культуре народа.

Историческая справка

Языки индоевропейской семьи, включая славянские, германские, романские и другие, восходят к одному праиндоевропейскому языку (учёные реконструировали его: он существовал в дописьменную эпоху). Поэтому в лексике этих языков обнаруживаются сходные по звучанию и значению слова, обычно называющие самые важные для людей понятия: мать, сын, брат, жить, сладкий, небо, один, два, три, волк и др. Близки в этих языках и формулы приветствия типа Добрый день! Ещё больше сходства мы найдём, если будем сравнивать славянские языки — наследники также реконструируемого языковедами праславянского языка. Безусловно, с течением времени и в звуковом составе, и в значении слов происходят изменения: сегодня общеславянское обозначение светлого времени суток в русском — день, украинском — день, белорусском — дзень, польском — dzien, чешском — den, болгарском — ден, сербском — дан. Несовпадение с начальной формой объясняется тем, что каждый язык на определённом этапе пошёл по своему пути развития.

Унаследованные в том или ином виде из более древнего языка-источника и образованные уже средствами самого языка слова и фразеологизмы составляют исконную лексику и фразеологию этого языка. По подсчётам исследователей, среди первых 300 наиболее частотных слов русского языка 265 принадлежат к исконным — это человек, быть, тут и др. Остальные слова — заимствованные.

Наибольшее число слов пришло в русский язык из старославянского.

Сейчас основная масса заимствований — из английского языка.

Вне зависимости от происхождения состав лексики и фразеологии русского языка постоянно меняется. Некоторые слова и фразеологизмы забываются, переходят в пассивный запас — это устаревшие слова: архаизмы (заменяются синонимами) и историзмы (исчезают предметы, явления, понятия того или иного времени, а вместе с ними становятся ненужными слова, их называющие). И наоборот, развивается общество, появляются новые технологии, вещи, теории, устанавливаются новые отношения между людьми — и рождаются новые слова: два-три слова в день непременно! Недаром Н. Гоголь сказал о языке: «живой, как жизнь».

1. Прочитайте начало уже знакомого вам фрагмента эссе П. Мовчана «Мова — явище космічне» (тема 1, задание 4) и отрывок из стихотворения «Слово» А. Тарковского, известного поэта и переводчика с восточных языков, родившегося и проведшего юность в украинском городе, который теперь называется Кропивницким. О каких двух сторонах слова говорят писатели? В каких разделах науки о языке изучается каждая из них?

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём,

Бьётся жилка, вьётся живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

• Какое определение слова дано в теоретической части учебника? Чем научное определение отличается от художественных, данных писателями? В чём особенность каждого из художественных определений?

Дополнительно

Найдите в тексте стихотворения предложение, в котором пропущен глагол-связка между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, но не поставлено тире. Напоминаем: такая пунктуация встречается, если перед сказуемым стоят частица, союз, вводное слово, обстоятельство или дополнение. Приведите два-три примера на это правило.

2. Перед вами фраза из статьи «Философский язык» В. Жуковского, переданная из одной компьютерной программы в другую с ошибками (такое ещё, к сожалению, случается). Расшифруйте и запишите фразу:

СЛОВОНЕЕСТЬНАШАПРОИЗВОЛЬНАЯВЫДУМКАВСЯКОЕСЛОВОПОЛУЧАЮЩЕЕМЕСТОВЛЕКСИКОНЕЯЗЫКАЕСТЬСОБЫТИЕВОБЛАСТИГРАЖДАНСКОЙЖИЗНИ

• Сверьте запись с текстом, который приведён в электронной хрестоматии. Чтобы понять фразу, что вы искали прежде всего? Объясните почему.

• Что обозначает термин лексическое значение? Является ли лексическое значение слова произвольным? (См. материал в электронной хрестоматии). Что об этом думает В. Жуковский? Согласны ли вы с писателем, считавшим появление нового слова общественно значимым событием? (Если вы затрудняетесь с ответом, выполните сначала задание 4.)

3. Более сложную работу проделывают учёные, когда расшифровывают древнейшие тексты, которые писались без пробелов и почти без знаков препинания. Попробуйте и вы на несколько минут стать лингвистами или историками. Рассмотрите прорисовку — фрагмент берестяной грамоты, которую Гюргий (Георгий) отправил отцу и матери. Найдите названия городов.

• Почему, даже приблизительно зная, что следует искать, обнаружить нужные слова не так просто? Меняется ли звуковой и графический облик слов со временем?

• Знаете ли вы легенду из «Повести временных лет» о происхождении названия украинского города, упоминаемого в грамоте? (См. материал в электронной хрестоматии).

• Прочитайте перевод грамоты.

Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда — в Смоленск или в Киев: дёшев [здесь] хлеб. Если же не пойдёте, то пришлите мне грамотку, здоровы ли вы.

• Какой фразой заканчивается письмо? Можете ли вы сказать, как возникло слово здоровый и что оно значило? К каким словарям необходимо обращаться, чтобы ответить на этот вопрос?

Из жизни слов и выражений

Какое отношение к слову здоровый имеет слово дуб?

Как следует из словарей — непосредственное.

Слово здоровый — праславянское, только звучало оно, конечно, не так. Как полагают учёные, это прилагательное состоит из двух компонентов: первый — с-, который соотносят с древнеиндийским словом su «хороший» и который в большинстве славянских языков превратился в з (вспомните историю последнего компонента фразеологизма не видно ни зги); второй — восходит к корню, который сейчас произносится по-разному. По-белорусски говорят здаровы, по-украински — здоровий, а по-русски — и здорово! и здоровье. В языке, на который переводили церковные книги Кирилл и Мефодий и их ученики, этот компонент был сокращённым, как в повседневном русском выражении Здравствуйте!, сохранившем старославянский корень. Первоначально этот древний корень означал «прочный», «из хорошего, крепкого дерева», «крепкий, как дуб», а уже потом стал обозначать «невредимый». То есть здоровый — это крепкий, как дуб!

Восточные славяне издавна завели обычай желать здоровья при встрече и прощании. Приветствуя кого-то, мы говорим по-русски Здравствуйте!, по-украински — шутливо — Здоровенькі були!; расставаясь — по-русски Будьте здоровы!, по-украински Бувайте здорові!, а белорусы в этом случае скажут Бывайце здаровы! (Дополнительный материал см. в электронной хрестоматии).

4. Прочитайте текст. Как называются недавно появившиеся в языке слова? Назовите слова в тексте, которые относятся к данной группе. Какие значения они имеют в русском языке?

Словарь «Мислово» («Мыслово») был создан в 2012 году с целью фиксации новых слов и выражений современного украинского литературного языка, сленга, просторечия. Он объединил обычных пользователей, которые, как сообщает официальный сайт, и являются авторами словаря, присылают свои находки — слова и фразеологизмы и толкования к ним.

В 2013 году создатели словаря впервые провели акцию «Слово года». Символом насыщенного политическими событиями 2013 года стало слово Євромайдан, тут же вошедшее в другие языки, например: в русский — Евромайдан, белорусский — Еурамайдан, английский — EuroMaidan, польский — EuroMajdan.

Символом 2017 года было названо появившееся в результате сокращения словосочетания безвізовий режим слово безвіз, которое, по мнению составителей словаря, наилучшим образом отражает настроения и переживания этого года. Широкое распространение получил и русский эквивалент безвиз.

В этом же году в русском языке стали популярными слова биткоин и сниппер.

• Отличается ли значение слова Евромайдан от значения слова Майдан, биткоин — от цифровая валюта? Почему появление слов Евромайдан, безвиз, биткоин и сниппер было необходимым? (См. материал в электронной хрестоматии).

5. Объясните, почему языковые картины мира отличаются. Подберите примеры из изучаемых вами языков, подтверждающие, что в этих языках мир членится по-разному (рисунки помогут вам в этом). (Дополнительный материал см. в электронной хрестоматии).

• Отгадайте, что зашифровано в предложении:

• Почему в отгадке станет на одно слово меньше, если её перевести на английский (немецкий, французский)? Совпадают ли языковые картины мира разных народов? Означает ли это, что англичане (немцы, французы) не различают соответствующие явления?

• Выясните, что представляет собой цвет с точки зрения физики. Совпадают или не совпадают в данном случае языковая и научная картины мира?

• Познакомьтесь в электронной хрестоматии с толкованием слова гроза и выполните предложенные задания.

6. Ознакомьтесь со словарными статьями (в учебных целях они несколько изменены). К какой группе слов относятся те, которые здесь представлены? Почему их описание размещено не в одной словарной статье, а в трёх?

• Какие группы слов выделены синим, коричневым, серым цветами? В каком случае данные группы слов соотнесены со словом в целом, и в каком — с определённым значением?

• Определите, в каком значении используется слово свет в приведённых предложениях.

1. ...свет любви погаснул в душе его — вот почему примеркнул и свет поэзии. (Н. Гоголь о Н. Языкове) 2. ...после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещён святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет, Как вдруг однажды он исчез Осенней ночью. (М. Лермонтов) 3. Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи... (А. Пушкин)

• Какие значения слова «свет» являются переносными? Как они обозначаются в толковых словарях?

• Какие добавочные значения слов вы знаете? Какие из них характеризуют значения приведённых омонимов? Как эти значения обозначены в словарных статьях?

7. Прочитайте в электронной хрестоматии отрывки из статьи А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева» (1859 г.). Найдите слова в переносном значении, с помощью которых Тютчев создаёт художественную картину природы и своих переживаний в стихотворении «Сияет солнце, воды блещут...». Что о тютчевских метафорах говорит А. Фет? С помощью каких метафор он сам характеризует творчество своего любимого поэта (см. первый абзац)?

• На какую пословицу намекает автор, подчёркивая её абсолютную неуместность в данном случае? (Ответ можно найти в электронной хрестоматии).

• В каком значении используется слово пьеса в статье? Какие ещё значения имеет это слово? Является ли это слово устаревшим? А его значение в статье А. А. Фета? (Ответ можно найти в электронной хрестоматии).

• Из первого предложения выпишите все слова, относящиеся к самостоятельным частям речи. Распределите их в зависимости от количества значений. Каких слов больше — однозначных или многозначных?

• Похоже, не найти пособий по русскому языку, где бы при сравнении количества однозначных и многозначных слов не говорилось, что вторых больше. Не составляет труда убедиться, что многозначные слова чаще встречаются в речи. Как будто бы больше их и в словарях, но это верно, как утверждал водном из писем В. М. Бурмако (автор книги «Русский язык в рисунках»), только для небольших по объёму изданий. Если вас заинтересовало, каких же слов больше — однозначных или многозначных — в русском языке, возьмите и сравните количество тех и других в толковых словарях, в которых зафиксировано не менее 90 000 слов. Например, посчитайте по группам слова, начинающиеся на букву Г, Л или Т, или ограничьтесь 10—15 страницами.

• Найдите в тексте статьи устаревшее слово. К какому типу — архаизмам или историзмам — вы его отнесёте? Ответ обоснуйте.

8. Ознакомьтесь с рядами слов.

1. Альбом, альманах, блокнот, бортжурнал, брошюра, дневник, ежедневник, еженедельник, журнал, инкунабула, календарь, книга, манускрипт, монография, раскраска, фолиант.

2. Активити-книжка, аудиокнига, видеокнига, книга-перевёртыш, книжка-игра, книга-пазл, книжка-раскладушка, книжка-раскраска, книга-театр, 3D-книга.

• Сформулируйте значение выделенных курсивом слов (проверить ответ можно в электронной хрестоматии).

• Как называются слова, объединённые общим понятием? Подберите к каждому ряду родовые наименования.

• Определите, какие из слов 1-го ряда относятся к исконным, а какие — к заимствованным? Уточните ответы по словарям.

• Что обозначают слова 2-го ряда? Какие из них являются неологизмами?

• Дополнительные задания см. в электронной хрестоматии.

Примечание. Так как некоторых неологизмов ещё нет в словарях, то, чтобы узнать их значения, надо: а) обратиться к специалистам в данной сфере; б) найти контексты, где употребляются слова с неизвестными вам значениями; в) ознакомиться с самими предметами, явлениями, процессами, неизвестными вам, или с их описанием. Как вы поступите в данном случае?

9. Изучите схему «Способы толкования лексического значения в словарях».

Золотое правило лексикографии: толкование правильно, когда им можно заменить толкуемое слово (устойчивое сочетание) в данном тексте.

• Какие группы слов используются при синонимическом и антонимическом толковании слов?

• Сравните описательный и перечислительный способы толкования слов.

Цезура — пауза, обязательная для данного стихотворного размера внутри стихотворной строки (лит.).

Искусство — литература, скульптура, живопись, музыка, театр, кино.

• При каком способе толкования родовое название находится в толкующей части определения, а при каком — определяется толкуемым словом?

• В каком случае должны быть перечислены все видовые названия?

• Расскажите, какие приёмы толкования слов задания 8 использовались.

Применяем знания на практике

• Дети обычно спрашивают: это кто? это что? Помогите им в их стремлении познать окружающий мир, объясните, что обозначают:

Музей, зебра, баобаб, угрюмый, мало каши ел, восторгаться, книжища.

• Какие способы толкования вы использовали?

• Объясните ученикам младших классов, что означают приведённые слова, толкуя каждое слово (словосочетание) своим способом:

Общеобразовательный, самостоятельные части речи, толкование, интеллигентный, ромб, омоним.

10. Рассмотрите схему. Какой признак объединяет данные группы слов? Какие группы не названы? (Если у вас возник вопрос, почему один из прямоугольников нарисован со стрелками, то вы поймёте это позже в ходе выполнения задания.)

• Озаглавьте и запишите схему, дополнив недостающими компонентами. Подберите к каждой группе примеры.

• Такие же группы, как в лексике, выделяются и во фразеологии. Приведите примеры общеупотребительных фразеологизмов, терминов — устойчивых сочетаний, фразеологизмов из школьного (или шире — молодёжного) жаргона.

• Обратите внимание: к профессиональным словам нередко относят не только разговорные слова, заменяющие термины, но и сами термины, распространённые в определённой сфере деятельности; в то же время профессиональные слова и выражения включаются в словари жаргонной лексики и фразеологии.

• Рассмотрите рисунки и надписи к ним. Какие ограниченные в употреблении слова и устойчивые сочетания возникли в результате переноса значения? Какую внутреннюю форму имеют представленные слова и обороты, или, иначе говоря: почему данные предметы, понятия, действия получили такое название?

окно

окна операционная система Windows

стучать форточками «работать в Windows» остеклить «установить Windows»

окно1«ячейка рыболовной сети»

окно2«глаз»

окно «перерыв в учебном времени преподавателя»

11. Найдите в текстах, данных ниже, а также помещённых в электронной хрестоматии, языковедческие и литературоведческие термины. Какие из них используются обеими науками, а какие — нет? Объясните значение терминов. Какие их них однозначные, а какие многозначные? Какие термины не совпадают в своих значениях в литературоведении и языкознании? Приведите примеры однозначных и многозначных терминов из теоретической части учебника.

I. Н. В. Гоголь писал об украинском стихосложении, которое считал самым выгодным для песен: «...в нём соединяются вместе и размер, и тоника, и рифма. Падение звуков в них скоро, быстро; оттого строка никогда почти не бывает слишком длинна; если же это и случается, то цезура посередине с звонкою рифмою перерезывает её. Чистые, протяжные ямбы редко попадаются; большею частию быстрые хореи, дактили, амфибрахии летят шибко один за другим, прихотливо и вольно мешаются между собою, производят новые размеры и разнообразят их до чрезвычайности. Рифмы звучат и сшибаются одна с другою, как серебряные подковы танцующих. Верность и музыкальность уха — общая принадлежность их. Часто вся строка созвукивается с другою, несмотря, что иногда у обеих даже рифмы нет. Близость рифм изумительна. Часто строка два раза терпит цезуру и два раза рифмуется до замыкающей рифмы, которой сверх того даёт ответ вторая строка, тоже два раза созвукнувшись на середине. Иногда встречается такая рифма, которую по-видимому нельзя назвать рифмою, но она так верна своим отголоском звуков, что нравится иногда более, нежели рифма, и никогда бы не пришла в голову поэту с пером в руке».

II. Древнейшие собрания народной мудрости назывались сборниками пословиц и поговорок. Что такое пословица, ни у кого сомнений не вызывает: это завершённое афористическое утверждение назидательного характера. А насчёт поговорки у исследователей мнения расходятся. Одни считают вслед за В. И. Далем, что поговорка, в отличие от пословицы, не является завершённой, но в таком случае поговорка — это то же самое, что в современном языкознании фразеологизм. Другие учёные полагают, что пословица всегда образна, а поговорка, наоборот, безобразна, например: Коса — девичья краса, Ученье — свет, а неученье — тьма. А третьи — вообще не видят различия, называя одно и то же выражение, оформленное как предложение, и пословицей и поговоркой.

Дополнительно

Назовите пословицы из действия II, явления IX пьесы А. Островского «Бесприданница» (см. текст темы 16 к заданию 11 в электронной хрестоматии). В каких ситуациях они используются?

12. Выберите и выполните задание по интересам.

• Составьте фразеологическую «анатомию», т. е. запишите фразеологизмы с компонентом — названием частей тела. Или создайте фразеологический зоопарк, сад, аквариум, банк, азбуку.

Если вы захотите устроить конкурс, то для одной команды можно дать задание назвать как можно больше фразеологизмов со словом голова, а другой — душа.

• Для тех, кто своё будущее связывает с математикой. Докажите, что значение фразеологизма не равно сумме значений его компонентов.

• Будущие химики могут то же перевести на язык химии.

• Придумайте загадки-антипословицы по принципу: Лёгкий я, берет Полиприседа (отгадка: Тяжела ты, шапка Мономаха).

• Зашифруйте с помощью эмодзи фразеологизмы и предложите их разгадать друзьям, например: крепкий орешек.

Дома

Организуйте или примите участие в акции «Семейное слово года» или «Классное слово года!», имея в виду, что в последнем названии используется приём языковой игры.