Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

21. ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

1. Прочитайте два определения. На их основе составьте определение декламации таким образом, чтобы в нём не было словосочетания выразительное чтение. Можем ли мы утверждать, что слово декламация и словосочетание выразительное чтение синонимичны по значению? Обоснуйте свой ответ.

Декламация — искусство выразительного чтения стихов или прозы.

Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению.

2. Прочитайте и обсудите с одноклассницами и одноклассниками высказывание педагога М. А. Рыбниковой.

...только художественное чтение вскрывает произведение во всей его глубине и его эмоциональной природе, во всей силе его воздействия на читателя и слушателя.

3. Прочитайте маленький фрагмент из пособия по выразительному чтению. Достаточно ли в нём условий для того, чтобы текст был прочитан выразительно? Аргументируйте своё мнение.

ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНО - значит:

• раскрыть характерные особенности образов, картин, изображённых в нём;

• показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

• передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

• Прочитайте определение. Чем мелодекламация отличается от декламации?

Мелодекламация — художественное чтение с музыкальным сопровождением.

4. Используя материал заданий 1—3, напишите для обучающего сайта эссе о выразительном чтении.

5. Рассмотрите схему. Используете ли вы средства выразительности в своей повседневной речи? А при чтении вслух художественных произведений?

Дикция — ясное, отчётливое произношение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка.

Интонация — повышение и понижение тона голоса при произношении, манера произношения, отражающая чувства говорящего, тон.

6. Рассмотрите ещё одну схему, назовите основные компоненты интонации. Прочитайте схему так, чтобы при чтении проявились компоненты интонации.

КОМПОНЕНТАМИ ИНТОНАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

• мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе; / ритм речи, т. е. чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов;

• интенсивность речи, т. е. сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания;

• темп речи, т. е. скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками;

• тембр речи, т. е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки;

• фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Логическое ударение — выдвижение тоном голоса и силой дыхания слова на первый план в смысловом отношении.

Пауза — короткий перерыв в речи, который играет роль словораздела, отделяет одну фразу от другой.

7. Прочитайте предложения и проследите, как меняется значение высказывания от перемены места логического ударения в предложении.

1. ВЧЕРА была сильная гроза. 2. Вчера БЫЛА сильная гроза. 3. Вчера была СИЛЬНАЯ гроза. 4. Вчера была сильная ГРОЗА.

• Прочитайте предложение Маша взяла в библиотеке интересную книгу пять раз так, чтобы оно каждый раз приобретало новое значение.

8. Прочитайте и обсудите с одноклассницами и одноклассниками высказывание К. Станиславского. Согласитесь или поспорьте с режиссёром.

Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте. В выделяемом слове открыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста.

9. Одно из средств формирования чёткой дикции — скороговорки. Прочитайте скороговорки. Для того чтобы добиться чёткого произнесения, первым делом представьте смысловой видеоряд, вникая в содержание, и уже затем произнесите скороговорку, с постепенным ускорением темпа.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, —

Рак за руку Греку ЦАП!

Попугай говорит попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю»,

Попугай в ответ попугай:

«Попугай, попугай, попугай».

• Подберите самостоятельно 7—9 скороговорок и потренируйтесь в их прознесении.

10. Прочитайте две памятки с одинаковым смысловым названием «7 шагов к выразительному чтению», которую подготовили для своих учеников учительницы харьковских школ. Как вы считаете, нужны ли они учащимся? Своё мнение обоснуйте.

1. Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

2. Придерживайтесь правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.

3. Следите за дикцией — произношение должно быть внятными, громкими, отчётливыми.

4. Делайте паузы, если встречаются знаки препинания.

5. Выделяйте с помощью логического ударения ключевые по смыслу слова литературного произведения.

6. Придавайте тексту при прочтении эмоциональную окраску.

7. Постарайтесь выразить своё отношение к читаемому.

1. Знакомство с текстом. Прочитайте стихотворение вслух 3—5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность). После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия — долгую. Отметьте места психологически значимых пауз перед фразой или после неё, перед предложением и после него.

Этот приём выразительности помогает точно передать суть предложения. Ознакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.

2. Представьте образ, чувства, настроение произведения. Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.

3. Используйте средства выразительного чтения. Научитесь правильно дышать. Отрегулируйте объём и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы — нехватка воздуха искажает голос.

4. Подумайте, достигли ли вы полного понимания. Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?

5. Прочитайте стихотворение своим одноклассникам. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.

6. Разбейте стихотворение на несколько частей. Учите стихотворение по частям. Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам.

7. Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьётесь точности, яркости, искренности прочтения.

• Какую памятку вы будете использовать при подготовке декламации стихотворений? Обоснуйте своё мнение.

11. Прочитайте фрагмент текста из пособия по риторике. Выделите в нём тезис и аргументы, которые автор использует для его доказательства. Согласны ли вы с утверждением автора? Приведите доводы, подтверждающие вашу мысль.

Выразительное чтение необходимо каждому образованному человеку, потому что:

1) приучает нас владеть голосом и дыханием, укрепляя лёгкие и грудь;

2) исправляет произношение, способствуя его ясности и правильности в ударениях;

3) заставляет находить в отдельных словах и целых выражениях известные оттенки смысла и отношения;

4) учит критически оценивать художественное произведение и логически верно прочитывать текст; правильно прочитанный текст легче усваивается и запоминается;

5) доставляет огромное эстетическое наслаждение, способствует эстетическому и общеобразовательному развитию личности.

12. Прочитайте определение партитуры текста и рассмотрите партитурные знаки — условные символы, которые используются при её написании.

Партитура текста — это своеобразная разметка речевых тактов, для которой используются партитурные знаки (обозначение акцента над ударным гласным, «логической паузы», логического ударения, повышения и понижения тона, ускорения темпа). Их выбор зависит от характера произведения.

В соответствии с задачей чтения выбираются интонационные средства — тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения, делается разметка текста: / — пауза, // — более долгая пауза, /// — очень долгая пауза.

Так обозначается

Замечания о тембре голоса выносятся на поля.

Замечания о жестах, сопровождающих речь, тоже размещаются на полях.

• Прочитайте стихотворение А. Пушкина и проанализируйте партитуру, сделанную вашим сверстником. Каких знаков не хватает в партитуре?

• Проанализируйте стихотворение: определите основной тон, авторские чувства, настроение. Дополните партитуру необходимыми знаками и исправьте неверные. Правильно ли отмечено повышение и понижение тона? Продекламируйте стихотворение.

Дома

Подготовьте декламацию одного из стихотворений Ф. Тютчева (тема 20).