Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

2. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теория литературы

Золотой век русской литературы — образное выражение, которым называют русскую литературу XIX века.

1. Прочитайте высказывание нашего современника — литературоведа Владимира Катаева. Какие границы золотого века русской классической литературы указывает автор?

Между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце.

2. Рассмотрите электронный форзац — информационный плакат «Золотой век русской литературы» в учебнике и на сайте http://www.orioncentr.соm.uа/російська-мова-та-література-інтегро/. Какие сведения можно из него почерпнуть?

3. Рассмотрите портреты писателей — представителей литературы золотого века. Прочитайте отрывки из их произведений, определите основную мысль каждого отрывка. Как эти поэтические или прозаические строки характеризуют писателя, его взгляд на роль поэта и поэзии, назначение искусства? Что служит фоном для «визитки» каждого писателя? Назовите произведения каждого писателя. Вспомните строки из стихотворений и басен, прочитайте их наизусть.

4. Прочитайте высказывание Ивана Франко о произведениях русских писателей XIX века. Назовите произведения, о которых, по вашему мнению, говорит украинский писатель.

Если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, пробуждали нашу совесть, пробуждали в нас человека, пробуждали любовь к бедным и обиженным.

5. Прочитайте фрагмент статьи о русской литературе XIX века в электронной хрестоматии и выполните задания к теме.

Дома

Составьте пожелания своим одноклассникам из афоризмов писателей XIX века. Не забывайте, что глаголы в пожеланиях имеют форму повелительного наклонения.

Рассмотрите в электронной хрестоматии натюрморт Сергея Андрияки. Как его можно назвать? Составьте натюрморт, посвящённый современной литературе и чтению, сфотографируйте или опишите его.