Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

19. РАЗЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УРОВНИ ТЕКСТА. ПОДТЕКСТ

1. Послушайте стихотворение в прозе «Пир у Верховного Существа» И. Тургенева. О чём в нём говорится? А о чём не говорится, но вы почему-то об этом подумали?

Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.

Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели... мужчин он не приглашал... одних только дам.

Собралось их очень много — великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.

Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.

Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвёл её к другой.

«Благодетельность!» — сказал он, указав на первую.

«Благодарность!» — прибавил он, указав на вторую.

Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял — а стоял он давно, — они встречались в первый раз!

Читаем научный текст

К тексту мы обращаемся с разными целями, но одна остаётся неизменной всегда — понять, о чём текст и что хочет сказать нам автор, то есть получить информацию. Но текст может содержать разные виды информации: события, факты, эпизоды, обзоры — это фактуальная информация, она выражается словами, её можно прочитать; оценки, важные положения, которыми человек руководствуется в своей деятельности, — это концептуальная информация. В научных и официально-деловых текстах она словесно выражена, а в публицистических и художественных может быть скрытой, то есть словесно не выраженной.

В тексте имеется ещё один вид словесно не выраженной информации — подтекстовая информация (подтекст). Она может быть извлечена в процессе глубокого анализа языка и содержания художественного или публицистического текста. Подтекстовая информация возникает благодаря знанию словесных знаков-символов, предметов-символов, использованных автором в тексте, а также благодаря высокому культурному уровню и богатому жизненному опыту читателя, которые порождают в его сознании всё новые и новые смыслы.

Характером информации, которую способен извлечь читатель, определяется уровень понимания текста. Низкий уровень понимания текста характеризуется извлечением только лежащей на поверхности фактуальной информации.

Глубокий уровень понимания текста характеризуется извлечением подтекстовой информации, то есть проникновением в глубинные смысловые пласты текста.

Подтекстовая информация, извлечённая читателями, может в чём-то совпадать, в чём-то и не совпадать, поскольку они имеют разный жизненный опыт, уровень образованности и культуры.

2. Прочитайте в электронной хрестоматии эссе С. Соловейчика «О вдохновении» из книги «Пушкинские проповеди». Определите доминирующий вид информации в тексте. Выражен ли словесно основной смысл текста? Если да, то в каких строках? Обоснуйте своё мнение. Определите тему и подтемы текста.

• Докажите, что тексту свойственна целостность. Какие средства связи между подтемами встречаются в тексте?

• Какие средства эмоционального воздействия на читателя использует автор?

• Разберите по составу слова вдохновение, изумительно, однообразная, подлинным, повседневных.

3. Прочитайте в электронной хрестоматии стихотворение в прозе И. Тургенева «Стой!». Вдохновенный художник слова, великий ценитель таланта в искусстве, писатель восторженно относился к таланту певицы Полины Виардо, под воздействием пения которой и было написано это произведение.

• Какие основные смыслы вы извлекли из стихотворения? Какими словами эти смыслы названы?

• Счастье — красота — свет — божественность — тайна поэзии, жизни, любви — бессмертие — вот что такое настоящее искусство, вдохновенное творчество. Расскажите, какие ассоциации возникали у вас при чтении стихотворения. Какую подтекстовую информацию вам удалось извлечь?

Дома

Выполните задание по выбору.

• Письменно проанализируйте смысловую структуру стихотворения в прозе И. Тургенева «Стой!» и покажите связь смысла и выбора языковых единиц (лексических, синтаксических), интонации. Придерживайтесь такой последовательности в изложении; Основной смысл текста складывается из отдельных смыслов — ... Выражая смысл..., автор не случайно употребляет слова:..., ведь они не только называют..., но и передают добавочное значение... (какое?). Этот вдохновенный восторг можно передать только с помощью такого синтаксиса, как у автора..., только с помощью интонации.... и т. д. Выучите стихотворение наизусть (пожеланию).

• Прочитайте в электронной хрестоматии текст «Мать и сын». Подготовьтесь пересказать фактуальную информацию. Запишите, какую подтекстовую информацию вы извлекли.