Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

14. ТЕКСТ: ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

1. Прочитайте текст корреспонденции старшеклассницы в молодёжный журнал. Какое заглавие к нему вы бы выбрали: «Хорошие “отцы” и плохие “дети”», «Вот такие мы», «Какая теперь молодёжь...», «Станьте нам друзьями, родители!», «Давайте увидим друг в друге хорошее»?

В каких заглавиях отражена тема текста, а в каких — тема и основная мысль?

Иногда идёшь по улице и слышишь: «Какая теперь молодёжь... А мы в их годы...» Сразу начинаешь думать, на чью сторону стать: опытных взрослых людей или нас, плохого и невоспитанного поколения.

Эта проблема существует уже столько, сколько существует человечество. Старшие стремятся научить младших, а те, в свою очередь, всеми силами отбиваются от их указаний. Если хорошо всё проанализировать, то можно понять обе стороны. Взрослые хотят уберечь нас от страданий, проблем и ошибок, которые сами когда-то пережили. В это тяжёлое время они стремятся помочь своим «чадам» выбрать правильный путь, чтобы те жили лучше, защитить их от жестоких правил современной жизни, плохой компании. Молодёжь же воспринимает эти советы как способ контроля над их независимостью, свободой. Выходит так, что мы не слышим своих родителей, родственников, учителей, а они читают нам длинные нотации и обвиняют во всех смертных грехах.

Иногда хочется узнать: хоть раз кто-нибудь спрашивал себя, почему молодёжь именно такая? Что влияет на юное сознание? Почему вместо того чтобы учиться, принимать участие в разных мероприятиях, заниматься спортом, молодое поколение всё делает наоборот: злоупотребляет алкоголем, сигаретами, грабит, «подсаживается» на иглу, «забивает» на учёбу?

Кто даёт молодёжи шанс на самореализацию? Никто! Немногие дети имеют возможности и силы, чтобы самим добиться чего-нибудь. Не хотим учиться! Почему? Потому что приходишь в школу — устаревшее оборудование, средства не выделяются, спортивного инвентаря и химических реактивов нет. Интересно учиться? Если честно — не очень. Идёшь вечером гулять — молодёжного центра тоже нет. Хочешь куда-нибудь поступить — плати. Большинство из нас складывает руки и начинает заниматься теми делами, от которых так стремятся отучить взрослые. Больно смотреть, как красивые умные юноши превращаются в лентяев, пьяниц, девушки курят. Все умеют осуждать... А кто-нибудь подумал, в каких условиях растёт молодёжь, попробовали родители, вместо розг и криков, поговорить с ребёнком, узнать, почему он так себя ведёт? Иногда сидишь и думаешь: «Как не утонуть в этом мире? Как найти свой путь? Где искать клочок земли, чтобы стать на ноги?».

Конечно, не все растворились в массе. Есть такие, которые, несмотря на всё, стремятся взять от жизни самое лучшее; те, кто твёрдо понимает, что никто не принесёт им все блага на тарелочке. Надо видеть что-то хорошее и иметь какую-то надежду, потому что тогда мы уже не будем людьми, а просто существами.

Очень часто провожу параллели на примере своего класса. Есть ученики, которые не хотят абсолютно ничего; есть те, которые хотят, но не имеют возможности; и есть ученики, которые стараются пробить себе дорогу в жизнь.

Говорят, что на детей очень влияет компания. Нет, это не так! Если у человека есть стержень, он никогда не сломается под чьим-нибудь давлением. Так почему же молодёжь такая? Точнее, её часть? Для старта каждому человеку нужна опора, а её нет. Куда ни посмотри — всё заброшенное, запущенное, каждый стремится загрести себе большую часть, нажиться на чём-нибудь. Молодёжь виновата лишь в том, что потерялась в дебрях жизни, не нашла истины, которой уже давно не существует.

И разве мы уж такие плохие? Разве не совершаем хороших поступков?...На примере своего посёлка скажу, что наша молодёжь (конечно, не вся) часто принимает участие в культурных мероприятиях, спортивных соревнованиях, работах по улучшению экологического состояния, различных конкурсах, в туристических походах; зимой мы колядуем; с ранней весны до поздней осени наши юноши играют на спортивной площадке в футбол, волейбол. В школе много талантливых и умных детей. Очень важно, когда среди равнодушных находятся те, кто верит в свои силы, в других людей, стремится своими действиями сделать что-то хорошее.

Но, несмотря ни на что, проблема отцов и детей остаётся. Молодёжь всё равно не услышит взрослых, а те снова и снова будут обвинять нас в плохом поведении, манерах. Всё изменится лишь тогда, когда мы все будем стремиться увидеть друг в друге что-то хорошее и вместо непрерывных укоров обеспечим близких поддержкой, пониманием, доверием и постараемся завтра быть лучше, чем сегодня.

• Какие нерешённые жизненные вопросы поднимает автор? Выразите своё согласие или несогласие, придерживаясь культуры речевого общения.

• Назовите ярко выраженные признаки текста. Обоснуйте своё мнение.

• Какие вы знаете способы проинформировать общество о своих проблемах?

Читаем научный текст

Тема текста — это предмет обсуждения в тексте, это словесно выраженное содержательное ядро текста, которое объединяет весь текст, делая его целостным.

В крупном тексте тема делится на подтемы, которые отражают содержание его частей. Например, тему прочитанной вами корреспонденции можно определить как трудные взаимоотношения современной молодёжи и старшего поколения, а подтемы, которые её составляют, следующие: извечное непонимание между отцами и детьми; причины поведения молодёжи, не учитывающиеся старшими; опоры для жизненного старта молодёжи; неоднородность среди молодых; хорошее в молодом поколении; условия, при которых может всё измениться.

В рамках темы текста автор может поднимать одну или более проблем.

Как определить тему текста?

Задать себе вопрос: о чём этот текст? Ответ на него составит формулировку темы.

Проблема — это нерешённый или трудно решаемый вопрос (вопросы), который (которые) автор поднимает в тексте, а иногда и указывает, каким путём его (их) можно решить.

В художественной литературе всегда поднимались актуальные «вечные» проблемы: проблема социального неравенства людей, проблема отношений между поколениями, проблема неразделённой любви и проч. Но, кроме «вечных» проблем, в текстах художественного и публицистического стилей поднимаются самые разные неразрешённые, жизненно важные вопросы: проблема коррупции, проблема отсутствия желания читать у школьников и взрослых, проблема трудоустройства, проблема вымирания села и множество других... Поднимая проблему, авторы привлекают внимание к ней, подталкивают читателей к её разрешению, предлагают варианты решения, которые и составляют основную мысль текста.

Основная мысль — это то главное, что хотел донести до сознания читателя автор, это лейтмотив текста.

В научных текстах основная мысль имеет чёткое словесное выражение. Обычно она заявляется во вступлении и подтверждается в заключении.

Как определить основную мысль текста? — Задайте себе вопрос: что хотел сказать автор читателям? Ответ на него и будет формулировкой основной мысли.

В художественных текстах основная мысль словесно не выражается. Она извлекается читателем в результате анализа содержания, языка текста на основе собственного жизненного опыта.

2. Прочитайте эссе С. Соловейчика «О нынешней молодёжи». Сравните содержание текста и корреспонденции девушки. Что отражено в заглавии эссе? Отличаются ли тема, главная мысль? Какие проблемы поднимает педагог в своём тексте?

А нынешняя молодёжь так избаловалась, что ни на что не похоже.

Вам приходилось слышать такие упрёки? Конечно. Со всех сторон только и слышишь обвинения в адрес нынешней молодёжи: избаловались, не хотят работать, ни о чём не думают, только о гулянках, не уважают старших, бездельничают...

Но слова, с которых мы начали, произносит не сердитая старуха на лавочке возле подъезда, а старый барин Гаврила Афанасьевич Ржевский из повести Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Говорит он это в самом начале XVIII века. Вон когда избаловалась молодёжь — три века назад!

А можно было бы найти такие же слова и в шумерской рукописи, созданной сорок веков назад. Сколько мир стоит, столько люди жалуются на молодых, на молодёжь.

А разве вы сами, глядя на ребят двумя классами моложе вас и возмущаясь ими, не говорите: «Мы были не такие»? Вероятно, это закон жизни: старшие жалуются на младших. А сердиться на законы жизни по крайней мере нелепо — их не переменишь. Так было, так и будет.

Сегодня — ваша очередь быть молодыми, значит, ваша очередь терпеть упрёки старших независимо от того, справедливы они или несправедливы.... Не стоит вступать в споры, не стоит ничего доказывать: старшие имеют право на эти упрёки, это привилегия старости — ворчать на нынешнюю молодёжь. Вы станете старыми — и вы будете возмущаться, как Гаврила Афанасьевич Ржевский.

Но, терпеливо принимая положенные упрёки, будем думать и о другом. Вы сейчас молоды, вы относитесь к тому поколению, которое сегодня называют словом молодёжь. Ваша молодость пришлась на самое острое, самое сложное время... Многое из того, что вы видите и что у вас есть, старшие не видели и не имели. Во многих отношениях вы первые, о вас потом будут говорить с уважением и даже с восхищением — вы прокладываете дорогу будущим молодым. Давайте же вместе поддерживать честь нынешнего молодого поколения, чтобы потом о вас сказали: «Они ни на кого не похожи», — но сказали это с уважением.

• Назовите пунктуационные правила, которыми определяется расстановка знаков препинания в шестом абзаце.

• Выпишите из текста предложения: а) бессоюзное сложное с причинными отношениями между частями; б) сложноподчиненное предложение с придаточной частью определительной; в) предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

• Прочитайте ещё одно эссе С. Соловейчика «О молодой надежде» (см. материал в электронной хрестоматии), определите его тему и основную мысль. Придумайтедля эссе название, в котором была бы отражена его основная мысль. Согласны ли вы с автором эссе? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Рассмотрите картины современного художника Сергея Совкова. Определите их тему. Что объединяет и отличает эти картины? Постройте и запишите своё сообщение в жанре сравнительной характеристики.

СХЕМА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

I. Что сравниваете? (Названия и авторы картин, ихтематика.)

II. Основная часть.

1. Общее в картинах:

а) ...;

б) ....

2. Отличия:

а) ...;

б) ...;

в) ...;

III. Вывод. (Что объединяет эти картины и текст в упражнении на предыдущей странице.)

Дома

Выполните одно из заданий по выбору.

• Напишите письмо-ответ автору корреспонденции на поднятый вопрос: «А разве мы уж такие плохие?». Приведите примеры в пользу вашего поколения, взятые из ресурсов Интернет, прессы и собственного опыта.

• Перечитайте текст корреспонденции из задания 1. Продолжите его, выражая своё мнение со слов: «Всё изменится лишь тогда, когда...». Приведите аргументы в пользу вашего мнения, взятые из прессы и собственного опыта.