Учебник по Русскому языку и литературе. 10 клас. Давидюк - Новая программа

ДОРОГИЕ ДЕСЯТИКЛАССНИКИ И ДЕСЯТИКЛАССНИЦЫ!

Первого сентября вы переступили порог десятого класса — первого класса старшей школы. Таким образом, вы снова как будто стали первоклассниками.

За пять лет в средней школе вы многое узнали, многому научились, многое можете и многое умеете. Но мир, в котором мы живём, не стоит на месте, он изменяется, развивается и движется вперёд. Вместе с ним продолжите своё развитие и вы. Вы умеете наблюдать и анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, понимать прекрасное — вы стали грамотными и культурными людьми.

Задумайтесь над не очень простым вопросом: можно ли стать грамотным и культурным человеком один раз и навсегда. Наверное, нет. Грамотность, как и культуру, нужно поддерживать, питать — умными книгами, хорошими поступками, здравыми мыслями.

Одна из таких книг — ваш учебник. Научитесь говорить с ним, и он откроет те тайны языка, которые вам ещё не известны, он подскажет, какие книги и как читать, какую музыку слушать, как смотреть на картины. Он научит видеть в другом человеке личность — со своим мироощущением и миропониманием, то есть со своей культурой. Он научит вас вести диалог — с учебной книгой, с учителем, одноклассниками, родителями, с текстами стихотворных и прозаических произведений, с историческими событиями и героями, с давно прошедшими эпохами и со своим временем и самое главное — с собой! Помните: только в диалоге постигается истина.

Мы надеемся и верим, что вы готовы к такому диалогу, а значит, вы готовы учиться и совершенствоваться всю жизнь.

Мы хотим, чтобы ваше знакомство с учебником было приятным и полезным и приносило удовольствие. Наслаждайтесь общением!

Обратите внимание, что огромное количество дополнительной информации, а также тексты для чтения вы найдёте в электронной хрестоматии на сайте Украинского образовательного издательского центра «Орион» в рубрике «Методическая поддержка».

От имени авторов с дружеским пожеланием успехов —

Людмила Давидюк

1. ЯЗЫК КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МЫСЛИ

Читаем научный текст

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Какие микротемы можно выделить в тексте? Совпадают ли они с абзацами?

Язык — это великий дар, делающий человека Человеком, сопровождающий его в быту и на работе, в раздумьях и общении.

Общаться можно и без слов, например, с помощью жестов или условных обозначений. Однако такие способы передачи информации являются вспомогательными: жесты лишь сопровождают или заменяют слова, а формулы (математические, физические, химические) имеют и словесное выражение. Только человеческий язык, характеризующийся, в отличие от языка животных, членораздельностью, когда любое высказывание членится на определённые элементы (звуки, слоги, морфемы, слова и др.), способен выступать всеобъемлющим средством общения.

С помощью языка мы можем решать какие-то насущные личные или общественные проблемы, делиться с другими своими идеями, сомнениями, чувствами, переживаниями, мечтами; мы можем также формировать мысль для себя, размышлять, строить планы, вспоминать; можем постигать окружающую действительность и хранить знания о ней, создавая собственную картину мира; можем просить, приказывать, требовать; можем выражать свои эмоции, творить и играть.

Учёные называют более десяти функций, которые выполняет язык в жизни человека, но важнейшие из них — коммуникативная (функция общения) и познавательная (функция формирования мысли).

Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся средством формирования мысли и выражения чувств и волеизъявлений людей и использующаяся в целях познания и общения. Применение имеющихся языковых средств и правил их употребления непосредственно в процессе коммуникации людей называется речью.

Такие же функции выполняет речь — реализация языка в конкретной ситуации, когда человек говорит, слушает, пишет или читает. При этом одна из функций, как правило, выступает на первый план. Например, в бытовом диалоге, в SMS-сообщении главной обычно оказывается коммуникативная функция, а в теоретической части учебника, как в той, которую вы сейчас читаете, — познавательная.

Язык и речь тесно связаны между собой. В речи используется всё то, что есть в языке: языковые единицы и правила их соединения, — но при этом конкретизируется, индивидуализируется. В речи, как явлении более подвижном, изменчивом, появляются новые единицы, создаются необычные комбинации слов (прежде всего это неологизмы, яркие образные обороты), многие из которых затем закрепляются в языке.

Язык изучается наукой, которая называется языкознанием, или лингвистикой (от латинского lingua — язык).

Важнейшие функции языка и речи — коммуникативная и познавательная. На их базе развиваются эстетическая, метаязыковая, игровая и другие функции.

• Какую науку называют лингвистикой? Подберите русские синонимы названия этой науки (см. материал в электронной хрестоматии).

• Перечислите важнейшие функции языка. Какие из этих функций присущи тексту, который вы прочитали? Аргументируйте своё мнение.

• Составьте, работая в паре, диалог, в котором нашли бы отражение обе важнейшие функции языка. Тему выберите сами из тех, которые вы сейчас изучаете, в том числе и по другим предметам.

1. Назовите значения слова язык (см. материал в электронной хрестоматии). Какие из них являются устаревшими, малоупотребительными? В каком из значений употреблено слово язык в тексте, который вы прочитали? Запишите это значение, оформив как предложение, где главные члены выражены существительными, а глагол-связка отсутствует; объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.

2. Школьница Настя, героиня книги академика В. Г. Костомарова «Жизнь языка», неожиданно для себя обнаружила, что слово язык, обозначающее важнейшее средство общения людей, может соотноситься с разными явлениями. Ознакомьтесь с рассуждениями девочки.

Докажите, что в этих размышлениях слово язык используется как термин. Какие признаки текста сближают его с научными сочинениями? Назовите слова одной морфологической формы, которая редко используется в устном общении, а в данном тексте встречается часто.

Чудные они, филологи. Выдумали какую-то нелепую жизнь языка. Жизнь — век от рождения до смерти, а разве язык появляется и исчезает? <...> Все люди на свете умеют говорить. «Мыслящий человек — человек говорящий». Значит, язык бессмертен. Вечен, как, раз возникнув, человек, лес...

Настя неожиданно задумалась. В действительности-то есть отдельные, приходящие и уходящие дети и старики, мужчины и женщины, немцы, узбеки. Есть хвойный, смешанный, корабельный, молодой и старый, вырубленный и вновь посаженный лес. Видно, и Язык (Настя мысленно изобразила его с прописной буквы) выходит наружу меняющимся множеством конкретных языков. Слово со строчной буквы имеет множественное число: английский, греческий, татарский, иностранный, родной языки.

Языки связаны с говорящими на них людьми, с народами, странами, а Язык — с Человеком, созидающим его разумом и коллективным трудом.

• Почему в рассуждениях героини книги два нарицательных существительных написаны с большой буквы? Что такое Язык и язык в представлении девочки? Отличаются ли эти слова грамматически? Какое из них общее, абстрактное, а какое — частное, конкретное? Какое из двух понятий может быть противопоставлено языку животных? Сформулируйте и запишите оба значения термина, взяв за основу толкование из предыдущего задания.

• Расскажите, что вы знаете о языке животных (см. материал в электронной хрестоматии). Объясните, чем он отличается от языка человека.

Историческая справка*

Язык любого народа, т. е. естественный, не созданный искусственно язык, зарождается и функционирует как звуковой. Письменность появляется намного позже и проходит несколько этапов, начиная с передачи речевой информации с помощью рисунка.

В основе алфавитного письма, которым сейчас пользуются большинство европейцев (на буквенном принципе построены латиница и кириллица), лежит греческая система письменности, которую греки переняли у финикийцев, дополнив буквами, обозначающими гласные звуки.

Распространение той или иной системы письма нередко сопровождалось закреплением чужого языка в качестве письменного литературного. Так, романские и германские народы использовали латынь, а славяне — старославянский, язык переводов церковной литературы, выполненных Кириллом и Мефодием и их учениками во второй половине IX — начале X века.

Самый древний памятник старославянской письменности, созданный, как считают учёные, именно в это время на территории современной Чехии, находится в Институте рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского. Уникальный, бесценный памятник, достояние всех славян, называется Киевскими глаголическими листками — по месту его хранения.

Всего насчитывается около двадцати старославянских рукописей, дошедших до нашего времени. Они выполнены двумя графическими системами: кириллицей и глаголицей. У восточных и у большинства южных славян закрепилась и до сих пор применяется кириллица.

1 Дополнительный материал и задание см. в электронной хрестоматии.

3. Прочитайте историческую справку. Как вы понимаете обозначение естественный язык? О каких искусственных языках говорилось в начале теоретической части?

Приведите другие примеры искусственных языков (см. материал в электронной хрестоматии).

Перед вами перевод названия и начала известного произведения русской классики на один из таких языков. На какой? Вспомните и прочитайте наизусть пролог этого произведения.

A. Pusxkin

Ruslano kaj Ludmila

Prologo

Sur mara bordo izolita

verdighas kverko; ora cheno

sur ghi, kaj kato instruita

ghin chirkauiras en promeno;

ghi iras dekstren — kaj kantadas,

maldekstren — fablon ghi parolas.

Esperantighis V. Devjatnin (1908)

• О каких искусственных языках вы узнали, изучая информатику? Дайте определение языка программирования.

• Сравните сферы функционирования естественных и искусственных языков.

Дополнительно

В исторической справке упоминаются два мёртвых языка. Какие? Почему они так называются?

4. Прочитайте отрывки из эссе П. Мовчана «Мова — явище космічне». Назовите важнейшие функции языка. Как о них говорится в эссе? Переведите и запишите соответствующие предложения, устно объясните постановку тире в них.

I. Що таке Слово? — запитуєш себе. I чіткої відповіді дати не можеш. Це все, i водночас ніщо... Звук... Ефемерність, привид... Але ж i реальність. <...> Коли воно виникло, оте першослово? Гай-гай... За часів Адама? Можливо... Але акт пойменування світу був актом космічним, світотворчим, i він був рівнозначний актовісвітобудування. I це стало особливо зрозумілим у наш світоперебудовчий час, коли людина постала «геологічною силою» (Б. Вернадський), коли біосфера перейшла у новий еволюційний стан — ноосферу. Й усе це — завдяки Слову, через Слово, адже думка втілюється передусім у Слові. <...>

II. I найперший можновладець, i найпослідущий злочинець ypiвнюються Словом, бо змушені послуговуватися однією мовою. Перед Словом piвнi, як перед світом: перед небом, землею, сонцем. Але в кожного свій промінь, у кожного своє осоння. Одні гріються, інші мерзнуть, а треті згорають. I pівність виявляється умовною, позаяк у кожного своя доля, свій земний строк. Повітря на вcix одне, але не всюди воно однакове, й у кожного свій подих, свій об’єм легеневий. I мова на кожен народ одна... Проте у кожного сущого на землі свій голос, свій тембр, своє інтонаційне забарвлення. <...> Мова — універсальна, але користування нею вкрай індивідуальне. І всі разом говорити не можуть. І той, хто розмовляє, завжди вкладає певну енергію в мову. Отже, мова — це своєрідний енергопровід: від одного до іншого, від одного до багатьох.

Дополнительно

Определите виды и способы связи предложений во втором отрывке. Выпишите все сложные слова и переведите их.

5. Прочитайте письмо И. Бунина к Б. Гринченко — писателю, переводчику, автору первого фундаментального «Словника української мови». Из каких частей оно состоит? Какая функция языка представлена в нём? Какие правила культуры речи характерны для личной переписки хорошо воспитанных людей?

Многоуважаемый Борис Дмитриевич!

Мне очень давно хотелось познакомиться с Вами <...>. Решаюсь на это теперь и, поверьте, — в силу искреннего интереса к Вашему дарованию. Был бы очень рад, если бы Вы прислали мне Вашу последн<юю> книгу стихотв<орений>. <...>

От себя предлагаю Вам мою последнюю вещь. Извините, что посылаю в перепечатке, и не корите, если есть в ней некоторые промахи: знаю и люблю Украину пока настолько, насколько мог узнать и полюбить коренной орловец.

Весной отправляюсь в пешее хождение по Украине, буду, м. б., и в Чернигове, и очень хотел познакомиться с Вами, если Вы хотя немного разделяете моё желание.

Искренно уважающий Вас Ив. Бунин

6. Какие программы, использующие Интернет, специально предназначены для реализации коммуникативной функции языка? Чему обычно посвящены созданные с их помощью тексты?

Какие значки, напоминающие рисуночное письмо, получили широкое распространение в переписке с помощью новых средств связи?

Прочитайте запись:

Одинаковые ли варианты получились у вас и ваших одноклассников? Почему? Может ли это послание так же точно и полно отразить ваши мысли, как если бы вы его написали словами?

7. Составьте словосочетания со словами язык и речь, используя прилагательные богатый, быстрый, живой, искусственный, международный, русский, и запишите их.

Что общего и различного в употреблении терминов? О чём это свидетельствует?

8. Учёные-языковеды обычно при объяснении отличия языка от речи проводят аналогию с шахматами: язык в таком случае сравнивается с фигурами и правилами их передвижения на шахматной доске, а речь — с шахматной партией. Представьте, что вы садовод, повар или инженер. Объясните, что такое язык и речь, используя привычные для представителей этих специальностей понятия. Совпадает ли картина мира, система ценностей у разных людей, или у каждого из нас они свои? Какая функция языка связана с формированием картины мира?

9. В эссе П. Мовчана наряду с основными реализуется ещё одна функция языка — эстетическая (художественная). Какие образы использует автор, говоря о различии языка и речи? Основной приметой каких текстов является образность? Прочитайте отрывок из рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки».

Докажите, что в данном тексте реализуется эстетическая функция. В каких текстах эта функция является основной?

...Вспоминается мне ра(н/нн)яя погожая осень. <...> ...бабьим летом паутины много село на поля. Это <...> добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядрё(н/нн)ая»... Помню ра(н/нн)ее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые а(л/лл)еи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах мёда и осе(н/нн)ей свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане*, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непреме(н/нн)о в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звёз..ное небо, чу..ствовать запах дёгтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте дли(н/нн)ый обоз по большой дороге. <...> И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на кора(л/лл)овых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук с..ыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпа(н/нн)ая соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут — особе(н/нн)о.

Тархан — торговец, скупщик, разъезжающий по деревням (устар. и диал.).

• На каком из своих ощущений автор делает акцент? Подтвердите свой ответ фрагментами текста.

• Объясните написание слов, в которых нужно сделать выбор букв.

• Объясните значение слова тенетник, исходя из контекста.

10. В предыдущем задании вы объясняли значение одного из слов с помощью языка. Такая объяснительная функция языка называется метаязыковой (начальная часть восходит к греч. meta — после, за, через). Найдите фрагмент в эссе Павла Мовчана, где реализуется эта функция. В каких ещё заданиях вы встречались с ней? В каких книгах она является основной?

Всегда ли значение слова в языке, отражённое в толковых словарях русского языка, совпадает со значением этого слова в речи? При ответе сравните значение слова мысль в словаре (см. материал в электронной хрестоматии, пункт 1) и в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: [Моцарт.] Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня я их набросал (см. сцену встречи Моцарта и Сальери, тема 7 в электронной хрестоматии).

Для чего используется принцип гипертекста в Интернете? Как обычно обозначается гиперссылка? (См. материал в электронной хрестоматии, пункт 2). Приведите примеры реализации метаязыковой функции в гиперссылках.

11. Прочитайте отрывок из «Книги о языке» Франклина Фолсома и скороговорки. Как вы думаете, в каком случае реализуется игровая функция языка? В каком задании вы её уже наблюдали?

I. ...можно играть в футбол и за всё время не произнести ни слова. <...> А без языка всё равно не обойдёшься. Ведь нельзя играть, не зная правил. Футбол потому и футбол, что у него свои правила, а правила состоят из слов. Слова — это орудия: без них никакой игре не научишь...

II. 1. Идёт Глеб с хлебом. Глеб идёт с хлебом. С хлебом идёт Глеб домой на обед. 2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. 3. К Габсбургам из Страсбурга. 4. Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

• Приведите свои примеры скороговорок. Объясните, для чего детям «прописывают» скороговорки. Придумайте сами название соответствующей функции языка.

12. Прочитайте и истолкуйте пословицы. Какие из них связаны с темой, которую вы изучаете?

1. Язык до Киева доведёт. 2. Мал язык, да человеком ворочает. 3. Язык голову кормит, он же и до беды доводит. 4. Язык мой — враг мой. 5. На языке мёд, а под языком лёд. 6. Не спеши языком, торопись делом. 7. Языком болтай, а рукам воли не давай. 8. По речам можно человека узнать. 9. Речь без пословицы что каша без масла. 10. Думу трижды вокруг головы оберни, да раз выскажи. 11. Без мыслей человек не живёт.

• Составьте и запишите план изученной темы, используя пословицы и раскрывая в скобках микротему, по образцу: Мал язык, да человеком ворочает (о значении языка в жизни общества).

Дома

Прочитайте в электронной хрестоматии рассказ В. Набокова «Музыка» и напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: 1) «Язык и искусство»; 2) «Является ли язык универсальным средством общения?».

В своих рассуждениях обратите внимание, как воспринимают музыку исполнитель и главный герой, знают ли персонажи рассказа точное название музыкального произведения. Подумайте, может ли музыкальная мысль быть передана словами без утраты информации?

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст